Большой шеф «Красной капеллы».

В конце 1930-х годов, прекрасно понимая, что война может начаться в любое мгновение, руководство советской военной разведки предприняло меры для организации сбора информации в военное время.


С этой целью в середине 1938 года в Бельгию был направлен нелегал Разведупра Леопольд Треппер («Отто»), ставший позднее известным как Большой шеф «Красной капеллы».

Большой шеф «Красной капеллы». Военная разведка, ГРУ, Красная капелла, Разведка, Треппер, Длиннопост

Леопольд Треппер (לאופולד טרפר) родился 23 февраля 1904 года в галицийском городке Новы-Тарг в семье еврея-коммивояжера. Его семья влачила бедное существование, однако Леопольд сумел поступить в Краковский университет и проучиться там около года, пока нужда не заставила бросить учебу и устроиться на работу каменщиком.


1918 год — Треппер примыкает к еврейской молодежной организации «Хашомер хацаир», которая сотрудничала с компартией Польши, а в 1920 г. вошел в состав ее руководства.


1923 год — за участие во всеобщей забастовке арестован польской полицией и 8 месяцев провел в тюрьме. Апрель 1924 года — при помощи сионистской организации «Гехалуц» эмигрировал в Палестину.


1925 год — вступил в Коммунистическую партию Палестины и принял активное участие в подпольной работе против английских оккупантов.


Апрель 1928 года — арестован вместе с группой еврейских активистов и заточен в тюрьму Хайфы. Несмотря на то, что вскоре арестованных освободили, оставаться в Палестине Леопольду больше было нельзя — англичане грозили ему депортацией на один из британских островов. Поэтому в конце 1929 года он нелегально переправляется во Францию, где первое время работал посудомойщиком в одном из марсельских ресторанов, а затем перебрался в Париж, к другу детства Альтеру Штрому, который свел его с представителями компартии Франции. Через некоторое время Треппера назначают представителем еврейской секции при ЦК ФКП, и он вновь включается в партийную работу.


Конец 1930 года — Треппер женится на Любе Бройде, с которой познакомился еще в Палестине, а 3 апреля 1931 года у них родился сын Мишель.


Июнь 1932 года — его приятель Альтер Штром, который являлся помощником нелегального резидента Разведупра во Франции Исайи Бира, контролировавшего сеть так называемых рабкоров газеты «Юманите» и прозванного французской полицией за свою неуловимость «Фантомасом», был арестован французской полицией. Трепперу пришлось срочно покинуть Францию и отправиться в Москву.


В Москве Леопольд поступает в Коммунистический университет национальных меньшинств Запада им. Ю.Ю.Мархлевского. По окончании его в 1935 году он начинает работать редактором отдела культуры в газете «Эмес», которая издавалась для евреев, проживающих в СССР.


1936 года — в Москву возвращается отбывший срок во французской тюрьме А.Штром. По рекомендации Штрома начальник Разведупра Я.Берзин направляет Треппера во Францию с целью установить имя предателя, виновного в провале нелегального резидента Бира и добыть доказательства непричастности ФКП к работе военной разведки.


Декабрь 1936 года — Л.Треппер нелегально выезжает во Францию, где успешно справляется с заданием. Он установил, что провал произошел по вине нелегала Разведупра Роберта Гордона Свитца, до 1932 года работавшего в США и перевербованного там ФБР.

Май 1937 года — начальник Разведупра Я.Берзин предложил Л.Трепперу стать сотрудником советской военной разведки, на что тот ответил согласием.


Июль 1937 года — Треппера посылают в Бельгию для организации работы по добыванию паспортов, необходимых для легализации в зарубежных странах. В Брюсселе Треппер привлек к работе Лео Гроссфогеля, с которым познакомился в Палестине.

Большой шеф «Красной капеллы». Военная разведка, ГРУ, Красная капелла, Разведка, Треппер, Длиннопост

Лео Гроссфогель (Leon Großvogel) (27 ноября 1904 года – 16 декабря 1942 года) — советский разведчик, псевдонимы «Андре», «Ксавье» и «Суше».

Гроссфогель, основавший в Бельгии вместе с членами своей семьи фирму «Король каучука», стал ее коммерческим директором. Через Л.Гроссфогеля, получившего псевдоним «Андре», Л.Треппер связался с крупным дельцом по скупке и продаже документов Абрахамом Райхманом («Фабрикант») и договорился с ним о постоянной работе по добыванию паспортов для советской разведки.


Май 1938 года — Треппер возвращается в Москву и предлагает Центру план создания в Бельгии паспортной резидентуры.


По этому плану опорной базой резидентуры должна была стать фирма «Король каучука» во главе с Гроссфогелем, а для легализации вновь прибывающих нелегалов и пункта связи с Москвой следовало организовать фирму «Форин экселент тренч-коут» по экспорту-импорту индустриальных отходов. Руководство Разведупра приняло предложение Л. Треппера и поставило перед ним задачу — создать резидентуру связи, которая будет надежно работать в военное время. Резидентом был назначен Л.Треппера, а его заместителем — Л. Гроссфогель.


Осень 1938 года — Треппер с паспортом на имя канадского промышленника Адама Миклера, снабженный крупной суммой в 10000 долларов, прибывает в Брюссель. С помощью Л.Гроссфогеля он в скором времени открывает фирму «Форин экселент тренч-коут», директором которой становится известный гражданин Бельгии Жюль Жаспар, чей брат одно время занимал пост премьер-министра.


Следующим шагом стала организация отделений фирмы в Скандинавских странах. Одновременно Л.Треппер создает сеть конспиративных и радиоквартир.


Апрель 1939 года — в помощь Л.Трепперу из Центра посылают двух кадровых сотрудников Разведупра — А.М.Гуревича («Кент») и М.В.Макарова («Хемниц»).

Большой шеф «Красной капеллы». Военная разведка, ГРУ, Красная капелла, Разведка, Треппер, Длиннопост

Анатолий Маркович Гуревич (7 ноября 1913 года – 3 января 2009 года) — сотрудник советской военной разведки, разведчик-нелегал, один из руководителей «Красной капеллы».

Анатолий Гуревич родился 7 ноября 1913 года в Харькове. После революции его семья переезжает в Ленинград, где он заканчивает школу и начинает работать на первых порах разметчиком на заводе «Знамя труда», потом участковым милиционером и заместителем начальника штаба ПВО района.


1937 год — со второго курса института, готовящего кадры для «Интуриста», Гуревича под псевдонимом Антонио Гонсалес отправляют в Испанию. Там старший военный советник генерал Григорович (Григорий Штерн) направляет его переводчиком-адъютантом командира подводной лодки С-4 к капитан-лейтенанту Ивану Бурмистрову. Воевал Гуревич успешно и даже был представлен к ордену, который, правда, так и не получил. По возвращении из Испании лейтенант Гуревич получил назначение в Разведуправлении.


Весна 1939 года — после полугодичного обучения он был командирован в Бельгию в резидентуру Треппера в качестве помощника и радиста.


15 апреля 1939 года — Гуревич, получивший псевдоним «Кент», через Финляндию, Швецию и Норвегию прибыл в Брюссель, имея при себе уругвайский паспорт №4643, выданный уругвайским консульством в Нью-Йорке на имя Винсента Сьерра, родившегося 3 ноября 1911 года и проживающего в Монтевидео на улице Колумба, 9.


В Брюсселе он снял роскошную квартиру на авеню Беко, поступил в столичный свободный университет, где начал изучать бухгалтерское дело и торговое право, завел знакомства в крупных коммерческих кругах.

Большой шеф «Красной капеллы». Военная разведка, ГРУ, Красная капелла, Разведка, Треппер, Длиннопост

Михаил Варфоломеевич Макаров (1915 год – 1942 год) — советский военный разведчик времён Второй мировой войны.


Кадровый офицер Разведупра, закончивший Московский институт иностранных языков, воевавший в Испании в качестве переводчика при авиаэскадрильи.


Легализовался в Бельгии в качестве уругвайского гражданина Карлоса Аламо и при помощи Л.Треппера стал директором магазина фирмы «Король каучука» в городе Остенде.

Так как основной задачей резидентуры Л.Треппера была деятельность по добыванию документов и организация связи с Центром во время войны, прямой разведывательной деятельности ею не велось. Помимо того, слабым местом оказалась организация радиосвязи с Москвой и контакты с Центром приходилось вести через легальную резидентуру в Бельгии, которой руководил И.А.Большаков.


Вторым слабым местом резидентуры Треппера оказалась паспортная группа Абрахама Райхмана («Фабриканта»). Дело в том, что «Фабрикант» стал заниматься скупкой и перепродажей документов, что грозило ему арестом. Первый арест произошел в июле 1938 года. Выпущеный из тюрьмы при содействии Г.Избуцкого он не оставил своего занятия, а Центр вопреки здравому смыслу приказал Трепперу передать его на связь сначала «Бобу» (Избуцкий), а потом «Кенту» (Гуревич).


