Что нужно знать о телебашне в Екатеринбурге, на защиту которой встали архитекторы, девелоперы и активисты

Самый масштабный снос архитектурного объекта в истории современной России. Буквально через неделю (по последним данным, 23 февраля) в Екатеринбурге планируют подорвать телебашню высотой 220 метров. Недостроенную башню вычеркнут из Книги рекордов Гиннеса, а город лишится самой высокой точки, которая с 80-х годов так или иначе формирует городской ландшафт. Городские активисты прилагают все усилия, чтобы не допустить исчезновения неформального символа города, но, кажется, решение остаётся за собственником.
Что нужно знать о телебашне в Екатеринбурге, на защиту которой встали архитекторы, девелоперы и активисты Екатеринбург, Екатеринбургская телебашня, Телевышка, Снос, Символика и символы, Длиннопост

НЕФОРМАЛЬНЫЙ СИМВОЛ ГОРОДА?


В начале 1980-х телебашню строили, чтобы распространять теле- и радиосигналы по территории Свердловской области. На высоте 188 метров планировали расположить ресторан на вращающейся платформе. Сама башня вместе с антенной должна была достигать в высоту 361 метр.


Если бы строительство не остановили, башня стала бы самой высокой точкой в Азии и второй в России после Останкинской башни.


Проблемы начались в 1989 году из-за нехватки финансирования. Протянув ещё два года, в 1991 году телебашню забросили на отметке 213 метров. Как вспоминает в интервью «Е1» Владимир Михеев, прораб, руководивший стройкой телебашни, средств на консервацию не выделили, пришлось зашивать дыры тонкой фанерой. Из запланированных одиннадцати миллионов, которые государство выдало единым авансом, на возведение объекта потратили всего два. Страна находилась в кризисе, и остаток потратили не по назначению.


С тех пор телебашней по большей части интересовались только руферы и подростки. Она стала неформальным символом города — вдохновляющим и мрачным.


Территория слабо охранялась, желающих испытать силы и залезть на вышку было много, некоторые обратно не возвращались.


В ЧЁМ ЦЕННОСТЬ НЕДОСТРОЕННОЙ БАШНИ?


По словам Андрея Раевского, заведующего кафедрой основ архитектурного проектирования УрГАХУ, башня является осью города и формирует городской ансамбль: «Убрав эту доминанту, мы нарушим архитектурный, градостроительный и социокультурный код Екатеринбурга».


Политолог Константин Киселёв замечает, что мировые столицы, напротив, стараются создать доминанту, которая питает город и в экономическом ключе, за счёт туристов. В качестве примера можно назвать телевизионную башню в Праге, на которой разместили ползущих младенцев скульптора Давида Черни, превратив её в арт-объект. В Екатеринбурге компания Tiger Tiger предлагала использовать телебашню как огромный арт-объект — одуванчик, но эту идею никто не рассматривал.


С экономической точки зрения ценность телебашни — земля, на которой она построена.


На прошлой неделе стало известно, что эту территорию разделили на три участка. Эдуард Мансуров, депутат Екатеринбургской городской думы от КПРФ, высказал предположение о том, что под вывеской социально ориентированного проекта (сейчас на месте башни хотят построить ледовую арену) горожанам пытаются преподнести коммерческое использование земли.


КОМУ ОНА ПРИНАДЛЕЖИТ?


До 2013 года башня находилась в федеральной собственности, достроить или реконструировать её было невозможно. Область во главе с губернатором Евгением Куйвашевым с разрешения Дмитрия Медведева смогла выкупить башню у ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» за 500 миллионов рублей. По подсчётам, на тот момент достроить башню (3 миллиарда) было не дороже, чем снести (2,5 миллиарда).

Что нужно знать о телебашне в Екатеринбурге, на защиту которой встали архитекторы, девелоперы и активисты Екатеринбург, Екатеринбургская телебашня, Телевышка, Снос, Символика и символы, Длиннопост

В том же году был объявлен конкурс идей реконструкции. В финал вышло три проекта. Это «Звезда Урала», предполагающая оснащение смотровой площадки башни парящими кольцами по принципу магнитной левитации; пример параметрической архитектуры — «Глобальный маяк» и победитель — Green Hill Park с башней бионической формы. К реализации идеи так и не приступили, объяснив это отсутствием инвесторов.


В 2016 году телебашню хотели законсервировать, а в феврале 2017-го вышку вместе с землёй выставили на аукцион за 652,8 миллиона рублей. Позже торги были отменены, и летом 2017 года было объявлено решение, согласно которому и башня, и земельный участок вошли в уставный капитал АО «Ледовая арена», подконтрольное областным властям и Уральской горно-металлургической компании (УГМК). Фактически телебашню отдали бесплатно под обещание освоить её территорию.


В сентябре 2017 года директор УГМК Андрей Козицын сообщил, что башню готовят к сносу, так как средств на её эксплуатацию нет. На её месте планируют построить ледовую арену на 15 000 зрителей. Проекта арены ещё никто не видел.


Как заявила Полина Иванова, активист Комитета пруда и директор архитектурной группы Podelniki: «УГМК — компания, которая достаточно сильно поменяла облик города Верхняя Пышма и сейчас стремится поменять Екатеринбург. Они уже сделали один большой снос — это элеваторы мукомольного завода, которые стояли в центре города. У них есть опыт по такому демонтажу, но надо сказать, что элеваторы снести полностью сразу не удалось. Вся история Храма на воде, которая длилась прошлый год, — это тоже история про УГМК, которая хотела что-то построить на пруду. У них не получилось это сделать, и сейчас они хотят снести башню».


«У меня есть персональное ощущение, что у этой компании навязчивое желание сделать что-либо глобальное в городе, но из-за полного отсутствия диалога они всё время преподносят это достаточно тоталитарно».


ЧЕМ ПЛОХА ЛЕДОВАЯ АРЕНА?


Ледовая арена нужна городу, но местоположение, на месте башни, вызывает ряд вопросов. Представитель сообщества урбанистов архитектор Александр Шилков отметил, что по нормативам при строительстве такого сооружения необходимо выделять большие площади для парковок. Так, омская «Арена Омск», вмещающая чуть более 10 тысяч человек, занимает площадь десять гектаров. Территория телебашни — четыре гектара земли. Учитывая эти цифры и плотность застройки в центре города, пробок во время матчей не избежать.


Другой вопрос — окупаемость. Сейчас посещаемость матчей в Екатеринбурге, учитывая популярность хоккейного клуба «Автомобилист», достигает 2 700 человек. Эксперты в один голос заявляют, что новое спортивное сооружение будет пустовать. Потребуется немало лет, чтобы разогнать проект и достигнуть желаемых результатов.


Депутат Эдуард Мансуров утверждает, что суть нового проекта и вовсе заключается в использовании земли в центре города: «Там будут различные объекты с разными собственниками, разными структурами. Понятно, что это не ледовая арена на 15 000 зрителей. Скорее арена на три-четыре тысячи человек, торговые центры и офисы».


Но даже если арену построят на территории башни, так ли необходимо её сносить? Сообщество урбанистов подготовило проект-провокацию, в котором башня, даже с учётом всех нормативов и желаний застройщиков, вполне может остаться. Арена займёт 2,5 гектара и впишется в набережную Исети, рядом появится три яруса парковок, а между ними — башня, которая будет служить входом в арену и самым высоким медиацентром.


СНЕСТИ ЛУЧШЕ, ЧЕМ ДОСТРОИТЬ?


Сторонники сноса настаивают, что всё упирается в экономику, доказанную опасность сооружения и несоответствие внешнего облика недостроя статусу города, который готовится принять чемпионат мира по футболу и, возможно, стать местом проведения «Экспо-2025».


На вопрос, нужно ли сносить телебашню, пресс-служба УГМК ответила: «Объект после прекращения строительства не был законсервирован в соответствии с требованиями законодательства и в течение десятков лет был подвержен физическому и механическому разрушению». Сергей Зырянов из Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области подтвердил, что башня изношена на 44,5 %, а денег на её реконструкцию в бюджете Свердловской области нет.


Защитники телебашни уверены, что экономическое обоснование сноса сомнительно. По данным депутата городской думы Екатеринбурга политолога Константина Киселёва, запуск башни в эксплуатацию, включающий функциональное лифтовое хозяйство, составит всего 200 миллионов рублей. Эта сумма укладывается в стоимость сноса телебашни, который оценивается в 500 миллионов.


Заявления об опасности телебашни также вызывают вопросы. Эксперты УГМК предоставили в общий доступ экспертизу охраны исторических памятников, но техническое заключение о том, что башня опасна, никто не видел.


Архитектор Александр Шилков напомнил, что башня была построена как объект повышенной надёжности: «Телебашню проектировали институты, которые участвовали в разработке космодромов и плотин. В строительстве использован водостойкий бетон М-400. Завод ЖБИ работал беспрерывно только на строительство башни. Нас убеждают, что башня ржавая, старая и плохо выглядит. Но для объекта высокого класса надёжности эта ржавчина — как пыль на машине. Всех пугает проём на вершине башни, кажется, что отпал кусок и сейчас вышка начнёт рушиться. На самом деле это технологический проём, через него должна была монтироваться шахта лифта».


Конечно, после двадцати семи лет простоя телебашня потеряла в прочности. Но, как заметил Владимир Михеев — прораб, который строил телебашню, даже в таком виде она может простоять 500 лет.


МОЖНО ЛИ ЕЩЁ ОСТАНОВИТЬ СНОС?


Телебашня перешла в собственность УГМК, и решение о её сносе или сохранении принимает не город, а частная компания. 23 января Городская дума отклонила обращение депутата Олега Хабибуллина о рассмотрении вопроса о сносе телебашни, сославшись на то, что обращение не относится к компетенции городской власти.


Больше всего общественность беспокоят возможные последствия сноса.


Инженер-физик Виктор Крылов подсчитал, что обрушение башни по масштабам выделения энергии будет равно падению десяти немецких баллистических ракет «Фау-2» и столкновению трёх тяжело гружённых составов из 50 вагонов на скорости 100 километров в час.

Кандидат технических наук Сергей Шматков подтвердил, что это будет подобно сильнейшему землетрясению с вероятным повреждением линии метро, которая проходит рядом с телебашней. Опасения Сергея подтвердил прораб телебашни Владимир Михеев, который отметил, что под фундаментом башни находится тектонический разлом, и, если что-то пойдёт не так, землетрясение неизбежно. А значит, могут погибнуть люди.


Тревогу о том, что башня может разрушить центр города, бьёт общество охраны исторических памятников. Рядом с телебашней находятся две исторических усадьбы и два моста. Но даже если обрушение пройдёт без последствий, общество охраны памятников заметило ряд нарушений: от безвозмездной вырубки гектара зелени до присвоения территорий исторических памятников.


Дата демонтажа постоянно меняется, но на башне уже появились распилы для взрывчатки, а 8 февраля без предупреждения прозвучали взрывы, которые в пресс-службе УГМК после дня раздумий назвали «подготовительными мероприятиями».


КАКИЕ ДЕЙСТВИЯ ПРЕДПРИНИМАЮТ АКТИВИСТЫ?


Спонтанно возникло несколько групп защиты башни — урбанисты, политики, общественники, все разных политических воззрений и идей. В сложившейся ситуации отменить снос сложно, но реально. «Если взять нарушения, которые выявлены, то в судебном порядке ситуацию ещё можно развернуть», — говорит Эдуард Мансуров, организатор митинга 10 февраля.


С сентября в СМИ появились первые сообщения о том, что башню могут снести. В то время городские активисты были включены в защиту городского пруда, в середине которого хотели построить храм, и сама башня вызывала множество вопросов. Но спустя два месяца после завершения борьбы с храмом город услышал подтверждение губернатора о том, что начинается демонтаж 220-метрового сооружения. Горожане оказались против такого решения.

27 января прошёл первый мирный пикет против сноса, приуроченный к появлению на территории башни техники для проведения взрывных работ. Он собрал около 200 человек. До этого с разницей в несколько часов в городе было проведено две акции — ночная проекция на телебашне от сообщества «Суть времени» и возведение мемориала погибшим на башне руферам. Несмотря на резонанс, открытого обсуждения сноса среди горожан так и не проводилось. Официально снос был запланирован на период до летнего чемпионата мира по футболу, но в январе ситуация резко изменилась. Через два дня после пикета в СМИ появилась новость о том, что телебашню снесут уже 20 февраля (сейчас дата перенесена ориентировочно на 23 февраля).

Что нужно знать о телебашне в Екатеринбурге, на защиту которой встали архитекторы, девелоперы и активисты Екатеринбург, Екатеринбургская телебашня, Телевышка, Снос, Символика и символы, Длиннопост

За две недели до сноса число подписей петиции против сноса, адресованной Владимиру Путину, достигло 2 650. В социальных сетях стали появляться личные истории под хештегом #моя башня — Telegram-канал «Что это за башня?» собрал их в лонгрид. Для привлечения внимания к проблеме дизайнеры запустили в продажу открытки с призраком телебашни и значки на память. 8 февраля политики и эксперты собрали пресс-конференцию и объявили о ближайшем создании организованного сообщества неравнодушных к судьбе телебашни. 10 февраля состоялся митинг, который быстро согласовали, но в процессе попросили перенести место его проведения два раза. На митинге присутствовали 150 человек. Среди активистов было немало пенсионеров. В конце митинга люди отправились к телебашне, чтобы запустить шарики в небо.


ЗА ЧТО ЗАЩИТНИКИ БАШНИ БОРЮТСЯ СЕЙЧАС?


Организатор митинга Эдуард Мансуров в разговоре со Strelka Magazine подтвердил, что вскоре будет создан Комитет башни: «Это только начало работы. Вы помните, как было с Храмом на воде: с одного митинга мало эффекта. Мы видим, что определённая нервозность у сторонников сноса уже появилась. Те ночные хлопки — следствие того, что они будут доводить башню до того состояния, когда можно будет сделать техническое заключение о том, что стоять она уже не может. Но наши эксперты говорят, что для такой башни пара подобных хлопков — как взрыв петарды».


Сейчас городские активисты заручаются поддержкой значимых общественных спикеров, опрашивают жителей домов, которые располагаются вблизи телебашни, распространяют информацию среди горожан, составляют новое обращение к губернатору и планируют мирные акции. 15 февраля делегация архитекторов передала в приёмную президента в Уральском федеральном округе обращение с копиями подписных листов с просьбой не допускать демонтажа телебашни и предложением проведения конкурса проектов её реконструкции. «Нас устроит вариант, при котором будет открыта дискуссия. Практика показывает: если горожане консолидируются, власти ничего не остаётся, как прислушаться», — заявил Мансуров.


Наблюдать за тем, что происходит с башней, можно при помощи круглосуточной трансляции «Серебряного дождя».


Текст: Юлия Субботина