Джерард Гир: скульптура из костей животных
Ехидна (2014 год)
Скелет ехидны
Произведения австралийского художника то и дело вызывают вопросы местного Департамента окружающей среды. Готовые к отправке на выставку или очередному коллекционеру за рубеж, скелеты странных животных заставляют чиновников задуматься, разрешены ли к вывозу эти невиданные камни и кости — то ли «краснокнижные», то ли инопланетные.
На обочине
Когда-то родители будущего художника спасли малыша-опоссума, который сидел на дороге у тела своей матери, сбитой автомобилем. Сумчатая пушистая Жасмин стала любимицей всей семьи и прожила долго, однако в 2005 году ее задрала уличная кошка. «Мне захотелось создать что-нибудь прекрасное из тех костей, которые от нее остались, — вспоминает Джерард. — Как бы отдать дань памяти, и это стало мощной движущей силой для творчества». Вдохновленный этой силой — и большим впечатлением, которое скульптура произвела на домашних, — Джерард всерьез увлекся таксидермией и «костяной скульптурой».
Ленивец (2014 год)
Череп вомбата с пером страуса на подставке из бронзы и эвкалипта
Материал находился тут и там на обочинах — те же сбитые водителями животные, ставшие ненужным прахом, но под рукой художника превращавшиеся в нечто совершенно новое и необычное. «Использование костей в работе изменило мое восприятие этих тел, — объясняет Гир, — я перестал видеть в них лишь то, от чего стоит побыстрее отвернуться». Вскоре соседи стали приносить Джерарду и своих умерших домашних питомцев, хотя сам он все равно отдавал предпочтение собственноручно добытым скелетам — по его словам, история и обстоятельства находки становятся важной составной частью духа будущей скульптуры.
Карьера автора необычных скульптур развивалась быстро. Страницы в Instagram и Facebook, на которых Джерард Гир делился снимками своих работ, стали вирусными в Сети. Понемногу появились и заказчики, готовые их приобрести. Однако в 2013 году, когда художник попытался переслать такое отправление, Департамент окружающей среды и сырьевой промышленности (DEPI) проинформировал его о необходимости получить официальное разрешение на то, чтобы останки австралийского животного пересекли границу страны.
Дело мастера
«Парой недель спустя ко мне домой заявились двое сотрудников DEPI. Они принесли с собой распечатки моих произведений, которые я выкладывал онлайн», — вспоминает Джерард Гир. Чиновники показали ему и подписи, в которых художник пояснял, из костей каких именно зверей собрана необычная скульптура, где и как они были получены. Оказалось, что дело уже возбуждено, и хотя непреднамеренность нарушения очевидна, последствия могут оказаться самыми серьезными: штраф до 50 000 долларов и несколько лет заключения. Чиновники, правда, предложили выход: срочно избавиться от всех скульптур и всех животных останков.
Стая медуз (2015 год)
Мелкие кости животных на основе из американского дуба
Соединенные крысы (2016 год)
Скелеты крыс на подставке из эвкалипта
Художник решил бороться и обратился к адвокатам австралийского Arts Law Centre. «Было бы большим разочарованием получить максимальное наказание в случае, когда артист не нанес ущерба ни одному животному, не ловил их, не убивал», — сказала по этому поводу ведущий юрист Arts Law Centre Делвин Эверальд. История получила широкое освещение в местной прессе, и уже через несколько недель на Гира снова вышли чиновники DEPI, сообщив, что готовы в данном случае сделать «небольшое исключение». Ему разрешили оставить уже собранные кости и готовые работы, но не передавать их за рубеж без получения разрешения и впредь законов не нарушать. В том числе прекратить и поиски новых материалов вдоль дорог.
Следы невиданных
На то, чтобы прийти в себя после всех этих перипетий, у Джерарда ушло около года. Однако нет худа без добра, и за это время он нашел неожиданный, по‑настоящему художественный выход из ситуации, в которую попал из-за чиновников DEPI. В работах этого периода заметен резкий переход от попыток скопировать и воспроизвести настоящих жителей Австралии к созданию образов странных, изысканных вымышленных существ. Используя кости животных, широко распространенных по всему миру и не вызывающих интереса у агентов DEPI, Гир собирает из них новых созданий, которые сохраняют лишь дух экзотической австралийской фауны.
Жадеит Венеры (2016 год)
Череп верветки, покрытый кристаллами, на подставке из меди и американского дуба под стеклянным колпаком
Статья «Милые кости Джерарда Гира» опубликована в журнале «Популярная механика» (№8, Август 2017).