Дьяковская культура средней полосы России
Прошлый пост был о Пшеворской культуре Польши: https://pikabu.ru/story/pshevorskaya_kultura_v_polshe__germa...
В серии рассказов о древних культурах Европы настал черед лесной полосы России и населения, которое, предположительно, оставило нам такие топонимы, как Валдай, Талдом.
Датировка: 6-5 века до н.э — 4-6 века н.э.
В этом промежутке расцвела и пала Римская империя, сарматы сменили скифов, а затем народы под натиском гунн двинулись в новые места.
Расположение: области России — Вологодская, Костромская, Владимирская, Московская, Ярославская, Ивановская+ Смоленская и Тверская
Названа по: Дьякову городищу в черте Москвы (с 60-х) у музея-заповедника Коломенское. Сама деревня названа в честь дьяка князя Владимира Храброго.
Раскопки в конце 19 века проводили Д. Я. Самоквасов и В. Сизов, выделил культуру А. А. Спицын.
Соприкосновение с другими культурами: С юго-востока с ней соседствует родственная городецкая культура (Среднее и Нижнее Поочье), с севера – родственная культура, называемая иногда ильменской, с запада – эсто-ливская, а с юга — культуры штрихованной керамики, днепро-двинская, мощинская.
Двигаясь на запад первые дьяковцы подчинили абашевскую и фатьяновскую культуры — культуры с большой степенью достоверности индоевропейские. Причем были боевые столкновения (В. Шпаковский и О. Фадеева).
Этническая принадлежность:
Б. А. Рыбаков отождествлял население с лесными йирками Геродота.
Дьяковская и городецкая —потомки культуры текстильной керамики позднего бронзового века Волго-Окского междуречья в академической науке считаются культурами предков финно-пермских народов, таких как меря, весь (вепсы), мурома, мещера и мордва (эрзя и мокша). Материальная культура костромской мери наилучшим образом сохраняет черты дьяковской.
Хозяйство: скотоводческое мясного направления — коровы, свиньи; разводились и лошади, но не как тягловый скот, а на мясо, а впоследствии также для верховой езды (найдены псалии и удила).
Охотились на лося, оленя, медведя, кабана, косулю, тетерева, рябчика (ради мяса), на бобра, куницу, лису и выдру – ради пушнины. Для охоты на мелкого пушного зверя использовались специальные стрелы с тупым наконечником (чтобы не попортить шкуру).
Земледелие существовало, но было примитивным и носило вспомогательный характер. Возделывали просо, ячмень и пшеницу, а также коноплю и лён — последние часты к концу существования культуры.
По мнению Д. А. Авдусина, оно не было подсечно-огневым, так как для этого нужно много топоров, а они на дьяковских городищах редки. Мотыгами возделывали участки высоких берегов, а заливные и пойменные луга шли под пастбища.
Поселения и жилища: Небольшие селища, а потом городища (1-3 тыс. кв. м) строились на высоких берегах рек при впадении в реку ручья или другой речки, на образованных этим треугольных мысах.
Полагают, что такое городище было и на месте Московского Кремля. Известно около 300 селищ и более 200 городищ. В начале нашей эры при городищах появляются неукрепленные селища, так, например, у Дьякова городища было два селища — «Выгон» и «Чертов городок».
С открытой стороны городища укреплялись поначалу слабо, только рвом и частоколом. Вскоре, однако, укрепления усиливаются: городища обносят валами, а затем с напольной стороны стали возводить валы с обеих сторон рва. Кунцевское городище было окружено даже тройной линией валов и частоколов. Вместо частоколов стали возводить «жилые стены» – ряды бревенчатых построек, хозяйственных и жилых, сомкнутых так, чтобы служить и оборонительными стенами городища (если такие срубы заполнить землей, получатся древнерусские «городницы»)
В городище проживало 50-200 чел. За пределами речных долин дьяковцы не жили, так что плотность населения в дьяковскую эпоху была низкой. На всей территории современной Москвы известно 10 городищ, то есть на эту территорию приходилось около 1000 человек. Осваивалась территория примерно в радиусе 3 км от городища (охотничьи угодья, пастбища, поля)
Жилищами были сначала круглые полуземлянки с коническими крышами, а позже — длинные дома площадью в 50 — 70 кв.м. Например, в Дьякове один из раскопанных домов составлял в длину 15 м при ширине 3,5 м. Дома были срубные либо столбовые, стены из тонких бревен (возможно, плетня), обмазанных глиной. Входное помещение (типа сеней) было холодным, остальные — теплыми, с каменным или глинобитным очагом в центре. Пол посыпали песком либо обмазывали глиной, устилали травяными циновками. В последние века существования культуры вместо больших длинных домов стали возводить небольшие бревенчатые постройки на опорных столбах, квадратные в плане. Считают, что от них традиция ведет к севернорусским срубам. Обнаружены кирпичи специфической формы («рогатые»).
Кроме жилищ, имелись и хозяйственные постройки — хлева и амбары, а также кузницы и общественные мастерские для прядения и ткачества.
Социальное расслоение: Среди обитателей городищ нет имущественной дифференциации. Поэтому полагают, что дьяковцы жили родовым строем, каждый род — в особом городище; стада скота содержались в общем загоне (составляя, очевидно, родовую собственность).
Материальная культура:
Керамика: лепная, поначалу «текстильная» или «сетчатой» (как в предшествующей культуре текстильной керамики) Реже встречаются сосуды с рогожной поверхностью, ещё реже — со штрихованной поверхностью.
Но с 3 в. н. э. текстильную керамику сменяет гладкая грубая посуда с массой примесей в тесте, богато орнаментированная по краю венчика и по верхней части стенок (гребенчатый штамп, защип по верху, прочерчивание); есть и более совершенная чернолощеная (как у балтов). Горшки плоскодонные, приземистые, с оттянутым венчиком, а также вытянутые баночной формы и миниатюрные сосудики.
Металл: Металла было не так много, зато широко использовались орудия из кости и, по-видимому, дерева, а на ранних этапах культуры ещё и каменные. Основные орудия поначалу – костяные наконечники стрел и многозубые гарпуны. В начале существования культуры металлические орудия еще бронзовые, потом они сменяются железными. В частности распространяются железные наконечники стрел с двумя шиловидными выступами в основании пера, с черешком для крепления к древку. Цветные металлы остаются для украшений скифского облика.
Специфичны для дьяковской культуры небольшие глиняные предметы неясного назначения «грузики» в виде усеченного конуса с внутренним канальцем, со следами потертостей и нитей. Основание конуса – с насечками или рубчиками. На поверхности — точечный орнамент, свастики, другие рисунки. Предметы эти появились на рубеже эр.
Высказано множество гипотез о назначении этих предметов – от крышек масляных ламп и рыболовных грузил до пуговиц и культовых вещиц (вместилищ душ умерших), но наиболее распространены две трактовки — либо это пряслица, либо грузики для вертикального ткацкого станка.
Большое влияние на западный ареал культуры с начала нашей эры оказали балты — соотношение ареала балтской топонимики с частью дьяковской культуры и совпадение с ареалом позднедьяковских серьг. Другой вопрос, что язык мери не сохранился, однако эрзяне имеют древний балтский пласт заимствований, и генетические пересечения с балто-славянами по мужской линии. С приходом балтов сокращается ассортимент костяных изделий вплоть до исчезновения под конец — они вытесняются железом. Широко распространяются бронзовые украшения с разноцветной выемчатой эмалью. Появляются специфически ювелирные изделия: нашивные бантиковидные бляшки, серьги с трапециевидными подвесками (на них парные шарики зерни), ажурные застежки.
Граница между балтами и дьяковцами не совсем ясна. Например, гидронимы такие как Яуза, Москва и Ока, скорее всего балтские (или балто-славянские), а Кончура, Чащур, Вишкура, Киржач (левый приток Клязьмы), Ёвлево, Пироча, Пачога - финно-пермские
Торговля: импортные изделия — римские стеклянные бусы. На Троицком городище найдена римская фибула I в. н. э. с надписью «avcissa» — самая северная из находок этого типа. Вещи из Средиземноморья поступали к дьяковцам через скифов, потом сарматов. Эти посредники оказали некоторое влияние на дьяковскую культуру своим «звериным» орнаментом, а костяные дьяковские стрелы по форме подражают скифским бронзовым.
Погребения и духовная культура: покойников кремировали, а прах с остатками погребального инвентаря и бронзовых «шумящих украшений» помещали в «домиках мёртвых» — небольших полуземлянках вдали от городищ в лесной глуши.
Археологи нашли миниатюрные глиняные женские статуэтки, зооморфные фигурки, а также костяные поделки с изображениями животных (выполнены под влиянием скифского «звериного стиля» ). Загадочными остаются глиняные таблички с точечными узорами, есть и глиняные шарики с таким же узорами
Мифология: В жилищах очаг располагался в центре дома — в отличие от славянских домов с печью в углу. А. Н. Башенькин выделяет изображения медведя и утки — по данным этнографии, оба этих животных священны у финно-пермяков: медведь как «хозяин леса», утка — как прародительница всего сущего, снесшая Мировое яйцо.
Антропология: Кремация оставляет не оставляет материала. Академик Т.Алексеева считала, что антропология дьковцев оказала влияние на вятичей. Есть мнение, что из современных народов по антропологическому типу к дьяковцам близки европеоидные эрзяне — монголоидной примеси у мордвы меньше, чем у других финноязычных народов Поволжья.
А. С. Сыроватко и А. Я. Елистратов попытались восстановить физический облик дьяковцев по отпечаткам пальцев на керамике- оказалось, дьяковцы были людьми худощавыми и невысокого роста.
Конец культуры и славянское заселение:
С середины 1-го тысячелетия н. э. я культура приходит в упадок и за несколько веков исчезает, причем без признаков насилия извне, что указывает на мирное славянское заселение кривичей и вятичей в 9—10 веков. В. В. Седов постулировал более ранее проникновение славян в Верхнее Поволжье – с 4— 5 веков. Современные исследования археолога Андрея Обломского также намекают на появление славян в Тамбовской области в конце 5 - 7 векею
Так или иначе, культура в Волго-Клязьменском междуречье 6—9 вв. смешанная меряно-славянская. «Повесть временных лет» размещает мерю — в районе Ростова северного, весь (предков вепсов)— на Белоозере, мурому — в окрестностях Мурома.
Последние меряне проживали в окрестностях г. Молога современной Ярославской области и генетики даже смогли найти гипотетические следы мерян в современных русских мологжанах.
Лига историков
15.2K пост52K подписчиков
Правила сообщества
Для авторов
Приветствуются:
- уважение к читателю и открытость
- регулярность и качество публикаций
- умение учить и учиться
Не рекомендуются:
- бездумный конвейер копипасты
- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации
- чрезмерная политизированность
- простановка тега [моё] на компиляционных постах
- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты
- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)
Для читателей
Приветствуются:
- дискуссии на тему постов
- уважение к труду автора
- конструктивная критика
Не рекомендуются:
- личные оскорбления и провокации
- неподкрепленные фактами утверждения