Дорожное сообщение на Руси. Летописное
Сегодня будет без стёба над альтернативно одарёнными. Просто продолжу рассказ о дорогах Руси домонгольского времени.
В прошлый раз было о предпосылках, поэтому сегодня время поговорить о летописных упоминаниях.
Первые дороги (прямо совсем первые) вероятно были короткими - от поселения в поле и обратно (так как по ним с поля возили урожай, а в поле выезжали сами) и от одного поселения до другого. Как было сказано в предыдущей статье, поселения тяготели к близости. Так же я упомянул об общине. Так вот, поселения располагались небольшими группами - общинами. Поэтому дороги внутри общин - одни из первых.
"А Радимичи и Вятичи и Север один обычай имеяху, живяху в лесе, якобы же всякий зверь ядуще все нечисто, и срамословие в них пред отци и пред снохами, и браци не бываху в них, нъ игрища межю селы, и схожахуся на игрища, на плясания и на вся бесовскыя песни и ту умыкаху жены себе, с нею же кто съвещався; имеяху же по две и по три жены. И аще кто умряше творяху тризну над ним, и посемь створиху краду велику, и взложаху на краду мертвеца и сожжаху и посемь собравше кости, вложаху в судину малу, и поставляху на столпех на путех, еже творят Вятичи и ныне" - говорит летописец.
Т.е. вятичи, еще не присоединенные к феодальной Руси, и о городах которых неизвестно, уже имеют пути-дороги на своей территории.
Как правильно подметил комментатор, дорожная сеть это еще и мосты и постоянное поддержание дорожного покрытия в топких местах. (Впрочем, большую часть топких мест дорога пыталась обойти. Каждый может вспомнить, что лесные дороги извилисты.) Но в любом случае, дальнейшее развитие дорожных сетей - заслуга княжеская в большей степени.
"Иде Вольга Новугороду, и устави по Мьсте повосты и дани, и по Лузе оброки и дани; и ловища еа суть по всей земле; знамянья и места, и повосты, и сани ее стоять в Плескове (Пскове) и до сего дне, и по Днепру перевесища и по Десне"
Прошлась по Руси Ольга в 947 году и поставила мосты на Днепре и Десне. На Луге населению установила оброк и дань, а на Мсте - дань и "повосты" (т.е. обслуживание волока).
Уже в XI веке законодательно устанавливается возложение на общину повинности в виде строительства мостов и содержания их в порядке. "Русская правда" фиксирует порядок этого действия:
"О строителях мостов. А это пошлины строителю мостов: когда он построит мост, пусть возьмет по ногате за 10 локтей <моста>; если будет чинить старый мост, то сколько починит пролетов, взять ему от пролета по куне; а ехать строителю мостов самому с отроком на двух конях, <брать> 4 лукна овса на неделю, а есть — сколько хочет."
Мосты на больших дорогах находились под присмотром мытарей, которые собирали пошлину (мыт) с возов. Они не просто собирали мзду, но и охраняли дорогу от захватчиков (разваливая мост при необходимости). Про это есть упоминания в Ипатьевской летописи: "Даче бы не мытникъ устереглъ и моста не переметалъ".
В 1014 году Киевский князь Владимир перед походом за неуплату налогов в Новгород на сына Ярослава приказывает «расчищайте пути и мостите мосты». Значит первые дороги между далекими городами возникают в связи с военными потребностями.
Под 1190 г. в летописи рассказывается, что половцы прошли «Ростиславлей дорогой», т. е. по пути, пройденному незадолго перед тем Ростиславом и его дружиной.
"Поиде Изяслав от Володимеря, с полкы своими, по королеви дорозе, ею же бяшеть приехал на Андрея на Володимерича с Ярославом Святополчичем, его же и убиша ту у Володимеря"т.е. Изяслав пошел дорогой, которую проложили войска венгерского короля. (По крайней мере, так считают историки. У меня другое мнение, которое я выскажу в следующий раз.)
Войной князья друг на друга ходили регулярно. Похоже, что и дороги содержались в каком-то порядке.
Владимир Мономах в своём "Поучении детям" рассказывает, что ездил из Чернигова к своему отцу в Киев много раз, и что "днем есмь переездилъ до вечерни", т.е. проезжал он около 140 километров за один день до вечерней службы. Возможно, что уже тогда у него была возможность сменить коней, скорее всего таким местом мог служить Городец на Остре. Там же Мономах говорит: "Всеслав Смоленск пожег, и я с черниговцами верхом с поводными конями помчался". Значит дорога позволяла именно мчаться, а не пробираться неспешным шагом.
В 1097 году ослепили в Белгороде под Киевом князя Василька. Положили его на телегу и повезли во Владимир-Волынский, что примерно в 500 километрах. "Поехали с ним быстро по неровному пути, ибо был месяц «неровный» — грудень (ноябрь)". Во Владимир они пришли на 6й день, то есть более 80 километров в день была скорость воза.
"В ту же нощь прииде весть к Ярославу от Предславы об отцове смерти", пишет летописец. (В ту же, про которую он ранее пишет, а не в ту же, в которую гонец из Киева отправился.) Тут важнее, что новость пришла в Новгород из Киева, и что гонец прискакал ночью. Значит качество дороги позволяло передвигаться и по ночам. А лошадей гонцы могли менять на княжеских погостах и постоялых дворах.
Утром 21 апреля 1216 года около Юрьева-Польского новгородцы разбили войска суздальцев. Князья Ярослав Переславский и Юрий Владимирский бежали. Бежали так, что уже около полудня с владимирских стен увидели Юрия "той прибежа в Володимерь о полудни на четвертом кони, а трех одушил", а Ярослав прискакал в Переславль аж на пятом коне. Такие подробности летописец мог знать, если между Владимиром и Переславлем-Залесским на дороге были пункты, где можно было сменить лошадей. Получается, что ямская служба в каком-то виде существовала задолго до установления монгольского подчинения. Такую систему устройства дорожной службы (с местами для смены лошадей) наши князья могли подсмотреть в Византии, связи с которой были долгими и обширными.
Договорная грамота 1266 года между Великим Новгородом и тверским князем Ярославом Ярославовичем говорит:
"А дворяном твоим по селом у купцев повозов не имати, разве ратной вести. Тако, княже господине, пошло от дед и от отец и от твоих и от наших"Т.е. не взимать с купцов средства передвижения, кроме случаев срочного характера. Кстати, "пошло от дед" в данном случае скорее всего даже не форма давности, а реальная отсылка к договоренностям дедов. В 1209 году новгородцы восстали против посадника , так как он приказал брать с новгородцев лишние поборы, а по волостям купцам платить дикую виру и повозы (т.е. опять вид налогообложения в виде услуг по перевозке). По итогу восстания был заключён договор со Всеволодом о нерушимости новгородских вольностей.
Из грамоты великого князя Андрея Александровича иноземным купцам видно, что и в Новгородской земле (наверно, самой болотистой и лесистой) были развиты местные дороги. В ней говорится:
"Даром им три пути горнии по своей волости, а четвертый в речках".
"Пути горнии" - это сухопутные дороги.
Можно смело утверждать, что начальным временем развития грунтовых дорог в Древней Руси следует считать XI век, когда "налаживается путь полем с юга через Курск на Муром по окраинам вятической земли". Т.е. это уже не просто разовая дорога для дружины, а постоянное сообщение.





Лига историков
19.4K постов55K подписчика
Правила сообщества
Для авторов
Приветствуются:
- уважение к читателю и открытость
- регулярность и качество публикаций
- умение учить и учиться
Не рекомендуются:
- бездумный конвейер копипасты
- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации
- чрезмерная политизированность
- простановка тега [моё] на компиляционных постах
- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты
- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)
Для читателей
Приветствуются:
- дискуссии на тему постов
- уважение к труду автора
- конструктивная критика
Не рекомендуются:
- личные оскорбления и провокации
- неподкрепленные фактами утверждения