Дедушка, блокада и НКВД

Мой второй дедушка, Кирилл Михайлович Ярмаркин (1904 - 1981), провел в Ленинграде самые тяжелые дни блокады (до 1943 года). По специальности он был инженером-электриком, и его назначили руководить электротехнической лабораторией. Лаборатория располагалась на машине-фургоне, нечто вроде электрической "скорой помощи". Она обслуживала не только город, но и линию фронта, где было много повреждений электросети. Дальше из воспоминаний дедушки:

"Все шло благополучно. Со мной был помощник и шофер. Мы все умели водить машину в случае надобности. Однажды нас остановили патрули и сказали, что мы уже на вражеской территории. Мы доказывали, что это не так, но все же они повернули нас в обратном направлении и посадили к нам в машину патрульных. Нас повезли в Ленинград и сдали в "Большой дом" - в управление НКВД для проверки. Нас держали в одиночных камерах на самом верхнем этаже того дома, который, будучи у самого Литейного моста, подвергался постоянной бомбежке. Стекла моей камеры сыпались ежедневно даже от воздушных вихрей от летящих бомб, снарядов и общего содрогания дома. Нас обвинили в переходе границы, за что следует неминуемый расстрел. На допросах мы защищались как могли, но на войне законы строгие, и надо было быть осмотрительнее. Так прошли мучительные две недели."

Дальше из воспоминаний бабушки:

"Когда пришли с скомандовали: - с вещами на выход - Кирилл был уверен, что это его последний путь. Свезли вниз <...> Им сказали: "Вот ваши документы, вы свободны". Они, шатаясь, вышли на улицу, не веря своему счастью. Поддерживая друг друга, пошли на Васильевский остров. Так и осталось неизвестным, что подействовало на власти. Они по-прежнему стали работать в "Ленэнерго", но эта история как-то повлияла на психику Кирилла Михайловича..."


Что бы не подействовало на власти - этому чему-то я обязана жизнью, потому что мой отец родился у Кирилла Михайловича и его супруги уже после войны.


Я не нашла дедушкиных фотографий военных лет, но нашла очень хорошее фото 1931 года и прогнала через Ремини.

Дедушка, блокада и НКВД Блокада Ленинграда, Родственники, НКВД, Великая Отечественная война