Битва за Мидуэй

На что способен человек, считающий себя трусом?

Знаменитый режиссёр Джон Форд, сам того не подозревая, отправился в самое пекло Второй мировой войны. И снял битву при Мидуэе. Как уважаемый профессионал оказался в гуще битвы на Тихом океане? Самым заковыристым путём.

К началу Второй мировой американский режиссёр Джон Форд снял уже почти сотню фильмов, включая эталонные вестерны. Но хотел создать нечто эпичное. Он лично собрал команду лучших голливудских киноспецов — свыше полутораста человек. Бывший морпех Джек Пенник гонял их почти как на флоте. Но сам флот отнюдь не горел желанием связываться с непонятной компанией.

Армия в сентябре 1941 года доверила Форду снять фильм про самое важное. А именно — «Гигиену секса», чтоб солдаты могли воевать, а не тратить время на лечение от всяких нехороших болезней. Реакцию солдат на показываемые им на экране ужасы тоже засняли — бедняги аж вытирали холодный пот.

В конце мая 1942 года адмирал Нимиц сказал Форду, что вскоре на Тихом океане понадобятся операторы. Режиссёр радостно вызвался работать лично, даже не подозревая, где и зачем окажется. Как вспоминал сам Форд, атака японцев на остров посреди Тихого океана застала его врасплох. Он лишь вечером второго июня узнал, что вскоре на Мидуэе может произойти какой-то бой. Снимать ничего не надо — просто быть на электростанции и быстро сообщать по телефону результаты бомбёжек. Поэтому в исторический момент у режиссёра под рукой оказалась только 16-мм камера Eyemo.

Утром четвёртого июня Форд вместе с молодым помощником Джеком Маккензи залез на водонапорную башню у местной электростанции — одной из очевидных целей бомбардировки. И начал снимать реальный налёт! С башни открывался прекрасный вид на весь остров. Сценарист Фрэнк Ньюджент писал по горячим следам, что Форд орал налетающим японцам взять левее или правее, чтоб было удобнее заснять, — и страшно ругался, когда те не слушались. По воспоминаниям режиссёра, один из японских самолётов пролетел так близко, что он разглядел улыбку пилота. И запомнил её навсегда.

Съёмке мешали разрывы поблизости — всего Форд насчитал 18 бомб. Вдобавок приходилось снимать и одновременно сообщать по телефону новости офицерам внизу. Один из последних сброшенных японцами «подарков» снёс угол станции. Ударной волной Форда сбило с ног и контузило. Вдобавок он получил осколок в левую руку. Но несмотря на это, камера продолжала работать. Когда Форд очнулся, пара рядовых перевязала ему руку и попросила спуститься вниз. Помощника с камерой тоже контузило одним из близких попаданий.Самолёт, который едва не убил киношников, сбили зенитки. Теперь операторы снимали с земли — горящий ангар, огонь ПВО, уничтоженный госпиталь… А ещё — молодых морпехов, которые посреди всего этого бедлама поднимали звёздно-полосатое знамя. Строго по расписанию. Режиссёр видел как  расстреливали сбитого американского лётчика, даже когда тот уже был в воде. Другой оператор Форда, лейтенант Кеннет Пир, снимал битву прямо с борта самолёта авианосца «Хорнет». Теперь после всех съёмок предстояло смонтировать из четырёх часов немых записей смотрибельный фильм. Чтобы избежать флотской цензуры, редактор Роберт Пэрриш спрятался с плёнкой в маленькой студии в долине Сан-Фернандо, на юге Калифорнии...

Битва за Мидуэй: невероятное поражение японцев За пару дней до битвы Форд по пути к Мидуэю снял полёты торпедоносцев «Хорнета». Той самой 8-й эскадрильи, которая в полном составе не вернулась из боевого вылета. Режиссёр специально включил эти записи в кино. А потом сделал специальную версию о лётчиках на 8-мм плёнке для дешёвых домашних проекторов — с указанием имени и звания каждого члена экипажа. И выслал копии фильма семьям всех погибших. Когда лента о Мидуэе была уже почти готова, Форд прямо из кармана достал цветную запись на три секунды — съёмки майора морской пехоты Джеймса Рузвельта, сына некоего Франклина Делано Рузвельта, — и она тоже вошла в фильм. Режиссёр также специально оставил моменты, где камеры тряслись от взрывов. Фильм озвучили лучшие люди Голливуда, с характерными голосами — Генри Фонда, Дональд Крисп, Ирвинг Пичел.