3

Что такое человек? [часть 1. Общее + Сознание]

Доброго всем дня!

В ближайшей серии постов я постараюсь кратко и, по возможности, понятно изложить основы современного курса философии - чтобы даже без прочтения множества книг дать общую канву для размышлений каждому желающему пикабушнику.


Сегодня мы начнем с человека - центрального определения в философии.


Итак, что же такое человек?


Если вы выйдете на улицу и начнете спрашивать, то наибольшее число ответов будет личного характера. "Вы человек, я человек, *такой-то* человек". Каждое такое суждение будет основываться на том, какие признаки человека отвечающий считает важнее других.


Некоторые не станут особенно долго думать и скажут - две руки, две ноги, голова и делают человека человеком. Сразу же возникает вопрос - а что, родившиеся без руки или без ноги инвалиды - не люди? Разумеется люди.

Поэтому этот признак - признак внешнего вида - принято называть умным словом антропоморфичность (антропос - человек, морфос - форма с греческого), а живые организмы, отвечающие этому критерию, принято называть антропоморфами.


Так, инопланетяне навроде этого парня тоже вполне себе антропоморфы.

Да, пальчиков меньше, но основные элементы антропоморфичности - число и назначение конечностей, лицо, бинокулярное зрение (оба глаза расположены на одной стороне лица), противопоставленные пальцы рук (большой палец позволяет обхватывать инструмент полностью), прямохождение в наличии.


Впрочем, человеком его это не делает. А что же делает человека человеком?


Помимо биологической части, в которой люди всех рас и всех народов примерно равны (плюс-минус региональные особенности, типа цвета кожи, роста, цвета волос и их количества) есть часть социальная. И вот тут-то дьявол и скрыт.

Первая и самая важная социальная часть - это сознательность.


Сознание - это качество человеческой психики, которое позволяет человеку отделять признаки предметов и явлений от самих предметов, и оперировать ими. Иначе говоря, качество, позволяющее мыслить абстрактно.


Вот подумайте - стоит перед вами самый обычный деревянный стол. Например вот этот:

Почему вы знаете, что это - стол, а не, скажем, банан?

Потому что у стола есть определенные признаки - физические и функциональные.


Физические: есть столешница, параллельная поверхности, на которой он стоит, и есть ножки (хотя бы одна), которые позволяют этой столешнице не падать.

Функциональные: на столешнице можно заниматься любой деятельностью, которая предполагает использование мелкой моторики (непродолжительных движений тела, рук, например) на некотором возвышении от той поверхности, на которой человек стоит.


Зная признаки стола, мы можем сказать: вот это - тоже стол:

И вот это - стол:

А вот это - не стол. Потому как ножек нет, вместо которых используются тросики для крепления к потолку:

И называется это дело вполне обыденно и просто - подвесной столешницей.


Разумеется, пример со столешницей чудовищно упрощен. Подобным базовым вещам родители должны учить ребенка в его самом раннем детстве, для того, чтобы он сумел сориентироваться в мире вокруг него и использовать вещи по назначению.


Для человека взрослого считается нормальным, если он может выделять признаки в абстрактных идеях, и работать с признаками абстрактных идей во всем их многообразии и множестве.


Возьмем, например, понятие правового государства.


Правовое государство - это когда государство с одной стороны, и организованное гражданское общество с другой совместно работают в рамках закона над совершенствованием условий жизни.


Фишка ситуации в том, что местная власть - городская администрация, районная, региональная (областная, краевая) по законам РФ считается местным самоуправлением и к Правительству РФ отношения не имеет от слова вообще. Это что-то навроде разросшегося сельсовета, который избирается из жителей этого же села, который решает вопросы местного значения.

И то, что в городах и весях России есть эффективное местное самоуправление (на этих словах я едва не заплакал) - один из признаков формирующегося гражданского общества.


Государство со своей стороны делает достаточно много для того, чтобы сотрудничать с местными - региональными - правительствами. Так, например, в регионах, где местная власть работает на благо народа - в том же Крыму - государство вкидывает огромные средства в строительство инфраструктуры и развитие предпринимательства.


Проблема возникает лишь в последней части - в соблюдении закона при работе местного самоуправления (гражданского общества). Наше, гкхм, местное самоуправление болт кладет на законы с известной регулярностью.


И выходит, что как бы дико ни звучало выражение о том, что "в РФ строится правовое государство" - оно, получается, так и есть.


При этом множество граждан самых разных стран не могут (да многие и не хотят) развивать свое сознание, подпитывать ум свежими идеями и подтвержденными данными. И это было бы не так плохо, если бы при этом они не лезли со своими "экспертизами" в СМИ, создавая ложную картину мира для своих читателей - но они лезут, и они создают. Что есть грустно.

Очень. Грустно...


Не буду приводить здесь примеров - надеюсь, каждый сам понимает о жителях какой страны в первую очередь идет речь. Попрошу, кстати, воздержаться от пространных обсуждений этой страны в комментариях. Не надо.


Сегодня мы поработали над абстрактными идеями немного, размяли, так сказать, свое сознание - но это всего лишь один термин из миллионов.

Ведь помимо социологии и наук вообще - искусство есть, которое подчиняется собственным правилам, бытовая жизнь и ее часть - кулинария... Много чего есть.


Помните: как меч нуждается в периодической заточке на точильном камне, так и ум требует работы с книгами.


Читайте - и, цитируя библейских пророков, "обрящете".


P.S. Следующая часть будет о человеческой деятельности.