Черное море ночью - Иван Айвазовский

Черное море ночью - Иван Айвазовский Айвазовский, Арт, Художник, Искусство, Море, Красота, Картина, Ночь
Вы смотрите срез комментариев. Показать все
13
Автор поста оценил этот комментарий
Николай Лейкин."АЙВАЗОВСКИЙ"

(Сценка)

Черный купец сидел до одну сторону стола около чайного прибора и пощелкивал щипчиками, дробя куски сахару на более мелкие части. Рыжий купец помещался по другую сторону стола и просматривал газету, вздетую на палку.

- Ну, что Кобургский?1 - спросил черный купец рыжего.

- Да ничего сегодня про него не пишут. Второй день уж не пишут. Надо полагать, уж не отменили его. Да и пора. Надоел. Ну что ему мотаться в политическом гарнизоне. Побаловал, да и будет.

- Да нешто это можно, обы отменить?

- Отчего же? Бисмарк2 все может. Погоди, вот конгресс всех нот будет, так и совсем запретят. Из-за чего Бисмарк с Кальноки3 шушукались-то? Все из-за этого. "Надо, говорят, нам нашего молодца посократить. Достаточно ему мозолить глаза". Довольно. Уж ежели залез, то сиди и пей себе пиво с букивротами, а действовать не смей. Немец немца завсегда послушает.

- Чего ему! Он теперь при генеральском мундире и при шпорах.

- А вот конгресс нот порешит, так и шпоры спилят.

- Уж хоть бы решали скорей. Куда его решат?

- Да куда решить? Решат, я думаю, в Калугу. Этих всех в Калугу решают. Туда и Шамиль решен был4. Баттенберга5 тоже в Калугу везли, да сбежал он с дороги.

Рыжий купец опять углубился в чтение.

- Пей чай-то. Чего тут? Остынет. Вон я кусочков сахару нащипал,- сказал черный купец.

- А вот сейчас, только про Айвазовского юбилей дочту. Юбилей ему устраивают,- отвечал рыжий купец.

- Какой это Айвазовский? Чем он торгует?

- Живописец он, картины водяные пишет.

- О-о! А я думал, наш брат купец.

- Чего ты окаешь-то! Этому стоит юбилей сделать, хоть он и не купец. Главное дело, пятьдесят лет живописного рукомесла день в день выполнил, точка в точку. А это не шутка. Ведь за последнее время у нас все какие юбилеи бывали: семь лет, тринадцать лет, а то так и четыре с половиной. Четырехсполовинойлетний юбилей - нешто это можно. А тут пятьдесят лет! Говорят, он за это время одного полотна стравил столько, что щеколдинской фабрике в год не сработать.

- Водяные картины, ты говоришь, он писал?

- Только водяные. Вода, вода и вода. Вода и небесы - и ничего больше. И ведь в чем штука: только одну синюю краску и покупал. Разве малость белилами разводил.

- Ну, водяные-то картины не мудрость. Вот ежели бы портреты.

- Не мудрость! Нет, ты попробуй-ка пятьдесят лет подряд все одной и той же синей краской. Ведь он ею, может статься, миллион аршин полотна замазал. Да ведь не зря мазал, а надо тоже так, чтобы выходило что-нибудь. А у него было как. Вот поставишь ты его картину к стене, к примеру, а супротив ее утку пустишь, смотришь, утка-то в картину и лезет, на воду, значит, идет. Уток надувал.

- Т-с... Ну, это действительно. А портретов он не писал?

- Ни боже мой! Только одна вода да небесы. Да он и не умеет портреты... начал, говорят, раз с одного купца писать портрет, глядь, а вместо купца-то не то облизьяна, не то черт, а из пасти фонтал воды льется.

- Скажи на милость!

- Да. Кому уж бог какое упование дал. Другой вот способен только вывески для мелочных лавочек писать, чтобы фрукта была, хлеб, стеариновые свечи, а воду не может. А этот только воду да небесы. Третий и для мелочной лавочки не напишет вывески, а для табачной в лучшем виде. Дай ты ему турку с трубкой написать, либо арапа с цигаркой - напишет, а заставь воду - не может. Ты думаешь, воду-то легко, чтобы по-настоящему выходило?

- Да что говорить!

- А у Айвазовского как угодно. С мальчишек уж руку набил. И ведь что удивительно-то: надо тебе морскую воду - он морскую напишет, надо речную - речная готова. И видишь ты сейчас, что это речная вода, а это морская.

- И на вкус? - спросил черный человек.

- Чудак человек! Как же можно на вкус-то?

- А ежели лизнуть по картине? Ведь морская вода соленая.

- Ах, вот это-то! Так. Да кто ж его знает, может статься, в морскую-то воду он и прибавлял соли, только я его картины видеть видел, а лизать не лизал. Да ведь и не допустят до этого на выставке. Ну-ка, коли ежели вся публика начнет лизать картину? Что из этого выйдет? До дыр и пролижешь. А его айвазовские картины дорогие.

- И фонтал может написать?

- И фонтал. Глядишь - ну, вот живой, да и только. Такое уж ему от бога умудрение.

- А болотную воду?

