ventil2304

Пикабушник
100 рейтинг 3 подписчика 0 подписок 1 пост 0 в горячем
5

IT vs. Курьер – битва титанов или выбор между выгоранием и свободой?

Представьте: вы беззаботно идете по жизни, но в какой-то момент оказываетесь на распутье перед большим путевым камнем.

**Направо пойдешь: **

5–10 лет учить технологии будешь, проходить десятки собеседований, нервно пить кофе перед дедлайнами и оправдываться за баги, которых не создавал. Зато – офис с печеньками (иногда), шестизначная зарплата (возможно) и гордое звание «Сеньор Разработчик/Аналитик/Тестировщик» (если повезёт).

**Налево пойдешь: **

Проснёшься, откроешь приложение, нажмешь «Выйти на смену» – и вот уже колесишь по городу, слушая любимый подкаст, а твой главный KPI – не уронить чей-то завтрак. Никаких ежедневных стендапов, только ты, дорога и философские размышления в духе «Почему в этом доме нет нормальной нумерации?».

Интернет пестрит историями успеха в IT, но, если копнуть глубже, можно найти не меньше историй о том, что курьеры с их свободным графиком и отсутствием митингов иногда зарабатывают не хуже матерых джунов или даже средней руки мидлов. Так стоит ли игра свеч?

Эта статья – не претендует на литературную премию,а просто предлагает сравнить две такие разные профессии. Здесь будут:

- цифры (сколько на самом деле платят и потенциальные возможности),

- реалии (подводные камни российского рекрутинга и организации работы курьерской доставки),

- и, конечно же, здоровый юмор, потому что без него ни в IT, ни в доставке не обойтись.

Готовы узнать, где трава зеленее – в IT или на улицах города? Тогда жмём «Начать доставку»!

IT vs. Курьер – битва титанов или выбор между выгоранием и свободой?

История началась совершенно спонтанно, я, будучи middle системным аналитиком со стажем 5+ годков в финтехе, поменял место работы с одного банка на другой и в новом офисе не оказалось спортзала (что для офисов далеко за МКАДом и Уралом скорее норма, чем исключение). После прохождения испытательного срока, когда за окном наконец запахло теплом, я задумался о возобновлении физической активности на велосипеде. До старого места работы в летний период я добирался на велике, туда и обратно в общей сложности 15км. в день, не бог весть что, но какая-то разминка. В новый офис приходится ходить пешком и использование велосипеда неоправданно из-за небольшого расстояния. Самодисциплина не мой конек, поэтому я хотел поместить себя в такие условия, чтобы не выезжать на велосипеде было просто невозможно.

И вот, в мае 2025 г. я увидел объявление о вакансии велокурьера в Самокат, почему бы и нет? И велосипед и судя по пестрящим статейкам в интернете – неплохой дополнительный заработок. Я планировал поработать по 2-4 часа вечером после основной работы в будние дни т.е. в период с 19-22 часов и при желании по выходным 4-6 часов в день. Но … вход в секту курьеров оказался не так-то прост. После общения с менеджером по найму в различных чатах WhatsApp и Telegram мне сказали, что на данный момент в интересующей меня локации нет свободных мест, предложили пару вариантов в дарксторах (складах), до которых мне добираться больше 30 мин. или курьером на электровелосипеде, что сводило на нет полезное и оплачиваемое время работы по вечерам. К слову в отличие от обычного велосипеда, электровелосипед дают в аренду и если вы не отработаете на нем> 70 часов в неделю. (цифра актуальна на момент написания статьи), то нужно платить арендную плату. Условия которой варьируются в зависимости от того, сколько часов вы отработали.

Ну чтож, если с первого раза не получилось …, то попробуйте позже). Периодически я продолжал пинговать рекрутеров Самоката и в конце концов, к середине августа мне удалось-таки найти место в ближайшем дарксторе и возобновить свои попытки начать новую, «свободную жизнь» розового флибустьера.

Для начала полноценной трудовой деятельности нужно пройти несколько видеоуроков и сдать не сложные тестовые задания. Все это происходит онлайн в специализированном приложении, я потратил на это около 2-х часов, далее оплачиваемая стажировка в дарксторе 2 часа, по сути ты ездишь с рюкзаком с заказами, которые падают на твоего наставника по стажировке, такой оруженосец Санчо Панса. Смотришь как построен процесс, задаешь интересующие вопросы по приложению и организации. После этого вы готовы самостоятельно приступать к доставке и еженедельно получать заработанные денежки. Договор с работодателем заключается либо ГПХ либо как с самозанятым, мне подходил первый вариант. На работу устраиваются совершенно разные люди, в том числе не граждане РФ и видимо поэтому трудоустройство в «Самокат» производится через всякие мутные ООО, в моем случае это был важный момент, на котором остановлюсь чуть подробнее. Я заключил договор с ООО «Верное решение», что как выяснилось позже было не совсем верным. После двух отработанных дней в неделю (в общей сложности 4 часа) в очередную среду я был в предвкушении оплаты моего незатейливого фитнеса, но случился форс-мажор и «Верное решение» как и еще пяток подобных работодателей столкнулись с непреодолимыми трудностями в части выплаты заработной платы своим быстроногим контрагентам, в число которых конечно же попал и я. В попытках отыскать заработанные средства через различного рода менеджеров, директора даркстора, каких-то координаторов я писал в разные чаты, оставлял сообщения в поддержке приложения через которое заключался договор ГПХ, но тщетно. Оффлайн обратиться не к кому, все просто переводят стрелки на другого участника процесса, и никто не может дать какого-либо внятного ответа. Так продолжалось с неделю, где-то мелькали сообщения, что вопрос в проработке и вот-вот деньги выплатят, но болт.

Не буду утомлять читателя тонкостями трудовых отношений, скажу, что в итоге я переустроился в другое ООО, которое исправно выплачивало мне з/п за последующие отработанные часы, и примерно через месяц я получил всю предыдущую задолженность, можно было получить чуть раньше, но я укатил в отпуск и не имел доступа к интернету для переоформления документов. Возможно это был первый и единственный случай в «Самокате» с невыплатой з/п, а возможно и нет. Но момент, который особенно насторожил меня в этой истории, что среди 100/500 разных приложений, групп и чатов очень проблематично найти ответ на интересующий тебя вопрос, можно полдня потратить в бесполезных переписках, но так ничего и не решить. Вообще организация процесса доставки на троечку по пятибалльной системе, начиная с раздолбанных рюкзаков и велосипедов и заканчивая приложением, в котором вся статистика по твоим заказам и отработанному времени, но при этом необходимо еженедельно, вручную каждому курьеру сверять через табличку свои данные для корректного расчета и выплаты з/п.

С оргвопросами закончим и перейдем к вопросам материальным. У меня изначально было подозрение о некоторой недосказанности в части описания баснословных доходов различного рода доставщиков в интернетах, это было скорее из серии «у меня вообще-то бизнес в Москве, а такси — это так, для души»)). В целом мои подозрения небезосновательны, ведь на деле только ленивый не пытается отщипнуть от «сверхдоходов». Например, электронные чаевые в приложении Самоката можно получать только через сервис СберЧаевые, который в свою очередь берет комиссию с перечисленных чаевых -5%; з/п, в зависимости от организации через которую вы устроены, может также зачисляться на счет в каком-то приложении типа jump, из которого за вывод на свою карту также берется комиссия 0,7%. Об этом при устройстве никто особо не говорит если не спросить в лоб. С другой стороны, вы сами не платите никаких налогов и эти суммы нигде не учитываются и не влияют на ваш официальный совокупный доход и какие-либо кредитные или иные отношения. Хорошо это или плохо однозначно сказать нельзя, у каждого своя история. Итак, немного статистики:

