Байкпакинг на минималках или первый опыт велопохода
Привет! Это рассказ о моём с товарищем прошлогоднем велопоходе. Копипаста из моего блога в ВК, где лонгриды никому не нужны. Что же, попробую найти свою аудиторию здесь. Всё действие происходило в Смоленской области.
Вот что я давно хотел попробовать, так это велопоходы.
Насмотревшись разных блогеров, путешествующих на велосипедах по Европе и по гораздо более укромным уголкам нашей планеты, я загорелся. Что может быть исполнено романтикой больше, чем обмазать велосипед сумками и баулами, загрузить туда палатку, спальный мешок, провиант, и укрутить педали куда-нибудь на неделю?
Но начинать нужно с малого. И на минувших выходных у меня состоялось лишение велопоходной девственности. Прошло оно быстро, но традиционно жёстко.
Дано: велосипед, двухместная палатка, газовая горелка, надувной коврик, инструменты и запасная велосипедная камера, небольшой запас одежды на ночь, несколько пакетиков овсяных хлопьев и три литра воды в гидраторе. Всё, кроме палатки, было запихнуто в небольшой городской рюкзак. Палатку же я просто пристегнул к раме утягивающими стропами чехла этой самой палатки.
Распределение веса, конечно, божественное, особенно учитывая расстояние, которое мы с другом (буду называть его Турист далее по тексту) собирались проехать. Я о том, что вообще-то есть специальные сумки, которые пристегиваются к разным местам велосипеда и снимают лишний и вредный вес со спины наездника. И у меня даже есть одна из таких сумок с креплением под седло, но приключения - не приключения, если хоть что-то не идёт по одному месту. Вот и в этот раз... В общем, подавляющая часть всех вещей разместилась в рюкзаке, а последний разместился на моей могучей (на самом деле не очень) спине.
Выезжаем. Суббота, восемь вечера, несемся вниз по Волоку, уходим на мост, проезжаем Колхозку и закручиваем вверх по Беляева. Далее Фрунзе, Кутузова, Печерск и в сторону Стабны. Крутить планировали примерно до 22:00. Проезжаем Спас-Липки и поворачиваем на лесную дорожку, ведущую к аппендиксу, если можно так выразиться, безымянного озера.
Водоём, кстати, похож на деловитого зайца.
Здесь есть заход в воду и кострище. Видно, что приезжают рыбаки и/или отдыхающие. Правда, эта часть озера оказалась совершенно заросшей, и лезть в воду не было никакого желания.
Немного углубляемся в лес, чтобы не отсвечивать лишний раз палаткой, и становимся на ночлег. Велосипеды пристегиваем к дереву тросом, а то вдруг медведь. Медведь на велосипеде вдвойне опасен, это всем известно.
За первый день мы проехали 41 километр.
Кровососущих летающих существ традиционно много для середины лета, поэтому решение варить ужин в палатке было принято молниеносно. Восполняем потраченные калории и ложимся спать. Туриста вырубает сразу же, а я ещё долго ворочаюсь, прислушиваясь к обилию лесных звуков. Жизнь, на самом деле, кипела. Всю ночь возле палатки резвились птицы, несколько раз буквально под нами происходила какая-то возня (мышь, наверное).
В один момент моему напарнику что-то приснилось, и он начал бормотать какую-то странь, напоминающую заклинание. Нормально уснуть я смог только под утро. Возможно, дополнительно сказался поехавший (э-эм, сбитый, я хотел сказать) режим.
Утро. По-джентльменски завтракаем овсянкой, собираемся и двигаем в путь.
До точки назначения (Акатовское озеро) по Яндекс.Картам — 22 километра. Звучит как легкая прогулка. С таким настроением и покрутили. Приятная дорога, приятные виды, приятная музыка из колонки, ещё не горячий утренний ветер — всё было настолько прекрасно, что нужный поворот мы прозевали. Прозевали и заметили это километров через семь.
Было ли это роковой ошибкой? Отчасти — да. Ведь впереди нас ждало несколько километров неповторимой дороги вида «стиральная доска» и крюк общей протяженностью более 10 км. Но это потом. А сейчас мой напарник ловит осу. Грудью. Прямо на ходу. Насекомое забирается ему под футболку, искусно маскируясь под слепня, и делает сами знаете что. Истошный крик сотрясает близлежащее селение. Останавливаемся. Турист даёт смертельный реванш полосатой негодяйке, и мы берём несколько минут перерыва.
Проезжаем несколько последних километров асфальта и врываемся на тот самый «грейдер». Двигаемся в сторону населенного пункта «Горбуны». Кажется, теперь я понимаю почему он так называется.
Средняя скорость падает с 23 км/ч почти в два раза. Останавливаемся, стравливаем давление в колесах. Мимо проезжает мотоциклист, замедляется, заметив нас, затем останавливается.
— Что-то случилось, помощь нужна? — спрашивает он.
— Нет-нет, спасибо, спускаем колёса, — отвечаем.
Разговорились. Дядька оказался картографом и бывшим велосипедистом. Рассказал несколько историй, поделился кое-какими маршрутами и полезной информацией. Были им упомянуты и медведи.
— В прошлом году видел медведицу с медвежатами, шли вот как раз по этой дороге, — говорит он.
— Прикольно, — с иронией отвечает Турист.
— Нет, не прикольно, — лицо мотоциклиста не выражало ироничных нот. Возможно, этого просто не было видно под балаклавой. Впрочем, глаза, лишенные всякого юмористического огонька, отчётливо дали понять, что к этому факту действительно нужно отнестись со всей серьезностью.
Прощаемся с мотоциклистом. Очень приятный, общительный и светлый человек. Сам факт того, что он остановился осведомиться всё ли у нас в порядке, вызывает уважение. Ну а мы продолжили крутить педали по «жопотрясу».
В какой-то момент отчётливо стал ощущаться голод. В деле велосипедных прогулок очень важно заботится о своевременной углеводной подпитке организма. Особенно, если эта прогулка не 20 км. В противном случае происходит «щелчок», и сил на физическую активность не остается совершенно. Ощущение, будто крутишь педали в глубоком песке или грязевой жиже — усилий прилагается уйма, а велосипед при этом не едет. Вспоминаем слова нашего недавнего собеседника о магазине, который должен быть недалеко от озера. Эта мысль греет, но несколько остановок на перекур мы всё же делаем.
Наконец, преодолев очередной подъём, мы видим Акатовское озеро. Оно простирается огромной сверкающей гладью слева от нас. Красиво. Катимся вниз с горы, чтобы дальше взобраться на другую и испытать высшую степень радости и облегчения от вида вывески местного продуктового магазина «Диво». Контрольная точка. Мы сделали это. Теперь — пополнить запасы калорий, полежать на траве, съездить окунуться в озеро и начинать движение обратно. Ведь времени на незапланированном крюке мы потеряли много.
Лежим на земле, едим и пьём. В процессе знакомимся с местным мужичком, который расспрашивает откуда мы едем и советует посетить несколько мест в округе. Звучит интересно, да вот времени на это, к сожалению, уже не остаётся.
Совершаем второй набег в магазин, берём продуктов на обратную дорогу и отправляемся к озеру. Окунаемся в воду, повторно перекусываем, отдыхаем примерно час.
Пора выдвигаться. На одометре 38 км. С восторгом предвкушаем обратный путь по жопотрясной дороге. Турист при этом матерится, но это от счастья, поверьте. Однако, в обратном направлении эта дорога преодолевалась на порядок бодрее. Положительно сказалось наполнение желудков углеводным ассорти.
Кстати, я уже упоминал кровососущих мух? Нет? Так вот, их было много. Неприлично много. Только ты останавливаешься, как тут же налетает очередная бригада и начинает откусывать тебе руку. Или ногу. Один раз попался очень изобретательный слепень, который решил полакомиться головой Туриста. Он забрался ему под шлем, чтобы было не прихлопнуть, и принялся пировать, не обращая внимания на строгие и по большей части матерные просьбы своей жертвы перестать.
И вот мы приближаемся к тому месту, откуда выехали бы, не сверни мы в начале дня на неверный путь. И выбор, на самом деле, непрост. Дело в том, что дорога через Судники на картах выглядит как тропинка через лес. А что там фактически — неизвестно. Пути ровно два — рискнуть и поехать напрямик, или вернуться по проторенной дорожке, которая стиральная доска и вообще лишние 12-13 километров.
Решаем рисковать и едем вперёд. Какое-то время под колесами сохраняется грунтовая дорога, но через несколько минут перед нами встаёт зелёная масса, сквозь которую ведёт узкая и давно позабытая транспортом дорожка. Вспоминая рассказ мотоциклиста о медведях, выкручиваем громкость на колонке, включаем что-то драйвовое и пускаемся в неповторимое путешествие через джунгли, наполненные слепнями и крапивой. Где-то в середине пути спешиваемся, чтобы преодолеть водную преграду — тропинку затопило, и теперь здесь своего рода небольшое болотце глубиной в половину 29-дюймового колеса и рыхлым дном.
Наконец, мы выехали на тот самый перекрёсток, на котором выбрали неверную дорогу, и остановились на небольшой отдых. Как сказал Турист — хорошая контрольная точка. Лежим, пьём воду. Руки красные от укусов слепней и крапивы. К слову, ни первого, ни второго в отдельности не чувствуется — кожа просто «гудит» на постоянной основе. На одометре — почти 58 км.
Большая часть пути проделана, остаётся всего ничего. Именно так мы думали в тот момент. Но не тут-то было. По километражу действительно оставалось меньше половины, но какую боль мы испытали на тех подъёмах, которые в первый день давались просто играючи… Уже на подъезде к городу, проехав ещё 25 км, мы забрались внутрь автобусной остановки и разлеглись на скамейке, предварительно употребив остатки сладкого. Моментами приходило ощущение, что вот, ещё секунда, и я вырублюсь прямо тут. Средняя скорость по асфальту составляла порядка 13-14 км/ч (против 23-24 км/ч днём ранее).
И, наконец, мы добрались обратно. Финальная фотография: