Для начинающих экспортеров

Возможно, кто-то задумывался о том, чтобы начать продавать свой товар за границу, но отсутствие информации мешало развиваться в этом направлении. А может тебе просто хочется почитать что-нибудь интересное.


Я попробую написать шаги, которые необходимо проделать поставщику, перед тем, как поставлять продукцию в другую страну. Я не специалист по ВЭД, поэтому я не буду вдаваться в тонкости оформления документов, расскажу лишь схему, согласно которой будет общее понимание того, куда следует двигаться.


.

Немногие знают о том, какие ресурсы государство вкладывает в развитие экспортной деятельности. Основной источник, которым я рекомендую пользоваться – сайт Российского Экспортного Центра. Кстати, данный сервис не имеет аналогов в мире.



Самый простой способ для получения минимума знаний, необходимого для ведения экспортной деятельности – принять участие в программе экспортной акселерации. Программа содержит тот минимум информации, который необходим для корректной организации экспортной деятельности. Берут не всех, оценивают различные показатели (их куча, анкета большая).

Участие бесплатное, но после обучения Вы должны будете заключить экспортный контракт или возместить стоимость обучения- это указано в договоре. Преподы очень мощные, с опытом ведения экспортной деятельности. Перед началом обучения группу делят на подгруппы, назначают кураторов. Кураторы всегда на связи, стараются помочь в любом вопросе. Я заканчивал обучение в 2020 году, до сих пор поддерживаю отношения со своими наставниками. Всем, кто настроен решительно - советую. Кстати, мы подписали договор о неразглашении, поэтому мне какую-то конкретику нельзя рассказывать (хотя конспекты сохранились), но я расскажу о том, что находится в открытом доступе.


Какие шаги необходимы для первой поставки товара? На обучении первый модуль был связан с управлением проектами, так как любая подобная деятельность состоит из мелких этапов, за которые отвечают разные специалисты. По сути, вывод товара на новый рынок должен быть оформлен в виде проекта, чтобы руководитель, который отвечает за реализацию нашей цели, мог контролировать ход проекта согласно намеченному плану. Нередко бывает, что  усилия, связанные с подготовкой проекта, были потрачены впустую, потому что на каком-то из этапов пришло понимание, что реализация проекта невозможна. Но лучше потратить усилия и вовремя свернуть, чем вложить еще больше и всё потерять.


Шаг 1: Определение перспектив экспорта


На этом шаге происходит принятие решения, в какую страну Вы хотите экспортировать товар. Есть куча инструментов, которые находятся на сайте РЭЦ.

Заходим на сайт РЭЦ, жмакаем кнопку «Информационно-сервисная платформа «Мой Экспорт»» - зарегистрироваться. Регистрация через Госуслуги/ЭЦП.


Жмем кнопку «Поиск рынков сбыта» - вбиваем код ТНВЭД своей продукции – получаем список стран, которые рекомендует РЭЦ. Место в рейтинге определяется по куче различных показателей, раньше они были доступны на сайте, сейчас почему-то не нашел.

Для начинающих экспортеров Экспорт, Продажа, Длиннопост, Инструкция, Схема

Жмем на страну, читаем. Раньше вся эта инфа была в различных разделах, приходилось вручную лопатить тонны информации, теперь всё объединили.

Для начинающих экспортеров Экспорт, Продажа, Длиннопост, Инструкция, Схема

Рекомендую посмотреть даже тем, кто никогда торговать не планирует, очень круто и полезно. Там же можно скачать Товарно-страновой отчёт со списком потенциальных покупателей! То есть те ребята, которые задекларировали ввоз товара по Вашему ТНВЭД, теперь доступны одним нажатием кнопки!!! Телефоны, адреса, сайты и т.д. Вещь топовая!


Шаг 2: Привлечение специалистов по ВЭД, специалистов со знанием языка той страны, куда собираетесь экспортировать.


Контакты проверенных фирм, которые будут курировать вашу деятельность, можно взять в РЭЦ. Так же изучаем требования страны-импортера, частично данные уже есть в разделе «Поиск рынков сбыта». Так же инфу можно посмотреть на главном сайте РЭЦ – Энциклопедия экспортера – Навигатор по барьерам - Выбираем страну и товар по коду ТНВЭД.. Там же можно прикинуть стоимость растаможки.  Очень крутой инструмент, который включает в себя:

• Карта мира с распределением тарифных и нетарифных ограничений по странам;
• Профили стран с распределением барьеров по типам;
• Данные по барьерам и требованиям зарубежных рынков к конкретной продукции с возможностью осуществления поиска по коду ТН ВЭД;
• Общие требования к импорту российской продукции на рынке выбранной страны.
• База данных таможенных тарифов иностранных государств с учетом действующего торгового режима между Россией и страной-партнером.
Для начинающих экспортеров Экспорт, Продажа, Длиннопост, Инструкция, Схема

Так же смотрим, какие требования предъявляются к оформлению товара (упаковка, язык, сертификация и т.д.). Какой-то товар не требует сертификации, а сертификация другого товара стоит бешеных денег. К примеру, мы хотели поставлять товар в Европу (был покупатель). Но при поставке нужна была сертификация по каким-то единым французским стандартам, которые наша обувь бы никогда не прошла. Стоимость одного сертификата была около 150 тыс. рублей (точную сумму не помню). Коллеги из нефтяной и хим. отраслей говорили, что сертификация их продукции доходила до 1.5 миллионов рублей.


На этом же шаге просчитываем логистику (как правило, есть фирмы-перевозчики), адаптацию товара (затраты, связанные с упаковкой, переделкой, переводом и т.д.), формируем коммерческое предложение, исходя из запросов потенциальных покупателей. При обучении отдельным модулем рассматривают схемы переговоров с людьми из разных стран, их культуру и менталитет. Это тоже необходимо учитывать при подготовке Ваших презентаций.


Желательно перевести сайт на язык той страны, в которую будем экспортировать (минимум - английский язык).


Во всем этом могут помочь разобраться сотрудники РЭЦ, зачастую бесплатно!!!


Шаг №3: поиск покупателя


Самые популярные методы – участие в международных выставках и бизнес-миссиях, размещение товаров на международных площадках (Алибаба, Ебэй и т.д.) Участие оплачивает РЭЦ. С Вас – только перелет, проживание и питание, а так же подготовка к выставке. Хорошая подготовка к выставке – залог заключения контракта, это ВАЖНО!!! По-моему, где-то на Пикабу уже была статья об этом, расписано всё очень круто, добавить нечего. Премиум-аккаунты на площадках тоже можно получить за счет РЭЦ. Главное – заключать контракты, иначе грозит полное возмещение издержек.

Так же можно использовать рекламные системы Гугл, само собой, реклама и сайт должны быть переведены на английский язык, но лучше, чтобы был перевод и на язык страны – импортера.



Шаг №4: разработка контракта.


Образец контракта можно скачать на том же сайте РЭЦ, кому нужно – могу скинуть ссылку. Нюансов поставки может быть куча, поэтому дорабатывать контракт всё равно придется. Специалисты РЭЦ тоже могут помочь в этом деле (предложат проверенных юристов/спецов по ВЭД, если у вас в штате их нет).



Шаг 5: финансовое сопровождение


По ходу ведения переговоров может сложится такая ситуация, когда условия поставки становятся невыгодными. Это может быть отсрочка платежа. Условия поставки/доставки или еще какая-либо проблема. РЭЦ поможет организовать через партнёров кредитную поддержку, застраховать поставку от неоплаты/выступить гарантом, помочь с валютным контролем, грамотно вернуть НДС и т.д. Кстати, в прошлом году РЭЦ возвращал деньги, потраченные на транспортировку продукции (субсидия от государства). В этом году не знаю.



Примерно так упрощенно выглядит процесс продажи товара за рубеж. Вообще, процесс продажи не вызывает особых сложностей при грамотном подходе. Само собой, в страны СНГ поставка намного проще, практически не отличается от поставки внутри страны.


Вообще - люди из РЭЦ очень классные, на любой вопрос отвечают без проблем, всегда помогают. Может быть, в других регионах это не так, говорю только про Башкортостан. Могу отдельный обзор запилить о полезных сервисах для начинающих экспортеров.