Дьяковская культура средней полосы России

Прошлый пост был о Пшеворской культуре Польши: https://pikabu.ru/story/pshevorskaya_kultura_v_polshe__germa...

В серии рассказов о древних культурах Европы настал черед лесной полосы России и населения, которое, предположительно, оставило нам такие топонимы, как Валдай, Талдом.

Датировка: 6-5 века до н.э — 4-6 века н.э.

В этом промежутке расцвела и пала Римская империя, сарматы сменили скифов, а затем народы под натиском гунн двинулись в новые места.

Расположение: области России — Вологодская, Костромская, Владимирская, Московская, Ярославская, Ивановская+ Смоленская и Тверская

Названа по: Дьякову городищу  в черте Москвы (с 60-х) у музея-заповедника Коломенское. Сама деревня названа в честь дьяка князя Владимира Храброго.


Раскопки в конце 19 века проводили Д. Я. Самоквасов и В. Сизов, выделил культуру А. А. Спицын.

Соприкосновение с другими культурами: С юго-востока с ней соседствует родственная городецкая культура (Среднее и Нижнее Поочье), с севера – родственная культура, называемая иногда ильменской, с запада – эсто-ливская, а с юга — культуры штрихованной керамики, днепро-двинская, мощинская.

Дьяковская культура средней полосы России Археология, Россия, Балты, Длиннопост, Река Ока

Двигаясь на запад первые дьяковцы подчинили абашевскую и фатьяновскую культуры — культуры с большой степенью достоверности индоевропейские. Причем были боевые столкновения (В. Шпаковский и О. Фадеева).

Этническая принадлежность:

Б. А. Рыбаков отождествлял население с лесными йирками Геродота.


Дьяковская и городецкая —потомки культуры текстильной керамики позднего бронзового века Волго-Окского междуречья в академической науке считаются культурами предков финно-пермских народов, таких как меря, весь (вепсы), мурома, мещера и мордва (эрзя и мокша). Материальная культура костромской мери наилучшим образом сохраняет черты дьяковской.

Хозяйство: скотоводческое мясного направления — коровы, свиньи; разводились и лошади, но не как тягловый скот, а на мясо, а впоследствии также для верховой езды (найдены псалии и удила).


Охотились на лося, оленя, медведя, кабана, косулю, тетерева, рябчика (ради мяса), на бобра, куницу, лису и выдру – ради пушнины. Для охоты на мелкого пушного зверя использовались специальные стрелы с тупым наконечником (чтобы не попортить шкуру).


Земледелие существовало, но было примитивным и носило вспомогательный характер. Возделывали просо, ячмень и пшеницу, а также коноплю и лён — последние часты к концу существования культуры.

По мнению Д. А. Авдусина, оно не было подсечно-огневым, так как для этого нужно много топоров, а они на дьяковских городищах редки. Мотыгами возделывали участки высоких берегов, а заливные и пойменные луга шли под пастбища.

Поселения и жилища: Небольшие селища, а потом городища (1-3 тыс. кв. м) строились на высоких берегах рек при впадении в реку ручья или другой речки, на образованных этим треугольных мысах.

Полагают, что такое городище было и на месте Московского Кремля. Известно около 300 селищ и более 200 городищ. В начале нашей эры при городищах появляются неукрепленные селища, так, например, у Дьякова городища было два селища — «Выгон» и «Чертов городок».


С открытой стороны городища укреплялись поначалу слабо, только рвом и частоколом. Вскоре, однако, укрепления усиливаются: городища обносят валами, а затем с напольной стороны стали возводить валы с обеих сторон рва. Кунцевское городище было окружено даже тройной линией валов и частоколов. Вместо частоколов стали возводить «жилые стены» – ряды бревенчатых построек, хозяйственных и жилых, сомкнутых так, чтобы служить и оборонительными стенами городища (если такие срубы заполнить землей, получатся древнерусские «городницы»)

Дьяковская культура средней полосы России Археология, Россия, Балты, Длиннопост, Река Ока

В городище проживало 50-200 чел. За пределами речных долин дьяковцы не жили, так что плотность населения в дьяковскую эпоху была низкой. На всей территории современной Москвы известно 10 городищ, то есть на эту территорию приходилось около 1000 человек. Осваивалась территория примерно в радиусе 3 км от городища (охотничьи угодья, пастбища, поля)


Жилищами были сначала круглые полуземлянки с коническими крышами, а позже — длинные дома площадью в 50 — 70 кв.м. Например, в Дьякове один из раскопанных домов составлял в длину 15 м при ширине 3,5 м. Дома были срубные либо столбовые, стены из тонких бревен (возможно, плетня), обмазанных глиной. Входное помещение (типа сеней) было холодным, остальные — теплыми, с каменным или глинобитным очагом в центре. Пол посыпали песком либо обмазывали глиной, устилали травяными циновками. В последние века существования культуры вместо больших длинных домов стали возводить небольшие бревенчатые постройки на опорных столбах, квадратные в плане. Считают, что от них традиция ведет к севернорусским срубам. Обнаружены кирпичи специфической формы («рогатые»).


Кроме жилищ, имелись и хозяйственные постройки — хлева и амбары, а также кузницы и общественные мастерские для прядения и ткачества.


Социальное расслоение: Среди обитателей городищ нет имущественной дифференциации. Поэтому полагают, что дьяковцы жили родовым строем, каждый род — в особом городище; стада скота содержались в общем загоне (составляя, очевидно, родовую собственность).

Материальная культура:


Керамика: лепная, поначалу «текстильная» или «сетчатой» (как в предшествующей культуре текстильной керамики) Реже встречаются сосуды с рогожной поверхностью, ещё реже — со штрихованной поверхностью.

Но с 3 в. н. э. текстильную керамику сменяет гладкая грубая посуда с массой примесей в тесте, богато орнаментированная по краю венчика и по верхней части стенок (гребенчатый штамп, защип по верху, прочерчивание); есть и более совершенная чернолощеная (как у балтов). Горшки плоскодонные, приземистые, с оттянутым венчиком, а также вытянутые баночной формы и миниатюрные сосудики.

Дьяковская культура средней полосы России Археология, Россия, Балты, Длиннопост, Река Ока

Металл: Металла было не так много, зато широко использовались орудия из кости и, по-видимому, дерева, а на ранних этапах культуры ещё и каменные. Основные орудия поначалу – костяные наконечники стрел и многозубые гарпуны. В начале существования культуры металлические орудия еще бронзовые, потом они сменяются железными. В частности распространяются железные наконечники стрел с двумя шиловидными выступами в основании пера, с черешком для крепления к древку. Цветные металлы остаются для украшений скифского облика.

Специфичны для дьяковской культуры небольшие глиняные предметы неясного назначения «грузики» в виде усеченного конуса с внутренним канальцем, со следами потертостей и нитей. Основание конуса – с насечками или рубчиками. На поверхности — точечный орнамент, свастики, другие рисунки. Предметы эти появились на рубеже эр.


Высказано множество гипотез о назначении этих предметов – от крышек масляных ламп и рыболовных грузил до пуговиц и культовых вещиц (вместилищ душ умерших), но наиболее распространены две трактовки — либо это пряслица, либо грузики для вертикального ткацкого станка.

Дьяковская культура средней полосы России Археология, Россия, Балты, Длиннопост, Река Ока
Дьяковская культура средней полосы России Археология, Россия, Балты, Длиннопост, Река Ока

Большое влияние на западный ареал культуры с начала нашей эры оказали балты — соотношение ареала балтской топонимики с частью дьяковской культуры и совпадение с ареалом позднедьяковских серьг. Другой вопрос, что язык мери не сохранился, однако эрзяне имеют древний балтский пласт заимствований, и генетические пересечения с балто-славянами по мужской линии. С приходом балтов сокращается ассортимент костяных изделий вплоть до исчезновения под конец — они вытесняются железом. Широко распространяются бронзовые украшения с разноцветной выемчатой эмалью. Появляются специфически ювелирные изделия: нашивные бантиковидные бляшки, серьги с трапециевидными подвесками (на них парные шарики зерни), ажурные застежки.

Дьяковская культура средней полосы России Археология, Россия, Балты, Длиннопост, Река Ока

Граница между балтами и дьяковцами не совсем ясна. Например, гидронимы такие как Яуза, Москва и Ока, скорее всего балтские (или балто-славянские), а Кончура, Чащур, Вишкура, Киржач (левый приток Клязьмы), Ёвлево, Пироча, Пачога - финно-пермские

Торговля: импортные изделия — римские стеклянные бусы. На Троицком городище найдена римская фибула I в. н. э. с надписью «avcissa» — самая северная из находок этого типа. Вещи из Средиземноморья поступали к дьяковцам через скифов, потом сарматов. Эти посредники оказали некоторое влияние на дьяковскую культуру своим «звериным» орнаментом, а костяные дьяковские стрелы по форме подражают скифским бронзовым.

Погребения и духовная культура: покойников кремировали, а прах с остатками погребального инвентаря и бронзовых «шумящих украшений» помещали в «домиках мёртвых» — небольших полуземлянках вдали от городищ в лесной глуши.

Археологи нашли миниатюрные глиняные женские статуэтки, зооморфные фигурки, а также костяные поделки с изображениями животных (выполнены под влиянием скифского «звериного стиля» ). Загадочными остаются глиняные таблички с точечными узорами, есть и глиняные шарики с таким же узорами

Дьяковская культура средней полосы России Археология, Россия, Балты, Длиннопост, Река Ока

Мифология: В жилищах очаг располагался в центре дома — в отличие от славянских домов с печью в углу. А. Н. Башенькин выделяет изображения медведя и утки — по данным этнографии, оба этих животных священны у финно-пермяков: медведь как «хозяин леса», утка — как прародительница всего сущего, снесшая Мировое яйцо.

Антропология: Кремация оставляет не оставляет материала. Академик Т.Алексеева считала, что антропология дьковцев оказала влияние на вятичей. Есть мнение, что из современных народов по антропологическому типу к дьяковцам близки европеоидные эрзяне — монголоидной примеси у мордвы меньше, чем у других финноязычных народов Поволжья.


А. С. Сыроватко и А. Я. Елистратов попытались восстановить физический облик дьяковцев по отпечаткам пальцев на керамике- оказалось, дьяковцы были людьми худощавыми и невысокого роста.

Конец культуры и славянское заселение:

С середины 1-го тысячелетия н. э. я культура приходит в упадок и за несколько веков исчезает, причем без признаков насилия извне, что указывает на мирное славянское заселение кривичей и вятичей в 9—10 веков. В. В. Седов постулировал более ранее проникновение славян в Верхнее Поволжье – с 4— 5 веков. Современные исследования археолога Андрея Обломского также намекают на появление славян в Тамбовской области в конце 5 - 7 векею


Так или иначе, культура в Волго-Клязьменском междуречье 6—9 вв. смешанная меряно-славянская. «Повесть временных лет» размещает мерю — в районе Ростова северного, весь (предков вепсов)— на Белоозере, мурому — в окрестностях Мурома.


Последние меряне проживали в окрестностях г. Молога современной Ярославской области и генетики даже смогли найти гипотетические следы мерян в современных русских мологжанах.

Лига историков

15.2K пост52K подписчиков

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения