Архетип Кощея: идеальный муж или нарцисс?
Одержимый своим желанием обладать, Кощей похищает царевну и сажает её под замок. Казалось бы, ситуация ужасная, но, с другой стороны, многие из нас встречались с понятием «Золотая клетка».
Кощей всячески пытается задобрить избранницу тем, что ей не нужно: златом, украшениями, абсолютно игнорируя тот факт, что ей это не нужно.
Что происходит потом?
Он гневается: царевна отвергает его дары, а он входит в состояние фрустрации.
«Я для неё всё, а она вот так со мной!» - Эта ситуация уже не кажется такой сказочной.
В действительности, Кощея ассоциируют с архетипом БУНТАРЬ, но со знаком минус. Эта сила не энтузиазма, но разрушения.
Почему же архетип балансирует на грани идеального мужа и нарцисса?
С одной стороны, этот архетип пламенный, готовый на всё, ради своей цели, мудрый и хитрый, не лишён чувства юмора и харизмы.
С другой же стороны: эгоист и социопат, не признающий законы, ловкий, хитрый и коварный манипулятор, холодный и не имеющий эмпатии, готовый идти по головам, ради своей цели.
Кощей Бессмертный — не единственный персонаж, похищающий и губящий девушек-невест и женщин. К этому разряду сказочных образов относятся также Змей-Горыныч- прообраз психопатического типа личности.
Суть же самой сказки описать холодный обесценивающий типаж мужчины и предупредить девиц, желающих вступить с таким мужчиной в брак, от этого опрометчивого шага.
Как правило, все активности Кощея строятся вокруг молодых девушек. Кощей использует в завоевании их любви одну и ту же провальную тактику: сначала он эффектно похищает девушку, затем безуспешно старается добиться близости, а, не добившись, превращает сказочных красавиц в лягушек или змей.
Какой можем сделать вывод?
Очень хотел бы любить, да не умеет: близость и чувственность этот архетип заменяет на злато и огромный дворец, надеясь, что это пробудит любовь красавицы.
И не забывайте: Кощей – персонаж далеко не мужской. Это только архетип, собирательный образ. В жизни таким властителем царства теней может оказаться как мужчина, так и женщина...