В октябре 1939 года Райхмана арестовывают во второй раз, а после его освобождения в ноябре Треппер передает «Фабриканта» на связь Макарову. Таким образом, вместо того, чтобы полностью изолировать Райхмана от резидентуры, его в течение года сводят с Гуревичем, Макаровым, Избуцким, не говоря уже о том, что ранее он был знаком с Треппером и Л.Гроссфогелем. Эта ошибка Центра впоследствии очень дорого стоила бельгийской резидентуре…


В мае 1940 года Бельгия была оккупирована фашистской Германией, оставаться в ней Л.Трепперу больше было нельзя. В связи с началом войны бельгийские власти попытались его интернировать, и он с трудом избежал ареста.


Л.Гроссфогеля спрятали на территории советского посольства, а позднее переправили во Францию. Туда же были отправлены его жена и помощница Жанна Пезани и некоторые другие агенты Треппера. Несмотря на введенный мораторий, Трепперу удалось снять со счета «Форин экселент тренч-коут» 300000 франков и перевести их в Париж.


После этого, в присутствии представителя ГРУ Большакова, он передал бельгийскую резидентуру А.Гуревичу, а сам с документами на имя бельгийского промышленника Жана Жильбера 16 августа 1940 года на машине советского посольства выехал во Францию.


Обосновавшись в Париже, он начал налаживать работу новой нелегальной резидентуры. Первым делом Треппер взялся за организацию надежного прикрытия — коммерческой фирмы «Симекс», основными акционерами стали Лео Гроссфогель, Альфред Корбен и Роберт Брейер. Вскоре «Симекс» делается одним из поставщиков «Организации Тодта» во Франции, которая ведала выполнением всех строительных и фортификационных работ по заданиям вермахта. Благодаря этому обстоятельству у Треппера появилась возможность получать пропуска в Бельгию, Германию и оккупированную зону Франции, а главное — собирать немаловажную информацию по военно-экономическим вопросам.


К началу 1941 года французская резидентура Треппера закончила организационный период, укрепила свое прикрытие и привлекла к работе ряд ценных источников. Из их числа можно отметить следующих агентов:


— Гилель Кац («Андрэ Дюбуа», «Рене») — польский еврей, знакомый с Треппером по Палестине. Его жена работала в резидентуре связной, а сам Кац вскоре стал одним из ближайших помощников Треппера;


— Джени Лерой («Пфегерин») — француженка, руководитель группы «Красного Креста» в Париже, имевшая связи среди офицерского состава вермахта;


— Люсьен Раппель («Директор») — директор крупного коммерческого банка, имевший широкие связи в деловых кругах.



Несколько позднее на связь Трепперу были переданы Василий Максимович («Профессор») — русский эмигрант, барон, являлся близким знакомым полковника Г.Куприана, возглавлявшего немецкое бюро труда и его сестра Анна («Врач») – врач-психиатр в доме отдыха в Бийероне, завербованные легальным резидентом Разведупра генералом И.Суслопаровым, официально занимавшим должность советского военного атташе при французском правительстве в Виши.


После начала Великой отечественной войны все нелегальные резидентуры Разведупра активизировали свою работу, однако из-за того, что генерал Суслопаров отбыл в Москву и официального советского представительства во Франции больше не существовало, то резидентуры Озолса и Треппера остались практически без связи. В этой ситуации Центр пошел на вынужденный шаг и приказал в июне 1941 года капитану Ефремову, резиденту бельгийской резидентуры «Паскаль», оказать помощь в налаживании связи с Москвой Трепперу и Гуревичу.


По непонятным причинам в сентябре 1941 года Центр дала указание Трепперу установить связь и с Генри Робинсоном («Гарри»). Это было еще одним ошибочным решением Центра.


Отдавая указание Трепперу о сотрудничестве с К.Ефремовым и Г.Робинсоном, в Москве рассчитывали, что их контакт будет минимальной и ограничится только помощью Трепперу в организации радиосвязи с Центром. Однако в действительности все вышло иначе — Треппер не только сохранил связь с Робинсоном, но и свел его с Кацем и Гроссфогелем, и более того, сообщил о нем Райхману. Наряду с тем, в августе 1941 года он привлек к работе в качестве радистов супругов Герша и Миру Сокол («Руэско» и «Мадлен»), завербованных в свое время генералом Суслопаровым, а позднее — Давид Ками («Деми»).


