Аналитический метод в искусстве по П.Н. Филонову

Данная статья относится к Категории: Живопись, скульптура, дизайн

Аналитический метод в искусстве по П.Н. Филонову Искусство, Филонов, Авангард, Метод, Рисование, Художник

П.Н. Филонов впервые сформулировал положения аналитического метода в 1912 году и до конца своих дней развивал их теоретически и практически.


«Во всех академиях мира путь к картине ведёт через эскизы и композиционные наброски, то есть от общего к частному, к завершенному произведению. Аналитический метод предполагает противоположный путь - от частного к общему, путь органического роста произведения. Наблюдая тенденции развития, заложенные в явлении, художник помогает их реализации, как бы управляя скрытым ходом эволюции. Отсюда вытекает понятие «чистой эволюционирующей формы».


«По существу, чистая форма в искусстве, - отмечал Филонов, - есть любая вещь, писанная с выявленной связью с творящейся в ней эволюцией, т.е. с ежесекундным претворением в новое» Аналитический метод стремится не просто к сделанности, но к сделанности биологического роста. Живопись Филонова растёт как живой организм. Из точек-касаний (кистью, пером), которые художник называл «единицей действия», возникают сложные фактуры различного «тембра». «Упорно и точно рисуй каждый атом, - писал художник, - упорно и точно вводи прорабатываемый цвет в каждый атом, чтобы он туда въедался, как тепло в тело, или органически был связан с формой, как в природе клетчатка цветка с цветом». Поэтому «единицы действия» - это неделимые частицы, оцвеченные «атомы», из которых складываются инфраструктуры филоновской живописи.


Это напоминает аналитические поиски Хлебниковым лингвистических «единиц действия». Поэт, высоко ценивший творчество Филонова, писал: «Мы указываем, что кроме языка слов, единиц слуха, есть язык - ткань из единиц ума, ткань понятий, управляющая первыми». В стихах Хлебникова можно встретить моменты, совпадающие с «атомистической» структурой филоновских произведений. […]


Кардинальное отличие Филонова от окружавших его художников авангарда - стремление сделать зримым принципиально невидимое. Он хотел расширить возможности изобразительного искусства, введя в образный ряд незримые, но самые важные моменты природы, общества и духовного мира человека».


Ковтун Е., П.Н. Филонов и его дневник, в книге: Павел Филонов, Дневник, СПб, «Азбука», 2000 г., с. 19 и 21.


Источник — портал VIKENT.RU


Изображения в статье

Павел Николаевич Филонов — русский и советский художник-исследователь, иллюстратор, поэт, преподаватель, один из лидеров русского авангарда; основатель аналитического искусства / Public Domain