Что такое музыковедение и как туда попасть...

Теория музыки, или музыковедение - это специальность, которую получают на этапе среднего профессионального образования в музыкальный училищах и колледжах, затем образование продолжается на этапе высшего образования в консерватории или институте культуры. Теоретики занимаются углубленным изучением этапов формирования музыки, музыкального языка и гармонии, анализом музыкальных произведений, с применением исторических и эстетических средств раскрытия той или иной проблемы. Пусть Вас не пугает объем непонятной информации, уверяю, не многие теоретики идут в науку и пишут диссертации - процентов 90 преподают в музыкальных школах, или училищах.

Как же меня занесло в эту степь?

Началось все в далеком 2012 году, когда я был еще семиклассником. Но школа, в которой мне пришлось грызть гранит науки, была особенной и имела (и по сей день имеет) громкое и пафосное название "Центр искусств для одаренных детей Севера города Ханты-Мансийска". Это место можно назвать своеобразным заповедником целомудренности и порядка, где ученики (большая часть которых была свезена в Ханты-Мансийск из всех уголков ХМАО-Югры) не только учились, но и жили в интернате, и таким образом были окружены от "пагубного влияния открытого общества".  Учился я там с пятого класса на музыкальном отделении по специальности аккордеон.

Эта идиллия продолжалась до тех пор, пока не произошел эксцесс, разрушивший мои планы на дальнейшее обучение. После многочасовых занятий на аккордеоне и фортепиано у меня дико заболела рука. Дяденька-травматолог посмотрел мою синюю ручонку, посоветовался с тетенькой-неврологом и молвил, мол, я большой дурак и заниматься музыкой мне больше никак нельзя.

По правде сказать, я сильно расстроился. Да такой степени, что мой подростковый максимализм, подогретый творческим мировоззрением шептал мне что-то про суицид.

Шли дни, а дело шло на отчисление. Максимализм был все настойчивей. Но вдруг пришло спасение: преподаватель по сольфеджио и музыкальной литературе подсказала мне, что на педсовете надо сказать что я хочу стать ТЕОРЕТИКОМ. Ну я-то не совсем дурак, я знал что на теоретиков идут только мегаумные и мегоодаренные ученики и стереотипно пианисты. Но так и быть. От безысходности, перед учеными мужами я рассказал про свои музыкальные амбиции - "Хочу поступать в колледж как теоретик. Усе". Все очень удивились, кто-то засмеялся, кто-то упал в обморок, но все же дали доучиться до выпускного девятого класса не ограничивая меня в специальности. Достойно сдав на несчастном аккордеоне Госэкзамен и попутно сдав ГИА, я забрал документы и поехал поступать в Тольяттинский музыкальный колледж имени Р.К. Щедрина на отделение теории музыки. Почему Тольятти, а не любой другой чуть менее отвратительный город нашей необъятной родины? Черт его знает...

Сегодня я понимаю, у меня не было ни единого шанса поступить.

Во-первых, я хоть и владел весьма сносно фортепиано, но в бумажонке, которую получил по сдаче всех экзаменов, говорилось что я аккордеонист, а нужно быть пианистом. Во-вторых, музыкальный слух был далек от абсолютного, а речь была весьма скудна. В-третьих, математик был из меня так-себе, а математика=логика, и отражает интеллектуальные способности.

Как же мне удалось поступить? Невероятно, но огромную роль сыграла мать-природа. Всего-то нужно быть юношей. Да, именно! В профессиональной музыке мужчины куда востребование женщин. Но все же, помимо восхищения приемной комиссии, мне пришлось сдать вступительные творческие экзамены: сольфеджио, музыкальная грамота, музыкальная литература и фортепиано. Как сдал - не помню, но помню что не хуже остальных.

И вот я теоретик.

О да, первые недели 2-3 ходили мы как будто под божьим озарением, восхищаясь собой и своим привилегированным положением в мире академической музыки. Но вдруг оказалось что надо заниматься.

На первом курсе не мудрено: из специальностей - Сольфеджио, Музыкальная литература, Элементарная теория музыки, фортепиано, композиция, инструментовка, потом еще до кучи добавили дирижирование и вокал. Бонусом были как во всех колледжах школьные предметы за 10-11 класс. Первый курс прошел на удивление легко: конечно пришлось мне ходить на дополнительную математику с другими группами вольнослушателем, да ума-разума набираться. Со спец проблем совсем не было - мне нравилось читать заумные книжки, а их было уж очень много. Вот например скрин инстаграма трехлетней давности. 

Что такое музыковедение и как туда попасть... Длиннопост, Музыка, Теория музыки, Музыковедение

Второй курс и третий стали ужасными. На смену весьма занятной Элементарной теории пришла Гармония. Каждый, кто проучился в музыкальном училище больше двух лет, о гармонии знает не понаслышке, а те кто не проучился, выбыли чаще всего именно из-за гармонии. Что же это такое? Это наука, которая структурирует аккордовую параллель до функциональной и задает ей правила последовательности. Этих самых правил очень много от простецкого соотношения Тоники, Субдоминанты и Доминанты, до энгармонической модуляции в тональности третьей (четверной) степени родства. Существуют 3 основных метода гармонического анализа, главный и самый эффективный из которых -  это решение задач. Говоря простым языком - предлагается одноголосная мелодия и требуется ее гармонизовать до четырехголосной, а если еще проще - то подогнать под нее правильные аккорды. Вот пример такой задачи, снятый на тапок:

Что такое музыковедение и как туда попасть... Длиннопост, Музыка, Теория музыки, Музыковедение

Что касается до музыкальной литературы, то здесь все гораздо проще: проходится какой-нибудь композитор, допустим Бетховен. Сначала нужно прочитать монографию, в которой вся жизнь и творчество излагаются весьма подробно и по прочтению написать творческий облик композитора - эпоха, личность, мировоззрение, эстетические идеалы и основные произведения. Современная программа предлагает изучить в обязательном порядке Третью и Пятую симфонии, сборник из 32х сонат для фортепиано, увертюры и Девятую симфонию факультативно. Цель музыкальной литературы - не только отследить закономерные тенденции изменения музыкального, гармонического и ритмического языка, но и научить студента рационально преподносить информацию, как в письменном так и в устном форматах. Именно поэтому на экзаменах по муз.лит. основной упор делается на устную часть, которую иногда заменяют эссе. Регулярно пишутся курсовые работы, вот например со второго курса. На третьем курсе с этим же, но доработанным "трудом" достойно опозорился на конкурсе имени Кабалевского:

Что такое музыковедение и как туда попасть... Длиннопост, Музыка, Теория музыки, Музыковедение

На третьем курсе появились еще разнообразные "методики преподавания", Анализ музыкальных форм, современная музыкальная литература и полифония, по которым тоже пришлось сдать экзамены.

Напоследок хочется сказать, что доучась до четвертого курса, мне бывает непонятно что делать с этими знаниями. Пойти преподавать и передавать их дальше? Или начать сочинять музыку? Но академическая музыка почти мертва и осталось ей не долго.

В общем: мой первый пост - не бейте палками и камнями за сумбурность. Понимаю что много непонятно будет, спрашивайте - отвечу:)

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
Автор поста оценил этот комментарий
Насчет написания музыки, если у тебя с этим относительно нормально, разбираешься с музыкальным софтом, ищешь оркестровые VST (например, Miroslav Philarmonic) и пишешь оркестровые вещи, которые потом выкладываешь на том же аудиоджангле. Еще можно посмотреть что там пользуется хорошим спросом (хоть из "оркестровых" вещей, хоть из любых других) и начинаешь писать в таком стиле.


Рекламные ролики, художественные документальные, некоммерческие, корпоративные и прочие фильмы и видео... далеко не всегда музыку для таких вещей тырят. Проще отдать 15-30 баксов и не париться что твое видео могут, например, забанить на ютубе.

раскрыть ветку (4)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Ух-ты, спасибо:)

раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий

Но тут надо уметь делать качественный продукт и продвигать свои композиции и не ожидать что все тебе будет на блюдечке с голубой каемочкой. Доступность музыкального софта довольно сильно снизила планку "композиторства".


Клепать "средненькую" музыку, уж тем более при наличии специального музыкального образования, не так уж и сложно. Сложнее делать продукт, который будет нравиться и который будут покупать.

раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Ну у меня есть опыт работы в одной известной компании, правда работалось посчастливилось с живыми оркестрантами. А еще, как по мне, минус этого софта в том, что о почти полностью отвязан от полноценной нотации. Увы, трудно привыкнуть ко всем этим кубейсам и прочие...

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Ты не застал музыкальный софт конца 90-х - вот это был полный треш по сравнению с нынешним) И то, что есть сейчас, гораздо лучше, чем полное отсутствие возможности услышать свою музыку только в своем воображении или переложении для ф-но.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку