Думы у моря, после бури инстинктов

Думы у моря, после бури инстинктов Мысли, Общество, Длиннопост, ВКонтакте (ссылка)

"Меры в женщинах и пиве, он не знал, и не хотел... "

(В. Высоцкий, «Пародия на плохой детектив»)

Персонаж эпиграфа, конечно, был майор разведки и отличный семьянин, но история наверняка умалчивает о том, скольких неизвестных семьянинов-разведчиков погубила страсть впадать в крайности. Наверняка. Уверен. По себе знаю – а личный опыт и есть мерило реальности. Ты знаешь, что было, как было и чего из этого следует избегать впоследствии. Тех, кто с этим захочет поспорить, мне искренне жаль, потому как у них всë впереди, и одновременно я за них рад, потому как у них же всë впереди.

Сразу оговорюсь - будет много "воды", ибо матрос без воды - не матрос.

Итак – крайности. Крайности опасны, даже в контексте "расширяющихся потребностей" из недавних дебатов на этот счëт. В них биологическое столкнулось с сознательным и ушло в штопор взаимных насмешек и обвинений в невежестве. Стоит ли возобновлять прения или оставить чашечку Петри в покое?

Возможно – стоит оставить, но мысли-то роятся, жужжат и, надеюсь – неспроста. Насчëт того – мои ли это мысли, конечно, вопрос спорный, скорее – это попытка своими словами выразить различные ранее услышанные или прочитанные мысли других людей, но такова уж наша природа – копировать и повторять, пока навык не заточится до остроты катаны, которым можно и сепуку, а можно и оппонента, в зависимости от степени осознания правоты или заблуждения последнего.

Начну с биологического. Каждый знает (и это не софистическое обобщение), что всë в природе циклично: развитие и упадок, весна и осень, инь, сука, янь. Две крайности как бы, разница между которыми движет всем вокруг. Потенциал расширения био-потребностей заключается в том, что организму требуются ресурсы для роста, который, напомню – ограничен пределами своего роста. Также, и потребности популяции расширяются экстенсивно, пока среда обитания позволяет своими ресурсами такую экспансию. Молодой стране Советов они были также необходимы, и поскольку страна — это люди, то обеспечение их потребностей стояло первейшей задачей большевиков. Многого просто не было, и это многое требовалось удовлетворить. Потребности эти были не только материальными и биологическими, но и теми, которые выражаются словом "духовные", в том числе потребности интеллектуальные – как в новых знаниях, так и в новых смыслах своего существования. Предположу, что последние по важности равноценны биологическим – потому как человеку всë же зачем-то был дан разум. Кем дан? Вот тут, если у верующих есть чувства, прячьте, потому как тут не спор о том, есть ли бог или нет – тут констатация того, что его нет. Ну, хорошо – «больше нет» – ровно с того момента, когда он слепил Адама и, дав ему и его жинке мозги, пинком под зад опустил в прямом и переносном смысле (в зависимости от конфессии) на землю. "Дальше сами, вот вам мозг, думайте, творите, живите, считайте себя хоть богами, но только отстаньте... Я в отпуск".

С тех далëких, как любое детское воспоминание, пор – многим хочется, чтоб за тебя решали – родители, вожди, начальники и прочая, прочая. Уповать на кого-то проще, но народ – не дурачок, придумал же что – надеясь, сам-то не плошай.

Реальность требует ответственности, которая приходит как биологически, с появлением потомства, так и сознательно - с получением знаний и необходимостью их применения на благо, преодолевая сопротивление окружающей среды. Так вот с чего начали большевики? – С образования – так как понимали, что необразованное население вряд ли сможет решить стоящие перед страной задачи. Большевики растили кадры – людей с развитым сознанием, образованных, осознающих себя в обществе. Какую интересно цель, кроме желания счастья своему народу могли они преследовать? Никакую кроме той, которая давала раскрыться в полной мере подарку от природы/бога в головах каждого без исключения. Вот говорят, что потребности расширяются, глядя на соседа. Низковато берëте, товарищи. Для животного удовлетворения расширяющихся потребностей хватит мозга приматов или каких-либо сумчатых. Эффективность таких мозгов можно наблюдать в лесу каждый день – право сильного, пищевая цепь. Однако, наш мозг – чуть более развит для чего-то иного, и био-потребности удовлетворить с его помощью не так уж и сложно при грамотной организации процесса.

Вспоминаем сталинский Союз, до и после войны, и утираем первую слезу. Смотрим на нынешний Китай и утираем вторую. Китай, население которого, на минутку, в разы превышало население СССР. Современные китайцы счастливы – каждый в разной степени, конечно, но – тем не менее. Видел это лично.

Советские люди тоже были счастливы – и до войны, и после, пока в стране был настоящий социализм.

Конечно, продвинутому мозгу человека проще применить свои фишки венца творения и в пищевой цепи, что, собственно, мы и наблюдаем сейчас вокруг, практически везде – потому как борьба за светлое будущее по своему определению - борьба. Без поражений она невозможна.

А что такое счастье в понимании разумного человека? Открываем товарища Макаренко и внимательно читаем длинную цитату:

"То человеческое счастье, которое завоевала наша Великая пролетарская революция и которое будет увеличиваться с каждым годом, — это счастье должно принадлежать всем, и я — отдельный человек — на это счастье имею право. Я хочу быть героем и совершать подвиги, как можно больше дать государству и обществу, и в то же время я хочу быть счастливым человеком. Такими должны быть наши дети. Они должны отдать себя, когда это нужно, не оглядываясь, не подсчитывая, не имея никакой бухгалтерии действий, или счастья, или горя, а с другой стороны, они должны быть счастливыми.

Я, к сожалению, не вполне проверил, но вот что я вижу: самые лучшие дети бывают у счастливых родителей... Причем счастливые родители — это не значит, что квартира с газом, и ванна, и все удобства. Вовсе нет. Я вижу много людей, у которых квартира в пять комнат и с газом, и с горячей водой, и холодной водой, и две домашние работницы, но неудачные дети. То жена бросила, то муж бросил, то на службе не так, то хочется шестой комнаты или дачи отдельной. И я много вижу счастливых людей, у которых многого не хватает. Это я вижу и в моей собственной жизни, а я очень счастливый человек, и мое счастье не зависело ни от каких материальных благ. Вспомните свои самые прекрасные времена, когда и того, казалось, недостает, и другого еще нет, а есть духовное единение, силы в душе и влечет вперед.

Полная возможность такого чистого счастья, необходимость его, обязательность завоеваны нашей революцией и обеспечены советским строем. В единстве нашего народа, в верности партии... — счастье наших людей. Надо быть честным, партийным в своих мыслях и действиях человеком, потому что необходимый аксессуар счастья — это уверенность, что живешь правильно, что за спиной не стоит ни подлость, ни жульничество, ни хитрость, ни подсиживание, ни какая-нибудь другая скверна. Счастье такого открытого, честного человека дает большой процент не только этому человеку, а прежде всего его детям. Поэтому позвольте сказать вам: хотите, чтобы были хорошие дети, — будьте счастливы. Разорвитесь на части, используйте все свои, таланты, ваши способности, привлеките ваших друзей, знакомых, но будьте счастливы настоящим человеческим счастьем...

Нетрудно представить себе, что у счастливых родителей, которые счастливы своей общественной деятельностью, своей культурой, своей жизнью, которые умеют этим счастьем распоряжаться, — у таких родителей всегда будут хорошие дети, и они всегда их правильно воспитают. В этом корень этой формулировки, о которой я сказал с самого начала: и в нашем педагогическом действии должна быть середина. Середина лежит между нашей большой, отдающей себя обществу работой и нашим счастьем, тем, что мы берем от общества. Какой бы метод семейного воспитания вы ни взяли, нужно найти меру, и поэтому нужно воспитывать в себе чувство меры".

Я лично встречал в своей жизни счастливых взрослых людей, даже в позднем Союзе – и в 70х, и в 80х. Они были, и они есть даже сейчас. У них всë в порядке с чувством меры, с чувством разумной достаточности. Именно разумной. Которая даëтся человеку вместе с воспитанием и образованием, а не посредством заложенных в нëм от предков потребностей "первого порядка". Любая крайность опасна и деструктивна. Как аскеза, так и излишества деструктивны. Первая не даëт полноценности жизни, а замыкается на одной идее.

Вторая перегружает "механизм" и чувства притупляются, желать более нечего. Да и организм начинает самоубиваться, пытаясь справиться с излишней нагрузкой. Врачи и механики это подтвердят. Спасение только в разумной достаточности, в чувстве меры, приходящем к нам с воспитанием и образованием. Возможно, кто-то оспорит, сказав, что необразованный дурак тоже бывает счастлив, получив сиюминутную дозу дофамина сотоварищи от того, что под рукой. Но будет ли цельным и жизнеспособным социум с превалированием таких счастливцев? Отнюдь. Бессмысленно объяснять почему "клуб на улице Нагорной, стал общественной уборной". Кроме одного тезиса, что счастливым делает человека осознанный и свободный труд. И это не моя мысль – одним из высказавших еë, еще в 19-м веке, был товарищ Ушинский. «Товарищ» – потому что Разумный Человек, а не член какой-либо партии или организации. Вот что он сказал о тех же крайностях и труде:

"Тело, сердце и ум человека требуют труда, и это требование так настоятельно, что, если, почему бы то ни было, у человека не окажется своего личного труда в жизни, тогда он теряет настоящую дорогу и перед ним открываются две другие, обе одинаково гибельные: дорога неутолимого недовольства жизнью, мрачной апатии и бездонной скуки или дорога добровольного, незаметного самоуничтожения, по которой человек быстро спускается до детских прихотей или скотских наслаждений.

На той и на другой дороге смерть овладевает человеком заживо потому, что труд — личный, свободный труд — и есть жизнь".

Как только человек стал человеком, потребность в труде, как инструменте созидания, родилась вместе с новыми участками его мозга. А как же биология? Она никуда не делась, цветëт себе нам на радость. Труд без отдыха — это крайность, отдых без труда – тоже. Отдых должен быть разнообразным, активным и таким же творческим, любой врач вам это подтвердит. Отдых тоже потребность, в той же равной степени, как и труд. Природа расцветает и увядает, трудится и отдыхает.

"Work, relax, eat, repeat" товарищи!

Вот такие вот мыслишки посещают мятежную морскую душу…

За окном вечереет, "молотилки умолкли", а неподалëку Владимира Семëновича сменяет Михаил Сергеевич, но не тот, а, как нынче принято - "нормального человека" напевая - "И никуда, никуда мне не деться от этого".

Увы или слава богу, каждый решит сам.

Матрос.

Если читатель хочет обсудить статью или высказать свою точку зрения, пожалуйста, присоединяйтесь к нашей телеграм-группе. Вы даже можете присоединиться к нашей редакции, стать автором и внести свой вклад в нашей борьбе с буржуазной пропагандой и наставлению рабочих на путь марксизма-ленинизма.