Да, были люди в наше время...

Григорий Остров


Первое и единственное публичное выступление Алика в школьные годы 

состоялось в четвертом классе.


Готовился праздничный концерт школьной самодеятельности: стихи, песни, сценки, танцевальные номера и прочее. Начать решили, как большие, с доклада, который 

и поручили Алику, мальчику с феноменальной памятью. 

Две странички общих фраз были одобрены классной руководительницей, затем 

завучем и выучены Аликом наизусть: шпаргалками в те времена еще не пользовался 

даже сам Леонид Ильич. В докладе бегло упоминались славные страницы российской 

истории и в конце цитировались строчки из Лермонтова - про то, что были люди 

в наше время. Никто не разглядел в этой цитате бомбы замедленного действия.


И вот концерт. Народу в зале полно: старшеклассники, младшеклассники, родители, специально приглашенные ветераны войны и труда. 

За кулисами тоже столпотворение: все занятые в концерте плюс вожатые плюс учителя 

плюс куча добровольных помощников. Конферансье объявил начало, Алик, вытолкнутый 

на сцену, прошел к трибуне...


Обычно такие рассказы заканчиваются тем, что выступающий, потерявшись, забывает 

или путает слова.

С Аликом этого случиться не могло. 

Круглый отличник, он привык отвечать урок в любых условиях, не отвлекаясь на занимающийся своими делами класс. Вот и сейчас он мгновенно отключился от гудящего 

зала, от света софитов, от возни за кулисами. Просто перестал все это видеть и слышать. Громко и четко, безо всяких актерских изысков он отбарабанил текст доклада, продекламировал «были люди»... 

и не остановился. Команды, «достаточно, пять» не прозвучало, а что отвечать дальше, 

было совершенно очевидно: «Бородино» он знал до последней запятой.


Стихотворение «Бородино» довольно длинное. 

Наверное, его не так легко прослушать целиком даже в исполнении великого Юрского, 

а тут Юрским и не пахло. 

К пятой строфе в зале началось покашливание и перешептывание, к шестой – смешки, 

к восьмой – свист и топанье ногами. Из-за кулис уже не шептали, а кричали в голос:

«Алик, заканчивай!»

Но Алик был непоколебим. Он впал в состояние, сходное с состоянием глухаря на току. 

Все окружающее виделось и слышалось как сквозь туман, и единственной путеводной 

звездой в этом тумане сверкали бессмертные лермонтовские строки.


Лучший друг Вовка Медведев пригнувшись пробежал по сцене и попытался за фалды школьного пиджачка сдернуть Алика с трибуны. 

Не тут-то было. 

Ни на мгновение не переставая декламировать, Алик отмахнулся от него левой рукой, 

потом правой, потом вцепился обеими руками в трибуну и лягнул ногой куда-то назад. Ушибленный Вовка покатился по сцене и уполз за кулисы. 

Зал уже лежал.


На этом наступило некоторое затишье. 

И зал, и кулисы решили смириться с неизбежным и дотерпеть до последней строфы, 

благо оставалось уже немного. Но Алик превзошел их ожидания. 

Покончив с «Бородино» и даже не переведя дух, он объявил: 

«А еще Лермонтов написал поэму "Мцыри"!». 

И погнал с самой первой строчки.


На сцену, уже не скрываясь, вышли два десятиклассника, взяли Алика за руки – за ноги 

и унесли за кулисы. Там он еще бормотал некоторое время, пока не перешел на плач.

Концерт кое-как продолжился, но был сильно скомкан.


Из этого случая Алик вынес некоторую неприязнь к творчеству Лермонтова и сильную неприязнь к публичным выступлениям. Самое удивительное, что каких-нибудь восемь 

лет спустя он снова оказался на сцене. 

Но это уже совсем другая история.