АВИНЬОНСКОЕ ПЛЕНЕНИЕ ПАП

АВИНЬОНСКОЕ ПЛЕНЕНИЕ ПАП 14 век, Папа Римский, История, Франция, Религия, Изгнание, Средневековье, Длиннопост

Авиньонское пленение пап (1309-1377), распространенное название периода в истории папства, восходящее к Петрарке. Почерпнутая им из Свящ. Писания метафора «вавилонского пленения» поначалу выражала недовольство патриотически настроенных итальянцев пребыванием папы во Франции, засильем французов в Римской курии, а в позднейшей историографии - негативную оценку этого периода в целом, ныне пересмотренную.


Кое-кто, наверное, помнит из курса истории, что за драма разразилась во Франции в XIV веке: король Франции Филипп IV Кросавчег Красивый и папа римский Бонифаций VIII повздорили тогда не на шутку . Папо пытался-было изо всех сил осуществлять доктрину верховенства церковной власти над светской, а Филипп противился сему как мог. Когда же ему надоело противиться, он подумал про себя тихонечко: “Папу в сад!” и сослал его не совсем в сад, но в Авиньон. И вот уже верховный понтифик покидает Рим и переезжает в предоставленный ему для проживания французский город (так что противостояние Италии Франции началось не с того момента, когда Матерацци в устной форме живописал Зидану, что думает о его сестре, а немножечко раньше, в 1309 году).Разумеется в Авиньлне оказадся уже не Бонифаций,который умер от потрясение вскоре после его захвата войсками французского короля.Да и зачем Филиппу был нужен Бонифаций?


Смещение папы Бонифация VIII в 1303 г. открыло новую эпоху в истории католич. Церкви, характеризующуюся постепенным ограничением папской власти над национальными Церквами и расширением власти европ. монархов. Тем не менее переезд пап в г. Авиньон (Юж. Франция) нельзя расценивать однозначно как капитуляцию перед франц. королем. Ориентация на Францию наметилась еще ок. сер. XIII в. в ходе борьбы папства с Римско-Германской империей, когда папа Урбан IV передал корону Сицилийского (Неаполитанского) королевства (до того принадлежавшего Штауфенам) Карлу Анжуйскому, брату франц. короля. В XIII в. во Франции учились многие куриалы и кардиналы, в т. ч. буд. папы. Большинство пап-неитальянцев происходили именно из Франции, откуда с XIII в. поступала и значительная часть папских доходов. В сфере франц. влияния, в Лионе, состоялись два из трех «вселенских» Соборов католич. Церкви XIII в. (см. Лионские Соборы). Избранный папой в 1305 г. архиепископ Бордо (папа Климент V) не решился ехать в Рим из соображений безопасности и без всякого принуждения со стороны короля остался во Франции, с 1309 г. находясь в Авиньоне. При нем кардиналы-итальянцы составили уже меньшинство в Римской курии.


Окруженный принадлежавшим папе с 1274 г. графством Венессен и владениями дружественной папе Анжуйской династии, Авиньон имел ряд преимуществ перед Римом: в нем отсутствовали влиятельные кланы знати и богатые, юридически самостоятельные и сплоченные в общину горожане, к-рые могли бы вмешиваться в политику папы, теперь находившегося на безопасном удалении также от римско-герм. императоров. Если прежде, начиная со 2-й пол. XI в., папы ввиду внешней и внутренней угрозы нередко покидали Рим и это затрудняло работу курии, не позволяло создать эффективный адм. и финансовый аппарат, то в Авиньоне, при длительном пребывании в нем, папы сумели упрочить централизацию Церкви, сосредоточить в своих руках значительные финансовые ресурсы.


Политической конъюнктуре, обусловившей переезд пап в Авиньон, однако, не был принесен в жертву принципиальный вопрос об объявлении папы Бонифация VIII еретиком, на чем настаивал Филипп IV. Папа Климент V согласился, правда, отменить буллу Бонифация VIII «Clericis laicos», канонизировать Целестина V, заключенного Бонифацием в тюрьму, и, наконец, санкционировать на Вьеннском Соборе роспуск ордена тамплиеров. Не было однозначно профранц. и поведение авиньонских пап в ходе Столетней войны между Англией и Францией. Хотя уже начиная с Климента VI папы предоставляли франц. королям собранную во Франции на нужды крестового похода десятину, тем не менее обвинения, выдвинутые англичанами против Авиньона, в том, что деньги, поступающие с Английской Церкви, достаются франц. короне, не находят подтверждения в источниках. Скорее англ. король использовал эти обвинения как повод, чтобы упрочить свою власть над национальной Церковью, существенно ограничив право папы распоряжаться вакантными бенефициями и отказав (1351, 1353) в получении из Англии соответствующих доходов.


На эпоху «А. п. п.» приходится последний этап борьбы папства и Римско-Германской империи. Поначалу Климент V поддерживал имп. Альберта I Габсбурга и Генриха VII, видя в них противовес франц. королю. Однако, по мере того как Генрих VII стал в 1312 г. угрожать интересам Анжуйской династии в Юж. Италии, папство переходит в оппозицию императорам. Борьба за Италию вскоре переросла в идейную полемику, особенно острую в период противостояния папы Иоанна XXII и римско-герм. имп. Людовика IV Баварского. Не только притязания папства на универсальную власть получили развитие, но также в сочинениях сторонников империи (Данте, Марсилий Падуанский) прерогативы императора стали трактоваться существенно иначе, чем в предшествующий период. Вокруг Людовика Баварского сплотилась широкая коалиция недовольных политикой папства, выступавших в т. ч. за реформу Церкви, установление верховенства Собора над папой (см. Соборное движение), отделение нем. Церкви от Рима. Особенно многочисленными в стане императора были францисканцы, возмущенные утверждением Иоанна XXII о том, что важный для францисканцев тезис о бедности Христа и апостолов является еретическим. На фоне все более активной фискальной политики папства взгляды Иоанна XXII как будто подтверждали наиболее радикальные обвинения церковной иерархии в служении не Богу, а мамоне. Волну негодования вызвала и др. догматическая новация Иоанна XXII о «благом лицезрении», побудившая большинство теологов обвинить папу в ереси. Атмосфера широкого недовольства политикой папства и состоянием Церкви стала в конечном счете питательной средой для распространения предреформационных идей, высказывавшихся прежде всего Дж. Уиклифом и Я. Гусом.


Неправомерно, однако, совсем отказывать авиньонским папам в стремлении к реформе. Так, Бенедикт XII попытался ограничить финансовые злоупотребления в курии, повысить образовательный уровень духовенства, провел важные реформы орденской жизни. Авиньонские папы стремились возобновить крестоносное движение, активно развивали миссионерскую работу на Востоке от Чёрного м. до Китая, интенсифицировали (особенно начиная с понтификата Урбана V) переговоры об унии с правосл. Церковью. В 1369 г., впервые за 700 лет, визант. имп. Иоанн V посетил Рим.


Несмотря на пребывание по др. сторону Альп, авиньонские папы стремились укрепить свое положение в церковном гос-ве, поддерживали постоянное сообщение с Римом, к-рое морским путем требовало тогда не менее недели. Подготовка к возвращению в Рим началась при Иннокентии VI, к-рому с помощью кард. Альборноса удалось восстановить власть на большей части папского гос-ва в Центр. Италии. В 1365-1370 гг. Урбан V впервые предпринял попытку лично закрепиться в Риме, но вынужден был под давлением правителя Милана из рода Висконти вернуться в Авиньон. Григорий XI, едва сумев преодолеть сопротивление Висконти, скончался в Риме еще до завершения мирных переговоров. Неопределенность положения папы в городе, противоречия в коллегии кардиналов между итальянцами и французами подготовили начало Схизмы в католич Церкви на рубеже XIV-XV вв.

s30556663155.mirtesen.ru/blog/43379898703/PAPYI-RIMSK...