Честь

Слово, да и сам термин позабыт...

Честь бедняка

На протяжении долгого времени честь рассматривалась как одна из основных ценностей, сопоставимых с самой жизнью; ее следовало беречь всеми силами. В начале XVI века парижский судья Жан де Миль написал текст под названием «Криминальная практика»:
«За свою карьеру я вел множество дел, как в городе, так и в провинциях. Я пытался как-то систематизировать их и сосредоточился в основном на преступлениях против личности; потерю имущества, наследства можно возместить тем или иным способом; потерю чести или жизни никогда»

Честь отнюдь не являясь уделом лишь великих, честь это благо, которое ревностно требуют признавать за собой люди из народа: «Спросите у первого встречного, -  пишет Куртен, - что значит иметь честь; он вам ответит, что это значит иметь сердце. Спросите, что значит иметь сердце; он ответит, что это значит, что лучше умереть, чем терпеть оскорбление».

То, что оскорбление это самое большое зло, не абстракция для людей с улицы, они живут с этим чувством и убеждением. В XVIII веке генерал-лейтенант полиции Ленуар в своих мемуарах упоминает это неизменное ревностное отношение «маленьких людей» к своей чести: «Полиция большого города, которая сталкивается с представителями самых разных слоев общества, прекрасно знает силу злословия и клеветы».

Когда люди живут на виду друг у друга, как это было в XVIII веке, власть слова становится безраздельной.  Любопытные взгляды окружающих высматривают подробности чужой жизни, люди считают себя вправе обсуждать других. Люди всеми силами пытаются не опуститься ниже того уровня, который они считают для себе приемлемым, если уж не получается преуспеть и подняться по социальной лестнице. Равновесие это неустойчиво, люди очень уязвимы. Им необходимо любой ценой контролировать то, как они выглядят в глазах других, и то, что о них говорят, чтобы не стать жертвой этих пересудов. В обществе «равных» надо, чтобы тебя уважали.

Книга: История частной жизни. Том 3.