smart.girl

На Пикабу
поставил 0 плюсов и 0 минусов
100 рейтинг 2 подписчика 0 подписок 1 пост 0 в горячем

Польза раннего развития ребенка и обзор нескольких методик

Развивать ребенка с рождения – влияние моды или необходимость? В последнее время уделяют много внимания раннему развитию детей, скорее это необходимость, чем просто дань моде. В школу детки должны уже приходить подготовленные, программы с каждым годом усложняются, от деток требуют всестороннего развития.И поэтому чем раньше начать знакомство ребенка с чтением, счетом, письмом и логическими заданиями тем легче ему будет в будущем справляться с навалившейся на него информацией. А есть еще детки с ограниченными возможностями, они требуют особого внимания и особых методов развития, хотя можно миксовать несколько методик и подбирать индивидуальные решения. Главное конечно в любой работе с детьми это любовь и поддержка родителя и педагога(психолога).

Раннее развитие – это интенсивное развитие ребенка с помощью специальных занятий от рождения до 3–4 лет.

Выделяют три основных направления развития:

эмоциональное: ребенок учится проявлять свои эмоции и принимать эмоции других людей;

сенсомоторное: о связи органов чувств (слух, зрение, осязание) с движениями (мелкая и крупная моторика);

интеллектуальное: чтение, счет, знание слов и понятий, способность решать задачи.

В основном многие методики раннего развития включают в себя комплекс мероприятий и позволяют затрагивать несколько направлений развития одновременно? Рассмотрим основные популярные методики раннего развития.

1. Педагогическая система Монтессори

Мария Монтессори– первая женщина-врач в Италии, педагог и философ. В своей врачебной практике столкнулась с умственно отсталыми детьми. Изучая педагогику и психологию, открыла «Дом ребенка». Именно там методом проб и ошибок Монтессори разработала собственную систему воспитания.

Метод был успешно применен на здоровых детях, помогая им опережать в развитии и любознательности сверстников.В этой методике особое внимание уделяется самостоятельности. В ней нет строгих программ и ограничений – ребенок сам выбирает, с помощью чего он развивается. Но полное погружение в систему может провоцировать отсутствие дисциплинированности, поэтому включение других занятий в методику обязательно. Педагоги в процессе занятий, должны выявить интересы малыша, создать необходимые условия для развития и объяснить, каким образом можно получить знания. Основной упор в обучении делается на развитие сенсорно-моторных навыков и математических способностей ребенка, а также на правильное формирование и развитие пространственного мышления. Занятия можно проводить как индивидуально с ребенком, так и с группой детей.Задача – создать пространство, максимально открытое для ребенка. Для этого используется специальная развивающая среда, разделенная по зонам (5 зон – бытовой жизни, сенсорная, математическая, космическая и зона языков) и дидактические материалы (игрушки, стимулирующие познание). Взрослый – помощник. Ребенок все делает сам, учится самостоятельности и границам.

Иногда может возникнуть трудности в подборе необходимых игрушек и обучающих материалов, можно покупать все по отдельности или сразу приобрести все набором  для данной методики как раз подойдет набор "Монтессори 80 в 1, доступный в интернете" https://инклюзив.рус/razvivayshieigryinabory/montessori80v1 , он содержит много модулей которые можно использовать отдельно или кооперировать друг с другом.

2. Методика Глена Домана

Глен Доман, американский врач-нейрофизиолог, изначально работал с детьми с повреждениями мозга. При регулярных занятиях такие дети показывали результаты лучше, чем изначально здоровые. Открыл организацию «Институты достижения потенциала человека» и перенес свою методику в обычные семьи.

Основная идея: «В любом ребенке скрыт огромный потенциал, который можно развить, тем самым предоставив ему неограниченные возможности в жизни».Раннее (в два года и даже раньше) обучение чтению при помощи специального набора карточек (карточки Домана) — пожалуй, наиболее распространённое применение методик Гленна Домана. Основной идеей обучения является запоминание ребёнком слова целиком, вместо складывания его из букв и слогов, основным приемом — многократная кратковременная демонстрация карточки одновременно с произнесением написанного слова.Итак, что же собой представляет методика Домана? Вообще говоря, демонстрация карточек – это не единственное, что предлагает Доман, но именно они получили наибольшее распространение, поэтому о них здесь и пойдет речь. Суть методики в многократном показе ребенку комплектов карточек с какой-либо информацией. Показывая картинки, вы озвучиваете для малыша, что на них изображено. Несмотря на то, что каждое занятие длится всего несколько секунд, ребенок с легкостью запоминает все, чему вы его учите.В разных источниках начинать заниматься предлагается по-разному. Где-то советуют взять 5 комплектов карточек по 5 штук каждый, где-то – 3 комплекта по 10 карточек и т.д., вариантов масса. Я уверена, что каждый вариант рабочий. Для начала выберете любой, какой вам кажется, наиболее адекватным, а впоследствии, глядя на результаты, адаптируете систему под себя и ребенка. Если малышу тяжело просматривать комплект из 10 карточек, он начинает отвлекаться под конец просмотра, то уменьшите количество карточек и наоборот.

3 Вальдорфская методика

Основана Рудольфом Штайнером, немецким философом и педагогом. Методика получила название по имени табачной фабрики «Вальдорф-Астория», так как первый детский сад, открытый Штайнером, был для детей работников этой фабрики.

Основная идея Вальдорфской методики – в воспитании и в естественном развитии ребенка.

Она выступает против несвоевременных занятий. Главное – научить ребенка верить в себя и не мешать развитию способностей.Основная идея вальдорфской методики воспитания — ребёнок проявляет способности, данные ему природой в комфортной обстановке, без страха, стресса и оценки его действий.

В вальдорфских школах не приветствуется раннее развитие. Считается, что сначала ребёнок должен созреть эмоционально, а затем можно приступать к интеллектуальному развитию. По мнению педагогов ребёнок лучше познаёт мир в процессе трудовой и творческой деятельности, а не за партой от звонка до звонка.

Вальдорфские школы отличаются доброжелательной и комфортной обстановкой, которая располагает, чтобы ребёнок сам выбирает, что ему интересно. Цель вальдорфской педагогики — воспитать не только интеллектуально развитого, но и знающего свои возможности ребёнка, который отвечает за свои поступки и готов помогать другим.

В вальдорфском саду в одну группу ходят дети разного возраста и живут по принципу многодетной семьи. Здесь все равны, воспитатель – положительный пример для остальных. Поощряется пребывание в саду родителей вместе с детьми.

Уделяется много времени творчеству и народной культуре. Игрушки и мебель сделаны из природных материалов, нет телевизора и гаджетов. За 100 лет методика почти не изменилась, в отличие от современного мира.

4. Система Никитиных

Борис и Лена Никитины – педагоги, родители 7-х детей и авторы семейного воспитания.

Система воспитания семьи Никитиных основана на естественности, труде, непосредственной близости к природе. Дети сами выбирают свой режим и в питании, и в игре, и в быту.Задача – развить способности ребенка по максимуму с помощью специальной среды и опережающих развитие игрушек и пособий.

Три принципа методики, которые выделяли сами авторы:

легкая одежда и спорт с рождения – закаливание, плавание, зарядка, спортивное снаряжение дома;

свобода творчества: дети занимаются чем хотят и когда хотят;

участие родителей в жизни детей – вместе тренируются, занимаются, подсказывают.

Все методы разнообразны и интересны по своему, родитель и педагог должны подбирать индивидуально и смотреть, что подходит конкретному ребенку.

Главное терпение и хорошее настроение малыша и успех гарантирован. Удачи!

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!