- И болотную воду. Одно только - зельтерской воды он не мог ухитриться написать; сколько ни старался - не выходит, да и что ты хочешь!

- Не далось?

- Не может. Пробовал хоть стаканчик - не выходит, да и шабаш. Уж он и так и эдак - нет. Колодезная, ключевая - всякая выходит, а зельтерскую не может.

- А кипяток?

- Кипяток? Кипяток выходит, а самовар не выходит. И так он за пятьдесят лет к этой воде пристрастился, что только о воде и думает, только о воде и разговаривает. Жареного даже ничего не ест, а только варево. Каждый день только уха и уха - в том его и пища. От воды, говорит, я себе капиталы нажил, так ничего мне теперича кроме воды и не надо.

- Капиталы?

- При больших капиталах состоит. В Крыму, в Феодосии, у него большое поместье и тоже стоит на воде. Спереди море, сбоку река, а сзади фонталы ключевой воды бьют. Нынче он городу Феодосии пятьдесят тысяч ведер воды в день на водопровод подарил. "Нате, говорит, пользуйтесь". Гости к нему приедут, а он сейчас водой угощать.

- Ну, это не больно вкусно.

- Так-то оно так, но старичка уважают. Пьют. И ничем ты его не утешишь, как ежели из всех его кадок хоть по рюмке воды выпьешь.

- А у него кадки в доме стоят?

- Никакой мебели, а только кадки стоят, крышками прикрытые, и это взаместо стульев и столов. На кадках все сидят, на кадке с водой простую уху хлебают - вот и все угощение. Потом купаться. Сначала в морской воде все выкупаются, потом в речной и, наконец, в ключевой на загладку. Требовает. Коли уж, говорит, в гости пришел, то действуй по-нашему. В чужой монастырь с своим уставом не ходят.

- И как это его умудрило насчет воды?

- Видение было в юности. "Напиши ты, говорит, Ноев потоп, чтоб ничего не было видно, а только одна вода и небесы". Написал, и с тех пор вода, вода и вода.

- Водку-то он пьет ли?

- А то как нее? Ведь она тоже вода. Ты водку от воды нешто можешь отличить. По виду ни в жизнь. Лизнешь - ну, дело другое. Водку он пьет. Да ты чего к водке-то подговариваешься? Не хочешь ли уж дербалызнуть? - спросил рыжий купец.

- Следовало бы за здоровье старичка. Как его?..

- Айвазовский.

- Следовало бы за господина водяного живописца Айвазовского.

- Ну, вали!

- Прислужающий! Насыпь-ка нам пару баночек хрустальной! - крикнул трактирному слуге черный купец.
раскрыть ветку (3)
5
Автор поста оценил этот комментарий
МИХАИЛ ЗОЩЕНКО

"Преступление и наказание"

Комедия в одном действии.

"Брат (в телефон). Але. Федор Палыч? Да, это я... Чего? Именно так. Кругом всё продаётся. Полная спешная распродажа. Ну да, разная обстановка. Да, и шкапы. И картины, и картины. Чего? Чьих кистей? Каких кистей? Кистей? Кистей, кажись, нет. (Смотрит на картину.) Нету, картина без кистей. Ну, обыкновенная рама, и кистей, знаете, нету. Чего? А, это. (К сестре.) Он говорит: какие-то кисти.

Жена (сердито). Какие кисти? Нет у меня кистей.

Брат. Але. Кистей у вдовы нету. Чего? Ах, это. А-а. (К сестре.) Он говорит: чьих кистей? Ну, какие мастера?

Жена. Да какие кисти? Без кистей!

Сосед. Нет, это так прежние буржуазные классы гуманно выражались: чьи кисти. Кто, одним словом, картины красил? Смех, ей-богу.

Жена. А пёс их знает, кто их красил.

Брат. Фамильи. Он фамильи спрашивает. Только быстро отвечайте.

Жена. Ай, я не могу про это думать... Этот, как его, на "ой" фамилия. Или, погоди, на "ух"...

Сосед. Ахов? Чехов?

Брат (в телефон). На "ух" фамилия начинается.

Жена. Или, погоди, - на "ай".

Брат. На "ай" начинается. АЙВАЗОВСКИЙ? НУ ДА, ЭТОТ, АЙВАЗОВСКИЙ. ОДНИМ СЛОВОМ, НА ОДНОЙ КАРТИНЕ ЧУДНАЯ СУХАЯ БЕРЁЗОВАЯ РОЩА - метров сорок сухих берёзовых дров, А НА ДРУГОЙ, извиняюсь, простая вода. За рощу не меньше трёхсот, а за воду - сговоримся. Значит, ждём вас, Фёдор Палыч.
1
Автор поста оценил этот комментарий

Меня в его картинах поражает именно передача ощущений от моря. В чем, в общем, и есть заслуга художников. Они не передают картинку, они передают свое впечатление от увиденного. Ни одна фотография моря не может для меня сравниться с настоящим морем, с его переливами, светом, идущим из глубин. А вот на картинах Айвазовского я верю морю.

2
Автор поста оценил этот комментарий
Совершенно потрясающе!
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку