День рождения самого главного самолёта в СССР
В этот день 7 января в 1928 году летчик Громов М.М. совершил первый полёт на самолёте У-2. Самолёте, который еще при жизни стал легендарным.
СССР был необычным государством. Страной, в которой людей старались поднять как можно выше, дать знания, научить чему-нибудь хорошему. Иногда это выше было буквальным. Выше означало дать человеку возможность поднятся в небо, научится летать на самолёте. Читая мемуары наших военных лётчиков, почти всегда есть одна глава, где он идёт учится летать в аэроклуб. Причём этот аэроклуб мог находится практически в любом месте, в глубинке, но где можно было научится летать. Абсолютно бесплатно. Я не нашёл точной статистики, сколько всего человек прошло через эти аэроклубы, но только в 1940 году 182 аэроклуба подготовили 24 тысячи пилотов. И абсолютное большинство их совершили свой первый полёт на этом самолёте - У-2.
До 40 года в СССР самолёты называли по назначению, поэтому У означало учебный. Потом, когда стали называть по имени конструторов, У-2 стал ПО-2, по имени своего создателя - авиконструктора Поликарпова и уже под этим именем вошёл в историю Великой Отечественной войны. Именно об этом "русиш фанер" слагали страшилки немецкие солдаты наф фроне, рассказывая о бесшумном советском самолёте, способном зависнуть в воздухе и точно бросить бомбу прямо в печную трубу блиндажа. Именно их командующий 62 армией Чуйков, державшей оборону в Сталинграде, называл "КВ - короли воздуха", за их умелые бомбёжки немцев. На этих По-2 летали лётчицы "ночные ведьми" из женского ночного бомбардировочного полка 588. На ПО-2 вывозили раненых или больных из партизанских отрядов, а в замен привозили еду и боеприпасы.
После войны ПО-2 продолжали трудится, занимаясь и обучением пилотов и перевозкой грузов и помощью сельскому хозяйству. Серийное производство самолета продолжалось до 1953 г. Всего было построено около 33 тыс. единиц.
В позднем СССР обучение в аэроклубах происходило уже на других самолётах, но инструкторы частенько рассказывали, как было легко учить курсантов на ПО-2 и как жалко, что этих самолётов уже нет.
Вот бы сейчас что-нибудь похожее сделать и опять начать учить людей летать...
Современная реплика этого самолёта в расцветке 46 гвардейского ночного бомбардировочного полка