11 августа 1935 года газета «Вечерняя Москва»

обрушилась с резкой критикой на скульптора Ивана Шадра в связи с его монументальной композицией «Девушка с веслом», установленной в центре фонтана ЦПКиО им. Горького:: «Мы наблюдаем спекуляцию вульгарной эротической образностью. Весло здесь теряет свой бытовой смысл и становится очевидным фаллическим символом; оно отсылает нас к уключине, в которую вставляется весло… Наконец, следует помнить, что обнаженная девушка-гребец с эрегированными сосками стала украшением фонтана, который моделирует водометание как извержение спермы».

Газетной заметке вторил и отзыв в сборнике "Проблемы садово-парковой архитектуры": "Всяческого одобрения заслуживает включение в ансамбль парка архитектурно-скульптурных форм. В то же время и в этой области в парке не все благополучно. Так, например, фигура девушки с веслом (скульптор Шадр), оформляющая один из новых фонтанов парка, не создает цельного образа советской физкультурницы и не свободна от некоторых элементов эротического порядка и излишней стилизованности".


И первую «Девушку с веслом» в том же году переместили на Донбасс, в парк культуры и отдыха Луганска.

Второй вариант, уже с другой моделью - Зоей Бедринской (по мужу Белоручевой), был установлен в 1936 или 1937 году.

Вторая версия скульптуры была мягче, менее мускулистой, более женственной—и в то же время более холодной и классической.

Она по-прежнему оставалась обнаженной, но классическое русское искусство долгое время терпимо относилось к наготе.

Однако вскоре воцарился новый стандарт, и ставить одетые статуи стало безопаснее. В дальнейшем бесчисленные скульпторы по всей стране продолжали ваять одетых девушек с веслами в рамках официальной компании по поощрению советского спорта.

Иван Шадр умер от болезни в 1941 году, в том же году под бомбами погибла его вторая «Девушка с веслом». Вера Волошина, послужившая моделью для исходной статуи, ушла воевать с немцами, попала в плен и была казнена.

НО, ИСТОРИЯ "ДЕВУШКИ С ВЕСЛОМ" НА ЭТОМ НЕ ЗАКОНЧИЛАСЬ.

«Подлинный Шадр» все же дожил до наших дней. Скульптор сделал уменьшенную – меньше человеческого роста - гипсовую копию своей первой «Девушки с веслом», а в 1950-х годах по настоянию его жены эта копия была переведена в бронзу для московской Третьяковской галереи – крупнейшего хранилища русского искусства.

Там однажды её и обнаружила ассоциация гребного спорта г-жи Аникеевой, решившая сделать «Девушку с веслом» своим символом.

Сделать из полимербетона копию статуи высотой в 6 футов 7 дюймов подрядили супружескую чету скульпторов. Новая статуя была установлена в Парке Горького. Там она и останется - как символ возрождения парка.

(Честно украдено из ваших интернетов)
11 августа 1935 года газета «Вечерняя Москва» Культура, Памятник, История России, СССР, Длиннопост
11 августа 1935 года газета «Вечерняя Москва» Культура, Памятник, История России, СССР, Длиннопост