Самокат: оплата состоит из двух составляющих, первая - почасовая ставка, зависит только от выбранного вами средства передвижения и составляет для курьеров на велосипеде 120 руб./час, для электровелосипедов 140 руб./час. Вероятно, для электричек повышенная ставка — это частичная компенсация за аренду. Вторая составляющая это собственно оплата доставки заказа на один адрес (так называемые стопы) для велосипедистов 30 руб./стоп, для электровелосипедов 40 р./стоп. Если неблагоприятные погодные условия, то возможна доплата 10 руб./стоп. Как это определяется и кем я не особо понял, просто в чате телеги появляется сообщение, что включена надбавка за плохую погоду. Среднее количество заказов, которое у меня получалось доставить за час на обычном велосипеде 5-7 заказов, для расчета будем брать 6 заказов в час, соответственно в час получается 120+6*30=300 руб. в хорошую погоду и 360 руб. в плохую, но в плохую обычно снижается количество доставленных заказов в час, поэтому усредненная цифра будет ближе к 320 руб./час. Не буду усложнять расчет используя методы мат. статистики и остановлюсь на этой цифре. При стандартном 8 часовом рабочем дне получаем 320*8= 2560 руб./день, далее умножаем на 22 рабочих дня в месяц и получаем итоговую сумму 2560*22=56 320 руб./мес. При этом есть некоторые моменты, за которые вас могут временно отстранить от доставки, систематические опоздания на смену, невыход на смену, раннее закрытие заказа до непосредственного вручения клиенту и еще несколько пунктов. Т.е. системы штрафов рублем нет, но административный ресурс для поддержания трудовой дисциплины есть и это на мой взгляд нормальная практика.

Сравним с IT за пределами МКАДа, средняя з/п системного аналитика в финтехе составляет от 100 до 200 т. руб./мес. в зависимости от уровня квалификации, если для сравнения брать сумму 150 т.руб./мес., то в IT получается зарплата в 2,6 раза больше чем у курьеров Самоката, и чтобы приблизиться к уровню среднего IT специалиста, курьеру необходимо отработать 469 часов в месяц или более 15 часов ежедневно в течении 30 дней без выходных! Не думаю, что есть киборг, который может работать в таком режиме более месяца.

Естественно у курьеров нет никаких оплачиваемых больничных, ДМС и кофемашин с печеньками в дарксторах (справедливости ради есть кулер и микроволновка), но при этом есть свобода выбора.

Подведем итог, если рассматривать работу курьера как основной вид деятельности, то нужно быть готовым к значительным физическим нагрузкам + к работе в неблагоприятных погодных условиях, в общем нужно иметь стальные неотмораживаемые яйца)) Миллионером вы не станете но постепенно накопив на свой электровелосипед вы сможете выйти на среднюю з/п по региону при 40 часовой рабочей неделе. При этом никаких социальных плюшек у вас не будет, но кого это заботит в 20+ лет. Вместо этого будет три уровня разного рода руководителей, которые периодически будут недовольны вашими показателями скорости или залетами. Свобода получается весьма условная, кроме того, что вы можете двигать свое рабочее время в рамках дня/недели/месяца никаких плюсов и нет. Хотя, есть, низкий порог входа в профессию, экономите несколько лет на образовании и на дальнейшем постоянном профессиональном совершенствовании. При этом вы вряд ли доработаете в таком режиме до пенсии ничего себе не отморозив, да и пенсии у вас не будет от слова «совсем» из-за зарплаты цветом «квадрата» Малевича.

IT, несмотря на долгий вход в профессию, в дальнейшем выигрывает по зарплате и социальной защищенности, также постоянный мыслительный процесс это довольно приятно и защищает от болезни Альцгеймера. Условия труда более комфортные, но в этом во всем кроется причина проблем другого рода. Выгорание, гиподинамия, лишний вес и возможность заработать разного рода психологические расстройства.

Как всегда, истина где-то посередине. Для меня Самокат — это хороший опыт и смена деятельности. Работа курьером помимо физической нагрузки неплохо разгружает голову т.к. требует постоянного внимания и контроля происходящего. Нужно следить за дорогой при передвижении на велосипеде, проверять полноту взятого в доставку заказа, контролировать оставшееся время доставки и возврата в даркстор, а также не забывать проверять паспорт клиента при доставке энергетиков. Я полностью отвлекался на время доставки от своих IT активностей.

Развязка истории весьма неожиданная, в отпуске я не стал проставлять себе смены на ближайшие 14 дней в приложении Самоката. По возвращении обнаружил, что меня сделали не активным и я не могу дальше планировать свои выходы. Попытался восстановить активность в приложении, опять жду места уже 2 недели). Видимо с началом учебы в различного рода учебных заведениях, появилось много молодых людей желающих подзаработать. За окном заметно похолодало и, если честно мне уже не очень-то и хочется катать на велике при отрицательных температурах, думаю пока поставить на паузу свою феерическую карьеру велокурьера до весны).

Показать полностью 1
Отличная работа, все прочитано!