Дюна, которую люблю и ненавижу. Часть 1: Мир Дюны

Дюна, которую люблю и ненавижу. Часть 1: Мир Дюны Дюна, Фрэнк Герберт, Длиннопост

Летом 2023 года мне довелось, а точнее дошли наконец руки, познакомиться с циклом книг, повествующей о пустынной планете Арракис и приключениях некоторых представителей дома Атрейдес.

Хотелось бы пройтись по каждой из шести книг, вышедших из-под пера Фрэнка Герберта, и подвести итог данному приключению. Ниже будут спойлеры.

На этом моменте мне стало понятно, что рассказать о Дюне, не пояснив о мире - не выйдет. Если вы хотите раскрыть тайны мира Герберта сами - пропустите статью "Мир Дюны".

Истоки

Описать устройство мира не самая простая задача. Помимо ярких, но сложных деталей, нет четкой позиции, откуда вести повествовании. Я решил выбрать самое начало - Батлерианский Джихад. Конкретно данная часть, для нашей современности, изобилует клише. Человечество достигло того уровня прогресса, на котором создаются разумные роботы. Последние решают избавиться от людей и начинается война, где существа, для которых логика это шутка, побеждают жестяных банок. На этом клише кончается и начинается оригинальная идея. Вычислительные машины - зло, человечество отказывается от всей техники, которая, по мнению правительства, является слишком умной. То есть тостер вы иметь можете, но вот компьютер, который сможет держать нейросеть, будет подлежать немедленному уничтожению, вместе с владельцем. Конец войны ознаменовал новый миропорядок для человечества на следующие 10000 лет! Отныне, форма правления представляет феодализм, где во главе всего стоит дом Коррино. Имя дома взято в честь планеты, на которой была поставлена точка в противостоянии человека и мыслящей машины.

Гильдия навигаторов

Космический феодализм это конечно интересно, но как человек вообще перемещается по космосу? Перевозками в мире Дюны занимается Гильдия Навигаторов. Гильдия имеет полную монополию на межпланетные перелеты, так как их гигантские корабли способны вмещать огромное множество прочих судов, неспособных к перемещению на большие расстояния. Переброска армии или переезд знатного рода это очень дорогое дело, потому Гильдия богата влиянием и ресурсами. Но это ещё не всё, полеты опасны, проложить безопасный маршрут, вычислить все нюансы, чтобы судно на огромно скорости не врезалось в планету, или астероид, или солнце, или ещё что - большое дело. Как им это удается без использования мощной вычислительной техники? Для замены компьютеров Герберт ввел специальных людей - ментатов.

Ментат

Живой компьютер. Обычный человек, которого обучают специальным образом, чтобы его мозг был зациклен на расчетах. Ментат должен получать информацию постоянно, его разум не бывает спокоен, он всегда думает, вычисляет. Логическая машина из плоти и крови. Иметь при дворе ментата - почет и огромное преимущество. Благодаря дару вычислять вероятностей, памяти к деталям, они являются прекрасными советниками и стратегами. В Гильдии Навигаторов ментаты становятся теми самыми навигаторами, которые прокладывают безопасный путь корабля от точки до точки. Однако, такой ментат должен постоянно потреблять специю, для усиления своих способностей.

Специя

Специя, спайс, пряность, меланж. Нежный запах корицы, приятная приправа к еде, секрет долголетия, усилитель мыслительных функций и самый ценный ресурс в известном человечеству космосе. Вызывает привыкание, постоянное поглощение специи меняет цвет белков глаз на темно-синий. Отказ от специи, в таком случае, приведет к постепенному ухудшению состояния и, в конечном итоге, смерти.

Шаи Хулуд

Песчаный червь Дюны, продуктом жизнедеятельности которого является всеми желанная специя. Существуя, по началу, как бесформенные многоклеточные существа - песчаная форель, вырастают до гигантских зубастых червей ( в глубокой пустыне фиксировали особей превышающий в длину 400 метров! ). Как раз из-за них, добыча специи столь опасна. Огромные установки, отсеивающие ресурс от песка, создают вибрации привлекающие червей. Размеры позволяют Шаи Хулуду разрушать и пожирать добывающие установки вместе с работниками.

Арракис

Пустынная планета, на которой водятся песчаные черви. Любые попытки переселить червей приводили к неудаче - черви умирали. Арракис был и остается единственным местом, где добывается специя. Так как человечество отказалось от большинства технологий, то и возможностей искусственно синтезировать специю не осталось, а потому, у кого Арракис - у того власть.

