ДЕГРАДАЦИЯ ОБРАЗА СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ В КУЛЬТУРЕ

Святитель Николай Угодник, архиепископ Мир Ликийских, чудотворец – великий христианский святой, своим житием доказавший возможность актуализации Евангельского образа жизни. Мы знаем, что святой архипастырь бескорыстно помогал страждущим. В народе особую известность приобрела история, согласно которой, отче Николай спас от нищеты и позора благочестивого мужа и трех его дочерей: [тогда еще] батюшка Николай помог им, оставив в их доме мешочки с деньгами, причем тайно от них. Впоследствии, в Европе складывается традиция 6 декабря, — в день памяти свт. Николая — дарить детям подарки в мешочках, а позднее в носочках или сапожках, говоря, что этот подарок принес великий святой.



В годы Реформации, немецкий богослов Мартин Лютер, призывавший отказаться от обычая почитания святых, переносит традицию дарить детям подарки с 6 декабря на 24, а героем, дарившим эти подарки, становится не святой Николай, а Christkind (Кристкинд) – Младенец Христос. По итогам Контрреформации, католические страны тоже стали дарить подарки в Рождественскую ночь, однако, не приняв протестантского нововведенного Кристкинда, и сохранив традиционный образ святителя Николая.



После открытия Нового Света голландские католики привозят образ Николая Чудотворца в Северную Америку, которая осваивалась по большей части английскими пуританами, не празднующими Рождества Христова вообще. В 1823 году Клемент Кларк Мур выпустил в свет поэму «Ночь перед Рождеством, или визит Святого Николая», в которой рассказал о Санта-Клаусе — сказочном персонаже, дарящем детям подарки и передвигающемся на оленях.



И только в первой половине XX века, американская пищевая компания «The Coca-Cola Company», использует маркетинговый ход с осовремененным образом святителя Николая Угодника, с целью повышения продаж. Со временем у Санты появилась жена и помощники-эльфы. Сейчас, если хорошо погуглить, можно найти БДСМный образ Санты-сутенера и садомазных «сексапильных» эльфиек-проституток – пик деградации светской массовой культуры (секулярная антиикона).



В результате процесса глобализации общества, извращенный образ проник и в государства канонически Православные, а посему мы обязаны хранить первоначальный образ святителя, который для Церкви Божией является, как поется в тропаре, «Правило веры и образ кротости, воздержания учителя». Образ владыки Николая в массовой светской культуре – добрый толстячек, мило попивающий «Коку-Колу», образ Николая в церковной (априори элитарной и оппозиционной) культуре – великий святой, «сего ради стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая». Кого выберешь ты?

ДЕГРАДАЦИЯ ОБРАЗА СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ В КУЛЬТУРЕ История, История христианства, Теист, Текст, Картинки, Святые, Санта-Клаус