Были ли македонцы греками..? (истории из истории)

Назовите пожалуйста самого знаменитого грека. Некоторые из вас возможно вспомнят героев древности, Геракла там или Ахиллеса. Другим, на ум придут известные философы и мыслители, наподобие Сократа и Платона. Но я уверен, что подавляющее большинство сразу представляет себе Александра Македонского. Воистину, одного из самых выдающихся полководцев и завоевателей древности. Но можно ли его назвать «самым знаменитым греком». Точнее не так – «можно ли его вообще назвать греком»?

https://www.youtube.com/c/7минут

Да как так-то, спросите вы. Понятно же что Александр грек, тем более, он греческую культуру распространил на огромную территорию, вон аж вплоть до Индии. И это действительно так. Да тiлькi трошечкi не так )) Дело в том, что учёные уже долгие годы спорят о принадлежности как непосредственно самого Александра к грекам, так и всех македонцев в целом. И споры эти не утихают до сих пор. В этом видео, мы и разберём некоторые из аргументов, на которые опираются учёные, как «за», так и «против». Погнали.

И начнём мы, пожалуй, с древнегреческой литературы. Нигде нет упоминаний о серьезном языковом барьере, только редкие свидетельства о различном произношении. Македоняне вместо придыхательного звука φ [ph] выговаривали звонкое β [b], к примеру Геродот замечает: «По словам македонян, пока фригийцы /Φρύγες/ жили вместе с ними в Европе, они назывались бригийцами /Βρίγες/».

Так же он пишет: «А то, что эти македонские цари, потомки Пердикки,(прасти господи) действительно эллины, утверждают не только они сами, но и я убежден в этом. Кроме того, и судьи Олимпийских состязаний признали это. Когда Александр пожелал принять участие в состязаниях и для этого прибыл в Олимпию, то эллины, участники состязаний, требовали его исключения. Эти состязания, говорили они, для эллинов, а не для варваров. Александр же доказал, что он аргосец, и судьи признали его эллинское происхождение».

Историк Фукидид лично был в Македонии в конце V в. до н. э. и не подвергает сомнению эллинское происхождение (из Аргоса) македонских царей. Однако, возможно рассматривать те же данные как аргумент против эллинского происхождения македонян: сам факт, что эллинское происхождение династии приходилось доказывать, означает, что принадлежность династии, и тем более самой Македонии, к эллинскому миру вовсе не была для греков чем-нибудь очевидным. К тому же, как доказательство этого происхождения у Геродота приводится только легенда с довольно сказочной окраской о том, как в отдаленном прошлом, вследствие весьма необычных обстоятельств, трое братьев, изгнанные из Аргоса, приобрели македонский престол

Касаясь Олимпиад, интересен эпизод в речи Эсхина «О преступном посольстве», это где-то (середина IV в. до н. э.), где македонян обвиняли в нарушении священного для всех греков Олимпийского перемирия. Македоняне, конечно, варвары, раз нарушили обычай, но еще более странным было бы обвинять в святотатстве настоящих варваров. При Александре Великом (328 до н. э.) уже и простые македоняне отмечены среди победителей Олимпиад. Значит их вполне уже допускали к состязаниям.

Персы, ещё в 492 до н. э. (при Дарии I) именовали македонян греками в шляпах от солнца (Yaunâ takabarâ,), что засвидетельствовано в древнеперсидской надписи о племенах, подвластных Дарию. Македоняне носили национальные широкополые шляпы, кавсии, а других отличий от греков персы видимо и не замечали.

Древнеримский историк Тит Ливий на рубеже нашей эры цитирует македонского посла III в. до н. э., который называет македонян людьми одного языка с этолийцами и арканянами, то есть греками: «Этолийцы, акарнанцы, македоняне говорят все на одном языке, сегодня они повздорили и разошлись, завтра — вновь объединились…»

Так же и Гесиод, Страбон, Плутарх и некоторые другие древние историки упоминают о греческом происхождении македонцев.

В 1977 году было обнаружено античное кладбище, возле предполагаемых царских склепов Филиппа II (отца Александра) и его матери. Могильные камни на нём, были датированы второй половиной 4го века до н.э. и украшали могилы простых македонцев, как мужчин, так и женщин. Было идентифицировано 75 имён, все они – греческие.

В самой Македонии найдены надписи на греческом, но не было обнаружено ни одной надписи на негреческом языке ( ну до периода римского завоевания, конечно). Так например в 1986г, была обнаружена свинцовая пластина или Pella katadesmos, в столице древней Македонии Пелле. Датируется она 4м или 3м веками до н.э. В ней, некая женщина просит демонов разрушить женитьбу Дионисофена на Фетиме. Послание написано на языке, представляющим разновидность дорического – это северо-западный диалект греческого языка.

Ещё у нас есть высказывания современников тех времён.

В речи Эсхина «О преступном посольстве» говорится, что Аминта III, дед Александра Великого и, в принципе довольно незначительный в то время македонский царь, имел право на участие в всегреческом Конгрессе в Спарте. В своём труде Эсхин не делает разницы между македонцами и греками.

Так же и сам Александр в письме Дарию пишет: «Твои предки вторглись в Македонию и остальную Грецию». Однозначно, что как сам великий полководец, так и македоняне считали себя греками. Другое дело, что вот греки не желали признавать, по их мнению невежественных в культуре, грубых нравами родственников, пока те не прославили Элладу блестящими победами в Азии.

Но почему же греки считали македонцев варварами? Скорее всего виной тому несколько иной культурный и политический уровень македонян, а так же, возможна зависть к более сильному соседу.

Признаком варварства, по мнению греков, являлось отсутствие у македонцев, привычного им, демократического правления и наследственные цари. Так, и жителей Эпира Фукидид тоже называет варварами, хотя эпирцы уж точно были греками.

Сторонники «против» родства греков и македонцев, ссылаются например на слова Плутарха. Он пишет: «Александр уже не мог сдержать гнева, схватив лежавшее около него яблоко, он бросил им в Клита и стал искать свой кинжал. Но так как один из телохранителей, Аристофан, успел вовремя убрать кинжал, а все остальные окружили Александра и умоляли его успокоиться, он вскочил с места и «по македонски» кликнул царскую стражу (это был условный знак крайней опасности) велел трубачу подать сигнал тревоги».

Но на мой взгляд, данный аргумент свидетельствует скорее о том, что разговоры в свите царя велись на греческом, и условное слово опасности могло быть просто жаргонным, вроде нашего Атас пацаны )

В общем, как видим споры о родстве греков и македонцев не утихают до сих пор. Я не буду делать никаких выводов и навязывать вам какую-либо точку зрения. Думаю что каждый имеет право на свой собственный взгляд. Прошу лишь только написать в комментариях вашу позицию и поделиться своим мнением об этом видео. Всем спасибо!.