ЧЕМ ИНТЕРЕСНА КАМЕРНАЯ МУЗЫКА

Когда говорят о предстоящем концерте, подчеркивают: это будет концерт камерной музыки. И, как правило, вы можете предположить, что в этом случае состав музыкантов будет меньше, чем в «обычном» оркестре. Но только ли этим отличается камерная музыка?


Начнем с начала. Как отличить камерную музыку от некамерной?


Представьте, что вы пришли на концерт классической музыки, на сцене нет большого оркестра, всего несколько человек – значит, скорее всего, вы будете слушать камерную музыку.

Уже само слово «камерный» напоминает о чем-то малочисленном, уютном. И это действительно так: музыканты исполняют камерные произведения совсем небольшими составами:


Дуэт (два инструмента, например: две скрипки или скрипка и фортепиано);

Фортепианный дуэт (два фортепиано или фортепиано в четыре руки);

Струнное трио (скрипка, альт и виолончель);

Фортепианное трио (скрипка, виолончель и фортепиано);

Струнный квартет (две скрипки, альт и виолончель);

Фортепианный квартет (скрипка, альт, виолончель и фортепиано);

Струнный квинтет (струнный квартет + альт или виолончель).


Когда количество музыкантов превышает 5, вам повезло – вы услышали секстет (6), септет (7), октет (8), говорят, что бывают даже нонет (9) и децимет (10).

Но обычно считают, что состав численностью более 8 музыкантов – это уже камерный оркестр. Кроме количества участников от ансамбля его отличает техника исполнения произведений. Если не вдаваться в детали: в ансамбле каждый музыкант исполняет свою партию – даже находясь в коллективе, он остается солистом. А в оркестре, в том числе камерном, одну и ту же партию исполнять будут несколько скрипок, несколько альтов, виолончелей и так далее.

Базовый состав камерного оркестра: от 6 до 8 скрипок, 2 или 3 альта, 2-3 виолончели

контрабас. Ещё могут быть духовые инструменты и клавесин.

Зачем слушать камерную музыку?


И в случае с ансамблем, и в случае с оркестром камерная музыка чрезвычайно сложна для музыкантов. Как мы уже выяснили, это работа солистов, но объединенных в небольшие составы. В отличие от симфонического оркестра здесь каждый вдох музыканта на виду у зрителя, более того – здесь дыхание музыкантов должно быть одно на всех, иначе ничего не получится. Это такая магия внимания, взаимопонимания и профессионализма.


Камерную музыку вы как будто можете держать в руках и рассматривать с разных сторон, и всматриваться в ее глубину. И вот этот очень сложный, многогранный материал лежит у вас, у зрителя, прямо на ладони – он весь на виду. Тем и замечательна камерная музыка – своей насыщенностью, ювелирностью.


Ок, зачем тогда нужны симфонические оркестры?


Во-первых, это громко. Большие оркестры начали собираться в 18 веке вместе с развитием балета: театральные постановки требовали хорошего звука. И это до сих пор так: обратите внимание на количество музыкантов в яме любого музыкального театра – там находится порядка 80 человек.


Музыкальные инструменты развивались, музыкальный язык тоже – и оркестр становился

самостоятельной единицей, а не только сопровождением постановки. В свою очередь симфония, которая когда-то была одной из частей балета и оперы тоже выросла в полноценный жанр. Большой оркестр со временем получил название симфонический.


Но вернемся к камерной музыке. Как вы уже поняли, она гораздо старше симфонической. Слово camera в переводе с латинского означает комната. Действительно, слушание музыки, исполняемой небольшими музыкальными составами, было домашним, «комнатным» развлечением при дворе монарха.


Сам термин «камерная музыка» датируют приблизительно 16 веком, когда музыка «вышла» за стены храмов и начала исполняться в светских условиях – для развлечения, удовольствия.

Появившаяся симфоническая музыка нисколько не потеснила камерную, они продолжали развиваться параллельно в течение двух веков. Практически все известные вам композиторы писали камерную музыку, а самые именитые музыканты – исполняли.


А что происходит сейчас?


В целом, мировая музыкальная индустрия сохранила эту тенденцию. Несколько иначе сложилась ситуация в России. Перелом случился в 90-е годы.


Камерная музыка была достаточно популярна до конца советского периода нашей истории. Но после ее «вытеснила» масштабная симфоническая и индивидуальная сольная. Если с симфонической всё понятно: большие залы, яркие произведения завоевывают внимание публики — то к популяризации сольной музыки в ущерб камерной приложила руку и сама индустрия. Многим музыкантам интереснее делать сольную карьеру — это более очевидный путь к известности.


Мы уже говорили о том, что исполняют камерную музыку солисты, иными словами – музыканты высокого профессионального уровня. Так вот, музыкантам такого уровня сейчас интереснее играть самостоятельно, не в ансамбле. Разумеется, это престижней: это одно имя на афише, это «личный бренд». Очень редко популярный сегодня музыкант будет постоянным участником камерного состава. Такие случаи можно пересчитать по пальцам.


В советское время все было иначе. Например, Государственный струнный квартет имени Бетховена просуществовал более 50 лет, исполнил более 600 и записал более 200 произведений. Бетховенский квартет был первым исполнителем большинства квартетов Д. Шостаковича, который, в свою очередь, посвящал произведения Квартету и его солистам. Квартеты Шостаковича становились лауреатами государственных премий — такое значение придавалось камерной музыке.


Или другой пример — трио: виолончелист С. Крушевицкий, пианист Л. Оборин и скрипач Д. Ойстрах. Трио получило мировую известность. Среди наиболее значимых их записей — все фортепианные трио Шуберта и Бетховена.


А существующий до сих пор фестиваль «Декабрьские вечера» в ГМИИ им. Пушкина, создал в 1981 году Святослав Рихтер. Для исполнения камерной музыки он пригласил тогда многих «звездных» коллег: О. Кагана, Н. Гутман, Ю. Башмета, В. Третьякова, Э. Вирсаладзе, Е. Леонскую.


Школа / Škola Crew – камерный ансамбль?


Школа/Škola Сrew – это не камерный ансамбль, это команда классических музыкантов и современных художников, которые делают концерты камерной академической музыки.

Камерные ансамбли работают, как правило, фиксированными составами: например, есть квартет, и он играет, в основном, музыку, написанную для квартета. Мы же стараемся разнообразить программы: исполняем сольную музыку, дуэты, трио, квартеты – это интересно и зрителям: каждое произведение происходит на сцене что-то новое, и музыкантам, которые могут выбирать разнообразный репертуар.