6

Будни камнеобработки, vol. 141

Вчера в комментариях к разным постам мне довелось аж два раза сцепиться с оппонентами на тему пользы договоров, их актуальности и влияния на выполнение работ. Что же, обсудим?


Люди любят договоры (или договорА?), молятся на них и считают, что договор защитит их от любого произвола, что в сторону заказчика, что в сторону исполнителя. Изо всей щелей нам долбят - заключайте договор! Без бумажки ты букашка и не имеешь никаких прав! Так ли это?


Возможно, в общестрое, во внутренней отделке и при монтаже сантехники дело может идти как-то иначе, но у нас в камнеобработке вот так.


Итак, гипотетическая ситуация. Договор, все красиво, прописаны сроки и стоимость, и речи не идет об обмане заказчика и попытке накрутить ему лишний монтаж или лишние 10 кв.м. камня. Заказчик выбирает гранит Дымовский (очень показательный в данном случае). Делаем мы, допустим, крыльцо или какой-нибудь цоколь.


Приезжаем с заказчиком на склад, смотрим плиты.

Будни камнеобработки, vol. 141 Строительство, Бкvol, Камень, Гранит, Мрамор, Договор, Длиннопост
Будни камнеобработки, vol. 141 Строительство, Бкvol, Камень, Гранит, Мрамор, Договор, Длиннопост

Камень неоднородный, имеет красные полосы и черные пятна. Иногда маленькие и совсем незаметные, а иногда и крупные, как на фотографиях. Заказчик на эти пятна смотрит и печально вздыхает. Хочу, говорит, чистые изделия, без всяких там пятен.


Берем рулетку, показываем заказчику, что детали будут с красными полосами. Потому что по-другому не раскроить. Заказчик вздыхает еще раз, и говорит:


- А какие есть варианты?


Например, выбрать другой камень, или докупить дополнительный слэб этого же камня. Тогда распиловщик на станке стесняться не будет и будет пилить из чистых мест.


Но это же дорого. Это же лишнюю плиту надо докупать. Заказчик машет рукой - черт с вами, пилите из этого, другой камень не хочу. Подписываем договор (где прописываем пункт, что эти самые полосы и пятна не влияют на техническое состояние камня и не увеличивают возможность возникновения трещин, не являются браком, а являются исключительно природным рисунком), берем аванс и отправляемся работать.


С авансом интересно. Чтобы не сработать в минус, мы должны взять у заказчика примерно 70% предоплаты. Эти деньги уйдут на материал, изготовление, монтаж и логистику. Кстати, вот некоторые люди считают абсолютно нормальным заключить договор на несколько миллионов по полной постоплате. Вы готовы вложить свои миллионы на условиях 100% возврата денег после окончания строительства?


А клиенты пошли немного.. Не буду говорить, что охреневшие, но рынок строительства точно уже не будет таким, как был лет 15 назад. Сейчас абсолютно нормально прийти в фирму и сказать - у меня есть 100 тысяч, возьметесь сделать объект? И клиента не чешет, что это стоит 150 или 200 тысяч. Либо он дает тебе 100, либо уходит искать дальше.


Здесь вопрос не в том, что на стройке сплошные барыги охреневшие. Вопрос в том, что клиент приходит и ставит свои условия покупки - начиная от графика оплаты и заканчивая указанием стоимости договора. Насчитал ему 400 тысяч? Ок, а за 300 сделаешь? А мне пох, что там работы на 400, вот у меня есть 300 прямо сейчас, или делай, или пойду другому заплачу.


Я не могу себе представить, что прихожу в магазин и говорю - я куплю хлеб за 15 рублей, и пофиг что он стоит 35 рублей. Тогда почему люди считают нормальным прийти с такой фразой в стройку?


Ладно, отвлеклись немного. Возвращаемся к нашему гипотетическому крыльцу. Берем у клиента согласованный аванс (пусть даже 70%), и работаем. В обозначенные сроки привозим детали на объект, начинаем монтаж. Приезжает заказчик, видит те же самые полосы на деталях, кривится и мы слышим это волшебное:


- Заменить! Некрасиво.


Ну и собственно, примерно на этом месте вы можете подтереться вашим договором как исполнитель. Потому что ни прописанные в договоре пятна и полосы, ни внесенный аванс, ни то, что заказчик лично осматривал материал перед покупкой, вам не помогут. Заменить - и все тут, хоть об стенку бейся. Некрасиво ему. А пока не заменишь, оставшиеся деньги не отдаст. Заменить, ясное дело, нужно за свой счет. Да, люди неадекваты, и осматривая слэбы лично на складе, считают, что ты волшебник и вырежешь все эти полосы с сохранением чистовой квадратуры.


Ну и примерно здесь же любители правды начинают мне доказывать, что платить за косяк заказчика нельзя. Предлагают потратить один рабочий день, сбить камень и уехать. Вариант, возможно, неплохой, если бы не тот самый договор, в котором мы обязаны это все смонтировать и предоставить заказчику готовый объект. Если заказчик не пойдет в суд, то он пойдет к узбекам и смонтирует этот камень за 500 рублей, при этом ощутимо сэкономив и не доплатив нам 30% сметы. Мы в нулях (если не в минусе), он в выигрыше и с полосками, про которые через неделю эксплуатации забудет.


Предлагают даже камень демонтировать и увезти с собой. Тут еще лучше - мы, получается, обманули заказчика, недопоставив ему определенное количество камня. Опять либо суд, либо сидим без денег, да еще и облитые грязью.


Так что как ни крути, а в любом случае получается, что деталь меняется за счет исполнителя. Да, даже если заказчик осматривал камень лично. Да, клиенты попадаются кретины. И нет, договор в такой ситуации вам не поможет. Можно еще пойти в суд (как любят в комментариях кричать сторонники правового решения вопросов), и возможно даже суд скажет, что вы правы, и обяжет заказчика заплатить - но это будет не завтра и не послезавтра, а через пару месяцев, которые вы сидите без денег и зарплаты. Так себе перспектива.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
0
Автор поста оценил этот комментарий

В некоторых вопросах я с вами соглашусь, а в некоторых нет.

Если в договоре стоит подпись клиента под пунктом "материал выбран лично, всё устраивает" — все его дальнейшие "не хочу, не буду" по этому поводу игнорировать. Не согласен — для этого суды и существуют. Если такого пункта в договоре нет, это хреновый договор (для вас).

Лично я строюсь и отделываюсь, отталкиваясь от своего бюджета. Если я точно знаю, что найду то, что мне нужно за 15 рублей, меня не особо колышет, что кто-то хочет за это 35. Всегда у кого-то есть остатки, неликвид или какая-нибудь шняга, которая никому нафиг не упала, а к моему дизайн-проекту подойдёт конфеткой.

раскрыть ветку (7)
0
Автор поста оценил этот комментарий

я абсолютно вас поддерживаю в последнем вопросе, если вы узнаете не устраивающую вас цену и уходите к тому, кто вас устроит.


но вот когда вы начинаете под ваши хотелки прогибать меня, это уже немного странно.


и опять же, легкое обсуждение условий - это нормально. не 70% аванс, а 60% или даже 50%. Скидка 5-10%. но прийти, узнать, что нужное вам стоит 35 рублей, и глядя в глаза менеджеру говорить - у меня есть 15, как-то странно, не находите?

раскрыть ветку (6)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Если маржа продавца неоправданно высока, то душить я буду именно его, извините. :) А сколько он там накинул сверху — 50%, 100%, 300% — разобраться в этом до заключения договора это моя задача.

раскрыть ветку (5)
Автор поста оценил этот комментарий

расскажите несведущему человеку, как вы собираетесь угадать маржу в той сфере, в которой не ориентируетесь? типа, в максидоме диван стоит 5 тысяч, а в итальянском бутике 500 тысяч, значит у них маржа 495 тысяч, а пружины и ткань одинаковые?


у изделия есть себестоимость, которая состоит из цены изготовления, самого материала, работы инженера, логистики, чего-нибудь еще. если чувак пилит на китайском станке за 150 рублей, а другой на дорогом итальянском оборудовании за 600 рублей (т.к. расходники имеют соотвествующую цену, да и качество распиловки тоже в разы лучше и точнее), то вы при всем желании цену не собьете.


камень может быть качественный, с хорошей полировкой, какой-нибудь класс А. а может быть стоковый, с царапинами, с рытвинами на поверхности, которые нужно заделывать мастикой и переполировывать, это тоже затраты и времени, и денег. вы думаете, поставив мне условие по жесткой скидке, вы получите конфетку по низкой цене? нет, вы получите соответствующий камень с соответствующим качеством распиловки. не бывает глобальной экономии из пустого воздуха, любая цена имеет свое обоснование.


вот пример. человек заказывает лестницу из камня Crema Marfil Ivory. Это дорогой камень, практически однотонный. человек видит смету, говорит мне - дам на 100 тысяч меньше, и при этом наивно думает, что я куплю ему этот камень себе в минус. Нет, дорогуша, тебе придется довольствоваться камнем худшего качества, и разумеется, я это озвучу.


это я все к тому, что очень сложно угадать себестоимость, не зная специфики. и не всегда высокая цена обусловлена наглостью барыги.

раскрыть ветку (4)
0
Автор поста оценил этот комментарий
не всегда высокая цена обусловлена наглостью барыги

Согласен.
Про диваны это вы загнули. Ясен пень, что диван за 5 тыр это сосна, самая дешёвая китайская обивка и мебельные скобы неоцинкованные. А если цена итальяского дивана 500 тыр, тут уже надо посмотреть. его явно не из сосны сделали. Там как минимум, бук или дуб.
Так что, не всё так однозначно.

раскрыть ветку (3)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Про диваны утрированный пример, но суть вы поняли. Если в одном месте товар стоит 15 рублей, а в другом 35, то неплохо бы узнать нюансы - совсем не обязательно маржа у фирмы 20 рублей, которые можно выдушить.

раскрыть ветку (2)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Так а я о чём?! Неужто вы подумали, что я буду уговаривать кого-то в ноль работать (про минус вообще молчу)?

раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий

По вашим словам именно так и получается. А я о том, что ко мне приходит человек, я ему считаю смету, говорю - 100 тысяч. Он мне сходу - готов заплатить 50. И сидит ждет, пока я обрадуюсь и начну договор печатать. Клиент диктует условия продавцу! Это ненормально. И даже не пытается понять, почему такая цена.


А еще бывает, придет и говорит - а мне Вася сделает за 50, но я хочу чтобы вы сделали за 50. Типа как в магазинах - найди дешевле и мы продадим по этой цене. Только вот Вася частное лицо, и гарантий никаких не несет, даже по договору через год вы его не заставите переделать косяк или заменить отвалившуюся деталь. А мы официальная фирма, готовая нести ответственность в оговоренные сроки. Если надо, и через год приедем и бесплатно переделаем. Но эта гарантия стоит денег. Почему мы должны работать по цене, которую Вася демпингует?

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку