10

2. Старый Город Иерусалима. Его Еврейский квартал

Старый город Иерусалима.
В настоящее время Старый город Иерусалима – редкостное собрание памятников, имеющих мировое значение. Без всякого преувеличения можно сказать, что это уникальный музей под открытым небом. Старый Иерусалим окружён стенами, расчищенными и восстановленными после многих веков запустения, предстающими перед нами сегодня во всём своём величии. Обзорная тропа, пролегающая по гребню стен, позволяет полюбоваться панорамой Иерусалима и его окрестностей с самых разных ракурсов.
Городские стены имеют семь ворот. Наиболее известные из них - Яффские, откуда начиналась дорога на город-порт Яффу; Новые, которые вели в Христианский квартал; Дамасские (или Шхемские), являвшиеся главным входом в Мусульманский квартал и ведущие в Дамаск; Сионские ворота (или Ворота Давида), расположенные у горы Сион, где, по преданию, находится могила царя Давида. Самые знаменитые - Золотые ворота (их называют также Воротами Милосердия) вели на Храмовую гору (согласно библейской традиции, через эти ворота в последний раз въезжал на осле в Иерусалим Иисус Христос). В настоящее время они замурованы, но по легенде, когда к ним приблизится давно ожидаемый иудеями Машиах (Мессия), камни, которыми ворота замурованы, рассыпятся, и проход станет свободным.

2. Старый Город Иерусалима. Его Еврейский квартал Античность, Религия, Иерусалим, Длиннопост

Золотые ворота Старого города. В настоящее время они замурованы

Старый город подразделяется на четыре основных квартала: Еврейский, Мусульманский, Армянский и Христианский.

2. Старый Город Иерусалима. Его Еврейский квартал Античность, Религия, Иерусалим, Длиннопост

План Старого города, его кварталов и ворот. Сохранившаяся часть стены на западной границе Храмовой горы с Еврейским кварталом и является Стеной Плача.

Больше всего всемирно известных святынь иудейского, христианского и мусульманского периодов существования Иерусалима расположены в Христианском и Мусульманском кварталах города. В Еврейском и Армянском кварталах их почти нет (см. план памятников архитектуры ниже).

2. Старый Город Иерусалима. Его Еврейский квартал Античность, Религия, Иерусалим, Длиннопост

План расположения религиозных святынь (они же - памятники архитектуры) в Иерусалиме

Храмовая гора, расположенная между Мусульманским и Еврейским кварталом, полностью застроена ритуальными сооружениями ИСЛАМА. Все иудейские святыни на ней в разные периоды времени были уничтожены. Единственное, что сохранилось от Храма – часть Западной подпорной стены (Стены Плача), которая как раз и граничит с Еврейским кварталом (см. план Старого города выше).

Еврейский квартал, расположенный в юго-восточной части Старого города, представляет собой настоящий лабиринт переплетающихся улочек и переулков, застроенных домами своеобразной архитектуры. В ансамбль квартала органично вписываются здания синагог, йешив (религиозных школ), кафе и магазинов. Комплекс «четырех синагог» является центром еврейской общины и существует с XVI в. Синагоги находятся в одном здании и представляют собой скромных размеров молельни. Самые известные синагоги Иерусалима тоже расположены в Еврейском квартале - это Рамбам, основанная в 1267 году, караимская синагога XI века, Хурва (дословно - «руина»), построенная в XIX веке.
Украшением Еврейского квартала является древняя улица Кардо. Ныне она превращена в торговые ряды с многочисленными кафе и ресторанами.

2. Старый Город Иерусалима. Его Еврейский квартал Античность, Религия, Иерусалим, Длиннопост

Улица Кардо

Иудейская, христианская и мусульманская история Иерусалима в хронологическом смысле так перепутана, что придерживаться хронологического порядка при описании всех этих перипетий истории зачастую просто невозможно. Поэтому прошу читателей не удивляться, что повествование время от времени будет «скакать» по годам и столетиям, и даже из квартала в квартал, объясняя тот или другой период истории города.

2. Старый Город Иерусалима. Его Еврейский квартал Античность, Религия, Иерусалим, Длиннопост

Улица царя Давида сегодня

По улице Царя Давида можно попасть на гору Мориа, которую мы знаем, как Храмовую гору - окруженный стеной холм с выровненной вершиной. Согласно Библии, именно на горе Мориа в древности находился храм Соломона. Сотни тысяч паломников со всех концов света едут в Иерусалим, чтобы посетить Храмовую гору, единственное в мире место, почитаемое и иудеями, и христианами, и мусульманами. Здесь Авраам по требованию Яхве собирался принести в жертву своего сына Исаака, отсюда пророк Мухаммед поднялся на Седьмое небо для беседы с Аллахом.
В те далекие времена, когда царь Давид сделал Иерусалим своей столицей, вершина горы стояла открытая всем ветрам. Там, где когда-то был скромный жертвенник Авраама, царь Давид возвел новый, более солидный (на представленной ниже иллюстрации он расположен справа от будущего Храма).
Сын Давида, знаменитый царь Соломон, приказал построить на горе Мориа храм. Строительство вели десятки тысяч человек в течение семи лет.

2. Старый Город Иерусалима. Его Еврейский квартал Античность, Религия, Иерусалим, Длиннопост

Первый Храм (Храм царя Соломона) в разрезе

В храме (его называют Первым Храмом) хранился Ковчег Завета - особый ларец, в котором находились скрижали с десятью заповедями, полученными Моисеем от бога Яхве. Храм, построенный Соломоном, превратился в святилище. Здесь всё было отделано золотом: и канделябры, и ритуальные одежды, и даже цветы на алтаре. Богатой резьбой были украшены каменные стены.
В 586 году до н. э. вавилонский царь Навуходоносор II захватил Иерусалим, а в дальнейшем (об этом говорится в предисловии к данному циклу статей) разрушил храм Соломона и отправил его жителей в плен на берега Евфрата.
Когда персы разгромили Вавилон, царь Кир II Великий не только разрешил евреям вернуться на родину, но и повелел вновь возвести в Иерусалиме храм. Было даже приказано вернуть золотую и серебряную утварь, некоторые другие ценности, захваченные Навуходоносором.
Но Ковчега Завета среди возвращенных предметов не оказалось. Поиски его до сих пор не увенчались успехом. По одной из версий он был увезен в Эфиопию сыном царя Соломона и царицы Савской, где его следы затерялись. По ещё одной - Ковчег был увезён крестоносцами после разгрома Иерусалимского королевства Салах-ад-Дином. Увезён чуть ли не в Шотландию. Но его следы не найдены и там.
Таким образом, в 516 году до н.э. на месте разрушенного Первого был возведён Второй храм, примерно той же архитектуры и тех же размеров, просуществовавший более 500 лет.

2. Старый Город Иерусалима. Его Еврейский квартал Античность, Религия, Иерусалим, Длиннопост

Модель Второго Храма

Когда трон Иудеи занял ставленник Рима, Ирод (в будущем - Ирод Великий) он активно занялся строительством в своей столице. Было принято решение реконструировать и храмовый комплекс, который за 500 лет пришел в упадок, обветшал и уже не гармонировал с обновившейся столицей страны.
Были для реконструкции и другие причины. Народ относился к Ироду, ставленнику Рима, пришедшему в Иерусалим со стороны (из Идумеи, области, граничившей с Иудеей с юга), не имевшему царских корней, и правившему Иудеей, как тиран, далеко не дружелюбно. Реконструкцией Храма Ирод хотел завоевать одобрение у народа. Кроме того он хотел удостоиться славы царя Соломона, войдя в историю как великий созидатель.
Перестройка храмового комплекса началась в 19-м году до н.э. и продолжалась 83 года. Закончилась она в 64 году н.э., когда самого Ирода уже давно не было в живых. Однако следует заметить, что служба в Храме при его реконструкции не прекращалась ни разу.

2. Старый Город Иерусалима. Его Еврейский квартал Античность, Религия, Иерусалим, Длиннопост

Храм Ирода Великого (реконструированный Второй Храм)

Но как мы можем видеть, взглянув на даты, в результате такого масштабного и очень дорогого мероприятия, новый Храм (его можно было бы назвать Третьим Храмом, но этого не стали делать, чтобы не будоражить население Иудеи) просуществовал всего шесть лет, после чего в 70 году н.э. был разрушен до основания сыном императора Веспасиана Флавия, Титом. А 12 колен Израиля частично были истреблены, частично превращены в рабов, частично разбрелись по всей Ойкумене.
Во время реконструкции был не только заново построен храм (бо́льший по площади, чем старый, и гораздо богаче украшенный), но была также увеличена площадь Храмовой горы, вокруг которой была возведена подпорная стена, промежуток между которой и холмом Мориа был засыпан землёй. После этого площадь Храмовой горы значительно увеличилась. До настоящего времени сохранился только небольшой фрагмент Западной подпорной стены, который является одной из святынь иудаизма и носит название Стены Пла́ча. Она стала для еврейского народа местом молитвы и горестных воспоминаний о разрушенном Храме, символе надежды на его восстановление и избавление еврейского народа от напастей, которым он подвергался многие сотни лет. Сюда стекаются паломники со всех концов света.

Уничтожение Второго Храма произошло в тот же день (9-го Ава по еврейскому календарю, примерно соответствующему 13 августа), в который в прошлом вавилоняне сожгли Первый Храм (Храм Соломона). Поэтому евреи относятся к этой дате, как к дню великой скорби, национального траура, одному из самых тягостных в истории еврейского народа.

Храм не восстановлен до сих пор, да и восстановить его невозможно. Почему – в статье о Мусульманском квартале Иерусалима.

Продолжение следует.

История Веков

2.8K постов1.9K подписчиков

Правила сообщества

Классические.