Причиной этого стало чрезвычайное честолюбие Треппера, желание играть гораздо более существенную роль, чем это было на самом деле, и вполне возможно, стремление как-то приуменьшить свою вину за неудачу в Бельгии. В результате резидентуры Л.Треппера и Г.Робинсона во Франции, а также А.Гуревича и К.Ефремова в Бельгии переплелись между собой и образовали рыхлую, неудовлетворительно законспирированную сеть, в которой Треппер стремился играть роль «Большого шефа»…


Результаты такого положения дел не заставили себя ждать. Первым ударом стал арест в Брюсселе 13 декабря 1941 года радиста Гуревича М.Макарова, шифровальщицы С. Познански, содержательницы радиоквартиры Р.Арну и радиста-стажера парижской резидентуры Треппера Д.Ками .


Треппер немедленно выехал в Париж.


В ночь с 9 на 10 июня 1942 года в Париже арестовали радистов Треппера супругов Сокол.


30 июня 1942 года в Брюсселе во время передачи сообщений в Центр схватили радиста Ефремова Венцеля, 7 августа 1942 года был арестован сам Ефремов, а с 20 августа начались аресты в Голландии, приведшие к разгрому голландской группы резидентуры «Паскаль».


Однако главной целью зондеркоманды «Красная капелла» был арест А.Гуревича и Л.Треппера. К ноябрю 1942 года гестапо уже имело достаточно информации, чтобы начать ликвидацию резидентуры Треппера во Франции. Зондеркоманде удалось расшифровать большую часть переписки между Центром и «Кентом», а также получить при допросах арестованных ранее агентов нужные сведения о французской агентурной сети.


9 ноября 1942 года в Марселе были арестованы А.Гуревич, М.Барча и все сотрудники марсельского отделения «Симекса». 18-20 ноября 1942 года в Париже арестовали всех сотрудников парижского отделения компании.


Узнав об этом, Л.Треппер решает направить своего помощника Г.Каца в Тулузу, где тот должен ждать дальнейших директив. Л.Гроссфогель должен был разорвать все свои связи, покинуть квартиру и контактировать исключительно с Треппером через связника Жиро. Сам же Треппер собирался устроить ложные похороны Жана Жильбера, сообщить о его кончине через газеты и перейти на нелегальное положение.


Однако этим планам не суждено было осуществиться. 24 ноября 1942 года в Париже в зубоврачебном кабинете арестовали Л.Треппера, 30 ноября — Гроссфогеля (при его аресте были захвачены шифр и радиограмма из Центра), а 1 декабря — Каца.


21 декабря 1942 года гестапо взяло Г.Робинсона, в конце декабря 1942 года были арестованы Максимович и его сестра Анна, а в январе 1943 года задержаны все их агенты.


Таким образом французские резидентуры Треппера, Робинсона и Гуревича фактически были разгромлены. Всего же во Франции, Бельгии и Голландии арестовали более 100 человек, из которых около 70 принимали участие в работе на советскую разведку.


Руководство зондеркоманды «Красная капелла» использовало радиостанции Венцеля, Гуревича и Треппера для радиоигры. Из восьми радиопередатчиков, захваченных в течение 1941-1942 годов в Бельгии, Голландии и Франции, в радиоигре было задействовано шесть. Руководил ею гауптштурмфюрер СС К.Гиринг, которого в июне 1943 года сменил криминальный советник гестапо Хайнц Паннвиц.


Гуревичу и Трепперу, которые находились в безысходном положении, пришлось подыгрывать гестапо. Тем не менее в июне 1943 года Треппер, уже находясь под арестом, смог передать через своего связника с ФКП в Центр о том, что передатчики французских и бельгийских резидентур работают под контролем гестапо. Центр получил эту информацию по линии Коминтерна 7 июня 1943 года.


После того, как Центр получил сообщение Треппера, он с июня 1943 года стал продолжать эту радиоигру с немцами в своих интересах.


13 сентября 1943 года, воспользовавшись случаем, Л.Треппер совершает побег. Начавшаяся на него охота не приносит результата, и до самого освобождения Парижа войсками союзников в августе 1944 года Треппер остается на свободе. Кроме того, с помощью боевика французского сопротивления Алекса Лесового он пытался организовать захват парижской зондеркоманды «Красная капелла», но безуспешно.


В январе 1945 года Треппер (Отто), руководитель разведгруппы в Швейцарии Шандор Радо (Дора), его заместитель Александер Фут — всего 12 человек — вылетели на самолете в Москву, а по прилете он тут же попал на Лубянку. Его обвинили в связях с расстрелянным в 1938 году Берзиным.


19 июня 1947 года «Особым совещанием» Треппер был осужден на 15 лет заключения, однако позже срок сократили до 10 лет.


В 1954 году Леопольд Треппер был реабилитирован.

По материалам:

1. Колпакиди, Прохоров «Империя ГРУ»

2. сайт Википедия