Фремены

Аборигены Арракиса. Живут в огромных количествах в своих убежищах, удаленно от наземных городов, потому никто не знает точное количества Фременов. Их принимают за отсталых дикарей, влачащих жалкое существование в пустыне. Вопреки вышесказанному, Фремены достаточно развиты, чтобы пользоваться техникой, создать специальный костюм для выживания в пустыне, превосходящий по характеристикам любые другие костюмы, распространяемые на Арракисе. Являются глубоко верующими людьми с мечтой о преображении планеты из ужасающей пустыни в райский сад. Тяжёлые условия выживания сделали Фременов суровыми и прагматичными. Мерой человека является сила и количество воды, которой тот владеет.

Забавный факт: почему фрЕмены, а не фрИмены. В оригинале написание следующее: fremen. Когда Герберт давал название, он конечно же намекал на слово Free - свободный, но если фрименов называют свободным народом, в оригинале получается масло-масляное. Однако для нас такой проблемы нет, а потому, считаю, что каждый волен читать так, как ему комфортнее, несмотря на транскрипцию. Читаем, чтобы получать удовольствие, а не рассуждать о правильности произношения.

Бене Гессерит и Преподобная мать

Бене Гессерит - орден, который занимается селективно-генетической программой, состоит исключительно из женщин. Целью ордена было выведение так называемого Квизац Хадераха, подконтрольного только им. Представительницы ордена прекрасные бойцы и обольстительницы. Отдельные представительницы способны распознавать ложь, а их главное оружие - голос. Гессеритки, или как их иногда зовут - ведьмы, способны управлять людьми. Это делается при помощи подбора специальной интонации, благодаря чему воздействие идёт на подсознание, взывая к генетической памяти, рабскому прошлому. Человек, практически, не способен сопротивляться такому воздействию, безвольно выполняя команды, движимый необъяснимым страхом и раболепием ( немного перегнул, конечно, для красного словца, но принцип голоса, примерно, такой).

Преподобная мать - та кто зрит прошлое. Гессеритка, испившая специальный яд и пережившая его агонию. Выжив и сохранив разум, Преподобная мать получает доступ к генетической памяти предков по женской линии, благодаря чему может черпать знания древних времён. Однако, они не злоупотребляют этой возможностью, так как генетическая память несёт огромный риск - потеря собственной идентичности и, как следствие, контроля над собой.

Квизац Хадерах

Преподобная мать, ментат и навигатор в одном лице. Тот кто зрит прошлое, настоящее и будущее. Везде в любой момент. Сверхчеловек. Мужчина, который открыл доступ к генетической памяти по женской и мужской линиям, но, помимо прошлого, может видеть будущее.

Мерзость

Человек - захваченный чужими воспоминаниями. То, что получается если не держать под контролем генетическую память. Сущность человека из прошлого начинает заполнять сознание жертвы, сводя ту с ума, превращая человека в безумный симбиоз из вторгнувшейся и настоящей личностей. Такие сущности принято убивать у Бене Гессерит, так как поведение мерзости всегда непредсказуемо опасно.

Важность ближнего боя в Дюне

Огнестрельное и энергетическое оружие в мире Герберта есть и активно используется, но почему ближний бой так важен? Во вселенной Дюны была изобретена технология специального щита, который сделал огнестрел бесполезным, а использование энергетического оружия - небезопасным. Щиты компактны, легко надеваются на человека и могут защищать как отдельные части, так и всё тело. Изюминка щита в его способности замедлять объекты - пули или осколки просто не проникают сквозь барьер, мгновенно теряя импульс. Однако, если щит будет останавливать все, что через него проходит, то владелец просто не сможет дышать, ведь воздух не сможет преодолеть барьер. Потому щиты в Дюне настроены так, чтобы пропускать медленно движущиеся объекты. Такие условия заставили жителей вселенной Дюны по новому взглянуть на умение владения ближним боем. Не достаточно просто ткнуть человека ножом - необходимо это делать с определенной скоростью, чтобы барьер пускал лезвие через себя. Эффективны стали и иглометы, скорость снарядов которых достаточно мала, чтобы проникать сквозь щит. Энергетическое оружие и вовсе, при контакте с щитом, создаёт мощный взрыв, уничтожающий и стрелявшего и цель, от того практика применения такого типа оружия столь не популярна.

Заключение

Пожалуй, это все что я хотел пояснить по миру Дюны. Там конечно есть ещё несколько терминов и тайн, но их, как по мне, лучше узнать самому. Основные моменты проговорены и можно приступить к книгам.

Если есть дополнения или вы заметили неточности, прошу в комментарии :)