Четыре века еврейской Америки. Как встретил евреев Новый Свет?

366 лет назад, 8 июля 1654 г., в порту города Нового Амстердама, который вскоре переименуют в Нью-Йорк, отшвартовался корабль «Грушевое дерево». На берег с него сошёл человек по имени Якоб Барсимсон. Именно с этого момента принято вести отсчёт еврейской эмиграции в Америку. Этот представитель голландской Вест-индской компании был, помимо всего прочего, ещё и посланцем еврейской общины Амстердама, которая хотела узнать, насколько перспективны новые места для переселения.

Четыре века еврейской Америки. Как встретил евреев Новый Свет? Евреи, Эмиграция, Новый свет, Антисемитизм, Выдуманная реальность, История, 17 век, Длиннопост

Иногда Якоба Барсимсона вообще называют первым евреем в Америке. Его современники подняли бы это утверждение на смех. По той простой причине, что в те годы весьма популярной была любопытная теория, согласно которой Америка изначально была населена именно евреями. Вернее, одним из десяти потерянных колен Израиля, представители которого, конечно, здорово изменились и превратились в индейцев, но всё-таки остались евреями, пусть и вконец одичавшими.

Вообще-то, признание кого-либо евреем в те годы не обещало ничего хорошего: в подавляющем большинстве государств Европы евреев серьёзно притесняли, а в Испании и вовсе объявили вне закона. Но американским аборигенам это внезапно оказалось на руку. До поры европейцы в них вообще отказывались видеть настоящих людей, хотя бы и последних дикарей. А тут европейским колонистам, особенно тем, кто чтит Библию, волей-неволей приходилось задуматься: вдруг индейцы — тоже люди?

Другое дело, что настоящих евреев такой расклад не устраивал. Им надо было, чтобы в них видели не просто людей, а равных среди равных. Вот с этим были серьёзные проблемы. Ладно — в Европе. Но и в Новом Свете, который поначалу казался хорошим убежищем, началось то же самое.

К тому моменту евреев в Америке, в общем, уже хватало. Но только в Южной. В процессе целой серии европейских конфликтов и войн Голландии удалось отжать у Португалии солидный кусок Бразилии. Там обосновалось несколько еврейских общин, которые бежали от европейской инквизиции и чувствовали себя на новом месте вольготно.

Но всё хорошее когда-нибудь кончается. Португалия воспряла духом, собралась с силами и в январе 1654 г. изгнала голландцев из своей бразильской колонии. В Бразилию снова вернулась католическая церковь и святая инквизиция — к ужасу евреев, которые думали, что их мытарства давно позади.

Словом, Якоб Барсимсон, осмотревшись в Новом Амстердаме, нашёл, что место подходящее. И дал отмашку бразильским соплеменникам: можно ехать, тут вас ждут, а инквизиции нет и в помине.

Инквизиции и впрямь не было. Зато был губернатор Новых Нидерландов Питер Стейвесант. Человек хороший, но авторитарный и к тому же антисемит.

Одного еврея, Якоба Барсимсона, он ещё как-то терпел. Но следом за ним пожаловало 23 поселенца из отвоёванной Португалией Бразилии. Натурально беженцы.

Именно к этому прицепился губернатор: «Прибывшие евреи почти все желали бы остаться здесь, но мы опасаемся того, что вследствие их нынешнего обнищания они могут стать обузой в наступающую зиму. Ради блага сего слабого места считаем полезным потребовать от них дружеским образом покинуть нас». Это начало его письма в Амстердам, пока что нейтрального и вполне корректного. А вот в финале он дал себе волю: «В связи с этим мы молимся со всей серьёзностью за себя и за всю нашу общину, чтобы эта лживая раса — столь ненавидящие враги и богохульники имени Христова — не имела возможности далее наводнять сию новую колонию и чинить проблемы для неё».

Ответ из Амстердама был получен неожиданный: «Мы решили удовлетворить ходатайство, представленное указанными португальскими евреями, о том, что эти люди могут путешествовать и торговать в Новой Голландии, а также жить и оставаться там, в связи со значительным объёмом капитала, который остаётся вложенным ими в акции Вест-индской компании».

«Бабло побеждает зло», — истина, которую голландские бизнесмены поняли раньше прочих. Губернатору пришлось подчиниться, но кое-какие рычаги у него ещё оставались. И потому, когда пришло время войны со шведской колонией на реке Делавэр, Питер Стейвесант провёл через городской совет закон, согласно которому евреев полагалось освободить от военной службы. С изящным штрихом в финале: «А за освобождение от опасностей военной службы обложить евреев Новой Голландии ежемесячным налогом».

Это было открытым издевательством, и евреи (чуть ли не впервые в истории Америки) затеяли судебный процесс о том, что имеют право защищать свою новую родину с оружием в руках. Процесс был выигран. Еврейский отряд влился в компанию семи сотен колонистов, которые штурмом взяли шведский форт Казимир. Это несколько примирило Стейвесанта с наличием еврейской общины, которая вздохнула свободно.

Но только до поры. В 1664 г. англичане решили, что голландцев в Америке надо бы прижать как следует. Четыре корабля Ричарда Николса практически бескровно убедили губернатора Новой Голландии отдать колонию по-хорошему.

И тут снова во всей остроте встал еврейский вопрос. Дело в том, что ещё с 1290 г. евреям было запрещено селиться в Англии. Правило распространялось и на колонии. Взывать к голландской Вест-индской компании было бессмысленно и опасно: у англичан имелась своя такая же, прямой конкурент голландской.

И вот тут на помощь пришёл литературный талант амстердамского раввина Манассии бен Израэля, который в своём труде о происхождении американских индейцев свежо и занимательно, а главное, убедительно, сумел показать, что коренное население Америки — всё-таки то самое «потерянное колено Израиля». Книга выдержала в Британии три издания подряд за два года, то есть стала своего рода бестселлером. Ну а коль скоро вся Америка и так заселена евреями, то почему бы ещё нескольким сотням из них не явиться в английские колонии?

Источник : https://aif.ru/society/history/chetyre_veka_evreyskoy_amerik...