#Чеклист в атомном проекте…
Весёлый нрав и остроумие Якова Борисовича Зельдовича (советский физик-академик, не закончивший среднюю школу — Прим. И.Л. Викентьева) очень импонировал Игорю Васильевичу Курчатову.
«Однажды при драматических обстоятельствах он и сам стал невольным соучастником рискованной проделки. Вот как рассказывает очевидец происшествия В.И. Алфёров:
«Во время подготовки к испытанию нашего самого первого атомного заряда заключительные операции выполнялись строго по технической инструкции: один читал, что делать, другие (как правило, двое) действовали.
Читал обычно Харитон, сидя на стуле. А инструкция представляла собой нечто вроде детального сценария: правой рукой взять то, левой это, так-то сблизить, так-то соединить и тому подобное. Подошла самая ответственная операция — сборка плутониевых полусфер; на неё пришли Курчатов и Зельдович.
Две половинки собрали и приступили к техническому осмотру на соответствие чертежу. И тут вдруг выяснилось, что по кромкам плутониевых полусфер были выполнены фасочки, а на чертеже они отсутствовали!
Формально — явное несоответствие. Да ещё при том напряжении и ответственности... Игорь Васильевич хотя и понимал, что фаски для срабатывания изделия опасности не представляют, вмешался: „Почему выполнены фаски, а на чертеже их нет?“ Нашлись объяснения. И в этот момент, как на грех, подошёл окружённый свитой Берия.
Чтобы разрядить ситуацию, Курчатов обратился к Зельдовичу: „Яков Борисович, посчитай, что может дать эта фаска. Сколько нужно времени?“ „Минут пятнадцать“. „Хорошо. Иди, считай“. Не прошло и десяти минут, как Зельдович возвратился. „Ну, что, посчитал?“ — спросил Курчатов. „Посчитал. Всё будет в порядке“. „Покажи!“ Я стоял как раз за спиной Зельдовича.
Он разворачивает папку, а в ней — чистый лист бумаги.
Игорь Васильевич Курчатов, мгновенно принял игру, хлопнул Зельдовича по плечу: „Правильно! Молодец, Яша!“ На том и порешили, а Берия, стоявший, к счастью, в стороне от них, ничего не понял».
Смирнов Ю.Н., Рыцарь науки, в Сб.: Знакомый незнакомый Зельдович (в воспоминаниях друзей, коллег, учеников), М., «Наука», 1994 г., с. 129-130.
Дополнительные материалы:
1) ДИВЕРСИОННЫЙ АНАЛИЗ: предсказание чрезвычайных ситуаций, аварий и катастроф