Буксир, который смог.

Буксир, который смог. Буксир, Циклон, СССР, США, Моряки, История, Длиннопост

Многие, наверное, помнят фильм "Берегите женщин". Но не многие знают, что главный герой фильма - старенький портовый буксир "Циклон", вокруг которого и разворачивалась вся  история под музыку Антонова - существовал на самом деле и имеет свою славную историю.



Итак, наш герой – родом из Америки. Построен в США, в Нью-Йорке в 1944 году. Там он носил имя US Army ST490. А в 1947 г. был передан СССР.


Примечательно то, что до Одессы, где он трудился до конца своих дней (и снимался в кино), из Нью-Йорка он добрался своим ходом! Для тех, кто не в курсе: суда подразделяются на морские, озёрные, речные. У судов, предназначенных для открытых водных пространств, скажем, должна быть хорошая мореходность, а у судов, ходящих по малым рекам – минимальная осадка. Поэтому на одном и том же судне невозможно одинаково успешно ходить везде.


А наш герой, имея предписанный район плавания "закрытые акватории портов и рек", успешно преодолел путь почти в 8 тысяч километров. До Гибралтара через Атлантический океан он шел на буксире у парохода "Генерал Черняховский", а от Гибралтара до Одессы – своим ходом. Во время этого перехода "Циклон" несколько раз попадал в шторм и был на волосок от гибели.

Буксир, который смог. Буксир, Циклон, СССР, США, Моряки, История, Длиннопост
Учитывая, что "Циклон" предназначался для работы в Одесском порту, перегон его через бушующий Атлантический океан был поистине героическим. В Атлантике волны накрывали "Циклон" с головой. В машинном отделении гуляла вода и ее еле успевали откачивать. Весь переход до Гибралтара моряки не снимали спасательных жилетов, передвигаясь по судну через внутренние ходы сообщения, потому что из-за стремительной качки и волн выход на палубу был связан с риском моментально оказаться за бортом…
Буксир, который смог. Буксир, Циклон, СССР, США, Моряки, История, Длиннопост

Для понимания масштаба такого путешествия: три подобных буксира при попытке перейти через океан затонули, два были доставлены в Англию на палубе судна. А "Циклон" – смог!



Когда корреспонденты американских газет узнали, что в Нью-Йорк прибыли советские моряки для перегона через океан небольшого портового буксира, они буквально осадили гостиницу, в которой поселился экипаж "Циклона". Фотографии капитана П.И.Биюля и других моряков, принимавших в Нью-Йорке буксир, не сходили со страниц местных газет, а когда "Циклон" покидал нью-йоркский порт, газетчики провожали его на катерах до выхода из гавани.


По прибытии "Циклона" в Одессу руководство Черноморского пароходства устроило во Дворце моряков торжественное собрание, на котором приветствовало экипаж маленького суденышка, преодолевшего штормовой Атлантический океан. После собрания членов экипажа "Циклона" окружили корреспонденты советских газет и журналов, забрасывая вопросами о легендарном переходе.

Буксир, который смог. Буксир, Циклон, СССР, США, Моряки, История, Длиннопост

Трудился легендарный буксир в Одесском порту до конца 80-х годов. Конец его довольно печален. Зимой (а это лёд, ледовое крошево), во время урагана, "Циклон" работал с лихтеровозом и вспорол себе днище. Пробоина более метра в длину и 30 см в ширину – для такого буксира это много. Да и солёная забортная вода для электрооборудования губительна. После получения пробоины он продержался не более двух минут…



Когда "Циклон" подняли, стало очевидно, что ремонт нерентабелен и к середине 90-х годов он был разделан на лом.

Буксир, который смог. Буксир, Циклон, СССР, США, Моряки, История, Длиннопост

Характеристики:


ST(small tug) – строительный № корпуса точно не известен – 540 или 895 , проект 327 (соотв. 327-e или -д, США)


Класс: ST Army Tug


Спущен: 1944


Строитель: “Continental Shipbuilding”, Бруклин, штат Нью-Йорк, по др. данным: “JK Welding”, Бруклин, штат Нью-Йорк, или верфь “Port Houston IW”, Хьюстон, штат Техас.


Длина: 86 фут.


Ширина: 24 фут.


Осадка: 11 футов


Водоизмещение: 141,3 тонн


Двигатель: дизель 650 л.с., “Кларк”