Безос и Джарвис
В преддверии возможного запуска новой ракеты Безоса New Glenn, интересно обсудить перспективы ее дальнейшего развития в полностью многоразовую ракет.
Как известно, в данный момент она является лишь частично многоразовой, где многоразовая только первая ступень, а вторая ступень оснащенная довольно сложными и дорогими водородными двигателями, одноразовая.
С такой конструкцией Безос может рассчитывать на определенный коммерческий успех, но не на длительную перспективу. Для всех очевидно что если Blue Origin не создаст многоразовую вторую ступень, то он проиграет гонку SpaceX, которую на данный момент он и так не выигрывает.
Учитывая, что Blue Origin крайне закрытая компания, информации о второй многоразовой ступени практически нет, разве что в 2021 году в новостях проскочило название нового проекта Blue origin под названием Джарвис о которой нет никакой официально открытой информации.
Зато есть Патент Blue Origin из которого можно узнать несколько интересных вещей.
На удивление Джарвис не повторяет Starship, а идет по весьма интересному и многообещающему, но на практике не опробованному, пути вертикальной посадки ступени с объединением двигателя второй ступени и тепловой щит в единое целой, что практически один в один повторяет концепцию Строим ракеты, чтобы летать и летать снова посредством применения клиновоздушного двигателя.
В качестве двигателя выступает разрабатываемый Blue Origin водородный двигатель второй ступени лишенный камеры сгорания и сопла, по сути используется только моторный блок, а камера сгорания заменена на 150-300 отдельных камер, распложенных под углом к продольной оси.
Дополнительно отработанные газы турбонасосов выводятся через специальные сопла на поверхности теплового щита, для создания газовой завесы, которая должна снизить тепловую нагрузку на тепловой щит.
В патенте ничего не сказано ни о посадочных опорах, ни о возможности ловли ступени каким либо механизмом (надеюсь и не будет).
Стоит заметить что подобный способ посадки гораздо прогрессивней применяемого в данный SpaceX, но одновременно и более сложный.
Хотя SpaceX и приходится дополнительно усиливать starship, чтобы он мог вынести боковые нагрузки, зато они имеют возможность распределить тепловую нагрузку на значительно большую боковую поверхность, в то время как донному (кормовому) щиту приходится работать в значительно более жестких условиях, зато нет необходимости крутить поворот-переворот которые возможно еще приемлимы для грузовой ракеты, но крайне сомнительны для пассажирской.
Мое личное мнение, что пока одни уже прославили в веках SpaceX и похоронили всех его конкурентов в реальности все только начинается и будущие сделает это соревнование только еще интересней.