Что такое музыковедение и как туда попасть...

Теория музыки, или музыковедение - это специальность, которую получают на этапе среднего профессионального образования в музыкальный училищах и колледжах, затем образование продолжается на этапе высшего образования в консерватории или институте культуры. Теоретики занимаются углубленным изучением этапов формирования музыки, музыкального языка и гармонии, анализом музыкальных произведений, с применением исторических и эстетических средств раскрытия той или иной проблемы. Пусть Вас не пугает объем непонятной информации, уверяю, не многие теоретики идут в науку и пишут диссертации - процентов 90 преподают в музыкальных школах, или училищах.

Как же меня занесло в эту степь?

Началось все в далеком 2012 году, когда я был еще семиклассником. Но школа, в которой мне пришлось грызть гранит науки, была особенной и имела (и по сей день имеет) громкое и пафосное название "Центр искусств для одаренных детей Севера города Ханты-Мансийска". Это место можно назвать своеобразным заповедником целомудренности и порядка, где ученики (большая часть которых была свезена в Ханты-Мансийск из всех уголков ХМАО-Югры) не только учились, но и жили в интернате, и таким образом были окружены от "пагубного влияния открытого общества".  Учился я там с пятого класса на музыкальном отделении по специальности аккордеон.

Эта идиллия продолжалась до тех пор, пока не произошел эксцесс, разрушивший мои планы на дальнейшее обучение. После многочасовых занятий на аккордеоне и фортепиано у меня дико заболела рука. Дяденька-травматолог посмотрел мою синюю ручонку, посоветовался с тетенькой-неврологом и молвил, мол, я большой дурак и заниматься музыкой мне больше никак нельзя.

По правде сказать, я сильно расстроился. Да такой степени, что мой подростковый максимализм, подогретый творческим мировоззрением шептал мне что-то про суицид.

Шли дни, а дело шло на отчисление. Максимализм был все настойчивей. Но вдруг пришло спасение: преподаватель по сольфеджио и музыкальной литературе подсказала мне, что на педсовете надо сказать что я хочу стать ТЕОРЕТИКОМ. Ну я-то не совсем дурак, я знал что на теоретиков идут только мегаумные и мегоодаренные ученики и стереотипно пианисты. Но так и быть. От безысходности, перед учеными мужами я рассказал про свои музыкальные амбиции - "Хочу поступать в колледж как теоретик. Усе". Все очень удивились, кто-то засмеялся, кто-то упал в обморок, но все же дали доучиться до выпускного девятого класса не ограничивая меня в специальности. Достойно сдав на несчастном аккордеоне Госэкзамен и попутно сдав ГИА, я забрал документы и поехал поступать в Тольяттинский музыкальный колледж имени Р.К. Щедрина на отделение теории музыки. Почему Тольятти, а не любой другой чуть менее отвратительный город нашей необъятной родины? Черт его знает...

Сегодня я понимаю, у меня не было ни единого шанса поступить.

Во-первых, я хоть и владел весьма сносно фортепиано, но в бумажонке, которую получил по сдаче всех экзаменов, говорилось что я аккордеонист, а нужно быть пианистом. Во-вторых, музыкальный слух был далек от абсолютного, а речь была весьма скудна. В-третьих, математик был из меня так-себе, а математика=логика, и отражает интеллектуальные способности.

Как же мне удалось поступить? Невероятно, но огромную роль сыграла мать-природа. Всего-то нужно быть юношей. Да, именно! В профессиональной музыке мужчины куда востребование женщин. Но все же, помимо восхищения приемной комиссии, мне пришлось сдать вступительные творческие экзамены: сольфеджио, музыкальная грамота, музыкальная литература и фортепиано. Как сдал - не помню, но помню что не хуже остальных.

И вот я теоретик.

О да, первые недели 2-3 ходили мы как будто под божьим озарением, восхищаясь собой и своим привилегированным положением в мире академической музыки. Но вдруг оказалось что надо заниматься.

На первом курсе не мудрено: из специальностей - Сольфеджио, Музыкальная литература, Элементарная теория музыки, фортепиано, композиция, инструментовка, потом еще до кучи добавили дирижирование и вокал. Бонусом были как во всех колледжах школьные предметы за 10-11 класс. Первый курс прошел на удивление легко: конечно пришлось мне ходить на дополнительную математику с другими группами вольнослушателем, да ума-разума набираться. Со спец проблем совсем не было - мне нравилось читать заумные книжки, а их было уж очень много. Вот например скрин инстаграма трехлетней давности. 

Что такое музыковедение и как туда попасть... Длиннопост, Музыка, Теория музыки, Музыковедение

Второй курс и третий стали ужасными. На смену весьма занятной Элементарной теории пришла Гармония. Каждый, кто проучился в музыкальном училище больше двух лет, о гармонии знает не понаслышке, а те кто не проучился, выбыли чаще всего именно из-за гармонии. Что же это такое? Это наука, которая структурирует аккордовую параллель до функциональной и задает ей правила последовательности. Этих самых правил очень много от простецкого соотношения Тоники, Субдоминанты и Доминанты, до энгармонической модуляции в тональности третьей (четверной) степени родства. Существуют 3 основных метода гармонического анализа, главный и самый эффективный из которых -  это решение задач. Говоря простым языком - предлагается одноголосная мелодия и требуется ее гармонизовать до четырехголосной, а если еще проще - то подогнать под нее правильные аккорды. Вот пример такой задачи, снятый на тапок:

Что такое музыковедение и как туда попасть... Длиннопост, Музыка, Теория музыки, Музыковедение

Что касается до музыкальной литературы, то здесь все гораздо проще: проходится какой-нибудь композитор, допустим Бетховен. Сначала нужно прочитать монографию, в которой вся жизнь и творчество излагаются весьма подробно и по прочтению написать творческий облик композитора - эпоха, личность, мировоззрение, эстетические идеалы и основные произведения. Современная программа предлагает изучить в обязательном порядке Третью и Пятую симфонии, сборник из 32х сонат для фортепиано, увертюры и Девятую симфонию факультативно. Цель музыкальной литературы - не только отследить закономерные тенденции изменения музыкального, гармонического и ритмического языка, но и научить студента рационально преподносить информацию, как в письменном так и в устном форматах. Именно поэтому на экзаменах по муз.лит. основной упор делается на устную часть, которую иногда заменяют эссе. Регулярно пишутся курсовые работы, вот например со второго курса. На третьем курсе с этим же, но доработанным "трудом" достойно опозорился на конкурсе имени Кабалевского:

Что такое музыковедение и как туда попасть... Длиннопост, Музыка, Теория музыки, Музыковедение

На третьем курсе появились еще разнообразные "методики преподавания", Анализ музыкальных форм, современная музыкальная литература и полифония, по которым тоже пришлось сдать экзамены.

Напоследок хочется сказать, что доучась до четвертого курса, мне бывает непонятно что делать с этими знаниями. Пойти преподавать и передавать их дальше? Или начать сочинять музыку? Но академическая музыка почти мертва и осталось ей не долго.

В общем: мой первый пост - не бейте палками и камнями за сумбурность. Понимаю что много непонятно будет, спрашивайте - отвечу:)

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
Автор поста оценил этот комментарий

Насчет сочинять музыку. Приходилось в своё время играть сочинения новоявленных "композиторов" (не вспомню на какой кафедре был предмет композиция, который обязывал писать произведение для ф-но и , например, духового инструмента), но поиграв так с несколькими дарованиями, поняла, что фраза "можешь не писать- не пиши" касается именно их. Думайте дальше сами, писать или не писать.

раскрыть ветку (13)
Автор поста оценил этот комментарий

вы еще диссертацию по современной музыке не писали... мучение еще то

раскрыть ветку (11)
Автор поста оценил этот комментарий

Надеюсь не придется) Сейчас диплом пишу по русскому программному симфонизму 

раскрыть ветку (10)
Автор поста оценил этот комментарий

в консу не собираешься? можно на прикладное музыкознание, там интересные специализации есть типа "электронная и компьютерная музыка" и др.

раскрыть ветку (9)
Автор поста оценил этот комментарий

Собираюсь, но на музыковедение) Раньше и вовсе грезил о оперном дирижировании...   

раскрыть ветку (8)
Автор поста оценил этот комментарий

я закончила музыковедение в Петрозаводске, из самых интересных и выгодных работ было преподавание в Шанхайском университете.

раскрыть ветку (4)
Автор поста оценил этот комментарий

Здорово. А мне казалось что теория музыки за приделами России не существует. Как там вообще устроено профессиональное музыкальное образование?

раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий

еще как существует) в Китае распространен перевод нашего бригадного учебника по гармонии, я по нему д.з. задавала, смотря в русс. аналог. В их консах теоретический уровень почти как у нас, а в универах ближе к колледжу (в лучшем случае). Короче спрос на теоретиков большой. Общалась на англ., но с китайским бы оторвали с руками совсем.

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

Горд за Дубовского) А танеевская полифония там тоже прижилась?

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

точно не могу сказать, т.к. стилевую гармонию и тск вела.

Автор поста оценил этот комментарий

в какую консу?

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

Казань/Нижний-Новгород

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

из этих была только в Казани на конференции кафедры теории и композиции, понравилась обстановка и настрой у них - все играющие, креативные)

Автор поста оценил этот комментарий

Абсолютно согласен, не думаю что современная инструментальная музыка пройдет дальше кинематографа.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку