saggoth

saggoth

На Пикабу
93 рейтинг 0 подписчиков 1 подписка 2 поста 0 в горячем
Награды:
5 лет на Пикабу
3

Сравнительный анализ реформ Наполеона и Александра первого

Эпохе наполеоновских войн посвящены десятки тысяч исследований и с каждым годом это количество растет, мы узнаем все больше мелких подробностей. Очевидно тенденции интереса к проблемам «микроистории». Однако у нас до сих пор нет четкого представления по ряду самых значимых вопросов концептуального характера. В научной и публицистической литературе Наполеон и Александр I уже давно рассматриваются как ключевые оппоненты в контексте их исторического периода. Тем не менее, до сих пор никто не сформулировал важнейшего вопроса: «а что могли предложить и предложили эти оппоненты Европе и миру в области конкретных идей по улучшению жизни, как отдельной личности, так и той или иной страны в целом?» Именно не обособленно, в каждой стране как, например, в Польше, Швейцарии, Финляндии, а в сопоставлении двух деятелей двух систем. Без ответа на этот вопрос мы не сможем объективно и адекватно понять и оценить смысл событий начала 19-ого века и их значения для будущего Европы. Не сможем дать взвешенного ответа, чья позиция была исторически оправдана и кому мы должны присудить победу в упомянутом соперничестве (оппонировании).


Действительно, вопрос далеко не из праздных, он имеет политическое, экономическое, общественное, нравственные стороны и также затрагивает аспекты уголовного права. Царь Александр, который начиная с 1805 года, стал главным локомотивом войны в Европе, тем самым взял на себя ответственность за десятки тысяч погибших военных и мирных жителей. Что же он и страна, в которой он являлся единоличным и полновластным самодержцем могли предложить тем странам и народам, которых коснулись бедствия войны. Как мы помним, Александр проявил чудеса энергии, чтобы организовать третью антифранцузскую коалицию, целью которой в соответствие со статьями соответствующего союзного договора была интервенция во Францию и изменение действующего там государственного строя. Российский монарх потерпел сокрушительное поражение, но не принял мирные инициативы Наполеона и вновь начал войну уже в следующем году, и снова поражение. Но верный своей доктрине приоритета союза с Россией, Наполеон не переходит границу и не требует контрибуции. Он заключает союз в Тильзите, идя на многие уступки побежденной стране. Подобная доброта победителя практически не имеет прецедентов в истории мировой дипломатии. Однако Александр с первого же мирного дня начал лихорадочно готовиться к новой войне, для чего был в два раза увеличен военный бюджет, который обрушил финансы империи, а за тем в нарушение собственных указов начала правления, Александр продал в крепостное рабство десять тысяч государственных крестьян. Также важно зафиксировать тезис из войны 1812 года. Итогом всех этих войн стала смена государственного строя во Франции, уничтожение реформ проведенных Наполеоном и в том числе в тех странах куда его армию заводили боевые действия антифранцузской коалиции , и как венец всему – создание «священного союза». Именно это образование являлось целью всей внешней и во многом внутренней политики Русского императора, в нем сформулирована модель жизни Европы по Александру.


А сейчас давайте очень внятно и конкретно соотнести, во-первых уровни развития Франции и России к моменту столкновения, во-вторых сравнить по пунктам какие идеи действия к их реализации были предложены народом Европы главами двух стран, но для этого можно обозначить Францию знаком Х, а Россию – Y.


Для чего это делается? Не секрет, что у исторической науки есть один очень зловредный враг – это субъективность в отношении того или иного вопроса. Часто громкие слова, такие как название страны или термины как родина, отечество, вражеский, неприятельский мешают исследователю адекватно оценивать реальность, из-за этого страдает и имидж науки истории в целом, вследствие этого можно использовать нейтральные математические термины.

Итак, с одной стороны страна Х – это передовое законодательство, введение гражданского кодекса, который действует и поныне, реформированная консулом прозрачная и устойчивая финансовая система, включая учреждения национального банка и переход с ассигнации на монету, передовая и эффективная административная система, действующая и поныне, развивающаяся самыми быстрыми темпами в Европе промышленность. Общество, жизнь которого основана на уважении прав человека, гражданина, свободе совести, а также неприкосновенности частной собственности. Передовая система комплектации и организации армии, все религии равны между собой, крупнейшие достижения в области естественных наук, стиль национального искусства и моды востребован всей континентальной Европой.


Теперь посмотрим на ситуацию в стране Y. Не существует единого свода законов, этим занялся только Сперанский, но много позже и то, он лишь суммировал весь комплекс недоразвитых постановлений, выпущенных начиная с 17-ого века, финансовая система полностью дезорганизована, реальная статистика не ведется, сильнейшая инфляция. Устройство административного аппарата всех уровней недоразвито и неэффективно, постепенно реформируется министерством, но проблемы все равно присутствуют. Действует крепостное право с практикой продажи членов одной семьи разным владельцам. В 1810-1811 годах происходит насильственное переселение еврейских и иудейских семей в отдаленные регионы, комплектование армии посредствам архаичного рекрутского набора, власть и собственность почти не разделены, практически вся техническая база для мануфактур, а также предметы роскоши завозятся из страны Х и Англии. Влияние церкви значительно, но вместе с тем перевода Библии на понятный современникам национальный язык не существует (первый полный синодальный перевод Библии на русский язык появился только 1876 году). Современный уже нам с вами национальный литературный язык страны Y еще не оформился полностью. Все стили в искусстве и литературе заимствуются из страны Х, государственного гимна не существует, его прообраз появился лишь в 1816 году, однако, выбор пал на мелодию гимна Британии.


Просмотрев выше изложенные системные показатели, мы переходим к внешней политике и ее курсу, сопоставим то, что смог предложить Европе глава страны Х, то есть Император Франции с моделью новой жизни, внедренной самодержцем страны Y – Александром I. Среди базисных реформ и значительных нововведений, осуществленных Наполеоном на подконтрольных территориях, стоит отметить следующее: введение гражданского кодекса, устанавливающего и охраняющего права о свободе личности и частную собственность, введение конституции. Она была введена в Голландии, Вестфалии, Неаполитанском королевстве, Великом герцогстве варшавском, Испанском королевстве, в Баварии, в Великом герцогстве франкфуртском. Отмена феодальных повинностей, отмена системы средневековых ремесленных цехов, отмена телесных наказаний и клеймения, допущение браков между представителями разных религий, иудеи получают общегосударственные гражданские права, закрываются гетто, учреждение государственных социальных программ, в том числе по помощи обездоленных. Наполеон впервые постановил разделить пациентов больниц для бедных по принципу возраста и пола, раньше все лежали в общем зале, а также прекратил практику связывать тяжелобольных по рукам и ногам, также открыл множество детских домов. Отмена такого пережитка еще раннего средневековья как внутренние таможни, учреждение государственной ипотеки, фискальные реформы, которые упорядочило и облегчило налоговые премии, финансовые реформы и поэтапное устранение государственного долга, единообразная судебная реформа, вводящая право, равенство всех перед законом. Переформатирование административного аппарата, вводится принцип разделения специализации деятельности, который работают, по сей день. (До этого пожарные, устройство дорог и социальные службы находились в ведении одного ведомства). Секуляризация образования, школы выводятся из диктата церкви, для Испании это еще и запрет деятельности невероятной святой инквизиции. Масштабное строительство дорог как внутри стран, так и между государствами, в том числе Альпы перестают быть преградой между Францией и Итальянскими областями. Целенаправленное распространение достижений передовой науки и техники, и аграрных знаний, повсеместное открытие новых библиотек и медицинских колледжей, проведение масштабных и эффективных агрегационных работ и осушение болот. Введение (не везде) единообразного принципа нумерации домов по четно, нечетной стороне в 1805 году и теперь мы все этим пользуемся. Проведение самых масштабных в истории Европы научно - археологических исследований, в том числе в районе Помпей и полная расчистка по личному приказу Наполеона был реставрирован пантеон и установлен громоотвод на соборе Святого Петра. Отдельное нововведение для Венеции: вынос всех кладбищ за пределы города на искусственный остров и тем самым решение проблемы эпидемий в городе. Непременно стоит отметить и значительные достижения на пути к созданию национальных государств в Италии, Великом герцогстве варшавском и в германском регионе, здесь это, прежде всего упразднение средневековой Священной Римской Империи и укрупнение немецких княжеств. Все это было осуществлено буквально в несколько лет. Таким образом, Наполеон ясно видел механизмы функционирования в обществе и государстве и предпринял самые глубокие системные реформы, адекватность которых полностью и совершенно подтверждена всем ходом дальнейшей истории.


Теперь обратимся к тому, что предложил Европе Александр I. Рядом со всеми пунктами, связанными с экономикой, финансами, администрацией и наукой мы ставим жирный прочерк. В этих областях Александр ничего не предлагал, вместо всего перечисленного лишь восторженная клерикальная риторика служащая эффектной, но к началу девятнадцатого века уже смехотворной ширмой незамысловатой реакционной политики, удушение любых общественных движений. Эта риторика не имеет никакого отношения ни к юриспруденции, ни к решению насущных вопросов жизнедеятельности государства, более того узкорелигиозная направленность ее выглядела архаичной даже пот сравнению с Вестфальской международной системой коллективной безопасности еще 1648 года. Давайте внимательно рассмотрим начальные статьи учреждения священного союза: «Во имя Пресвятой и Нераздельной Троицы! Их Величества, Император Австрийский, король Прусский и Император Всероссийский, вследствие великих происшествий, ознаменовавших в Европе течение последних трех лет, наипаче же вследствие благодеяний, которые Божию Провидению было угодно излиять на государства, коих правительство возложило свою надежду и уважение на Единаго Бога, восчувствовав внутреннее убеждение в том, сколь необходимо предлежащих держав образ взаимных отношений подчинить высшим истинам, внушаемым вечным законом Бога Спасителя, объявляют торжественно, что предмет настоящаго акта есть открыть перед лицом вселенныя их непоколебимую решимость, как в управлении вверенными им государствами, так и в политических отношениях ко всем другим правительствам, руководиться не иными какими-либо правилами, как заповедями сея святыя веры»

«Поелику три союзные государя почитают себя, яко поставленными от Провидения для укрепления тремя единаго семейства отраслями, а именно Австрией, Пруссией и Россией, исповедая, таким образом, что Самодержец народа христианскаго, коего они и их подданные составляют часть, не иной подлинно есть, как Тот, Кому собственно принадлежит держава, поелику в Нем едином обретаются сокровища любви, ведения и премудрости безконечныя, т.е. Бог, наш Божественный Спаситель, Иисус Христос, Глагол Всевышняго, Слово Жизни».


Этот акт подписан 26 сентября 1815 года тремя монархами Францем первым Австрийским, королем Фридрихом Вильгельмом прусским и императором Александром, не вызвал в европейском обществе ничего кроме недоумения, которое с годами переросло в открытую враждебность и вылилось в серию антимонархических восстаний практически во всех странах Европы. По словам австрийского министра иностранных дел, Фон Меттерниха также в начале подозрительного отнесшегося к идеи Священного Союза. Эта «затея», «даже по мысли своего виновника быть лишь простой моральной манифестацией, в глазах других двух государей, давших свои подписи, не имела и такого значения».

Надо подчеркнуть, что в самые короткие сроки все гуманистические и христианские маски и ширмы были сброшены, сам Александр I открыто признал, что Священный союз был признан защищать благополучие лишь нескольких человек, то есть Европейских монархов. «Я – сказал он на Веронском конгрессе французскому уполномоченному по поводу греческого восстания - покидаю дело Греции потому, что усмотрел в войне греков революционный признак времени. Что бы ни делали для того, чтобы стеснить Священный союз в его деятельности и заподозрить его цели, я от него не отступлюсь. У каждого есть право на самозащиту, и это право должны иметь также и монархи против тайных обществ; я должен защищать религию, мораль и справедливость».

Попытаемся все же найти что-нибудь позитивное, что мог предложить Европе Александр возможно легитимность, ведь именно на этом тезисе строилась вся риторика царя и его дипломатов. Итак, сравним этих двух исторических деятелей на предмет легитимности. В случае Наполеона юридически титул учрежден, он был провозглашен императором волей сената 18 мая 1804 года, но дальше он сам этим не удовлетворился и выносит на голосование, и получает феноменальный результат – более 99% , а затем был коронован самими папой Римским и вскоре породнился с древнейшей европейской монаршей семьей – Габсбургами. Таким образом, император французов легитимен с точки зрения государства, общества и церкви. Александр же обрел титул вследствие государственного переворота и закончился кошмарным убийством, так называемого «помазанника божьего» Павла первого. У Александра из заслуг перед отечеством втягивание в кровавый военный конфликт и полный провал реформ.

Начало 19-ого столетия было временем стремительного прогресса в науке и технике, мода в живописи, одежде и в оформлении интерьеров стала исключительно светской, повсюду тяга к античности, потому что реставрируются Помпеи и все фрески в оформлении домов исключительно античные. Лаплас уже доказал, что устройство всей вселенной не подразумевает наличия некоторого сверхъестественного существа. Все просвещенные относились к Библии люди как к древнему иудейскому эпосу. В подобных обстоятельствах, основанных на личных суевериях царя, ярко выраженный клерикальный документ не мог вызвать в просвещенных кругах ничего кроме отторжения, который гениально в свое время сформулировал Белинский в известном письме Гоголю.


Также необходимо опровергнуть одно из, к сожалению, всеобщих заблуждений о Российской и даже европейской историографии. Согласно устоявшемуся мнению Наполеон проводил прогрессивные реформы с прицелом на движение к созданию объединенной Европы, но не понимая того, что по объективным причинам объединение Европы должно было произойти только после того, как пройденный этап становления национальных государств. На самом деле, Наполеон прекрасно это понимал и более того как никто другой много сделал для ускорения процессов упомянутого этапа. Обратимся к источникам и фактам. Секретарь Наполеона на острове Святой Елены Эммануэль де Лас Каз записал подробное высказывание Императора от 11 ноября 1816 года: «Целью одного из моих великих планов было воссоединение наций, которые были разъединены и разделены на части революцией и политикой. В Европе жило более тридцати миллионов французов, пятнадцать миллионов испанцев, пятнадцать миллионов итальянцев и тридцать миллионов немцев, и я был намерен объединить каждый из этих народов в одно государство, добившись этой цели можно было перейти к несбыточной мечте о прекрасной цивилизации. Тогда появилась бы возможность создать в каждой стране единый свод законов, принципов, мнений, точек зрений и интересов. Тогда с помощью всеобщего распространения знаний можно было бы подумать о попытке использовать опыт Американского конгресса, и тогда появилась бы перспектива единой силы, величия, счастья и процветания такая величественная и заманчивая идея». Сосредоточение 30 с лишним миллионов французов было завершено, то же самое почти завершено с 15 миллионами испанцев, ибо очень просто превратить случай в принцип, что касается 15 миллионов итальянцев, то их объединение уже далеко продвинулось, оно ждет только своей зрелости. С каждым днем в народе все более укореняются единые принципы, и законы мысли, чувства, а это лучший цемент соединения наций. Далее сам Лас Каз делает важную сноску и цитирует мемуары Наполеона, продиктованные его адъютанту Шарлю-Тристану Монтолону. В этом отрывке с поражающей точностью описываются концепции, которые Император опознавал как объективную реальность будущего и для осуществления которой многое сделал в самые короткие сроки (реально сделал, а не планировал сделать). Прослушаем часть этих мемуаров: «Наполеон заново хотел создать итальянскую нацию, объединить людей живущих в Венеции, Пьемонте, Генуе, Тоскане, Парме, Модене, Риме, Неаполе, Сицилии, Сардинии в одном независимом государстве, границы которого бы служили Альпы и Адриатическое, Ионическое и Средиземные моря. Это бессмертное деяние увенчала бы его славу. Рим – столица этого государства стала бы вечным городом, прикрытым тремя преградами в виде Альп, реки По и Апеннин. По сравнению с другими крупными городами Рим находился бы ближе всего к трем островам Средиземного моря, но Наполеоны предстояло преодолеть много препятствий». Далее также цитата из монолога Наполеона записанным Лас Казом 11 ноября 1816 года о Германии и о системе европейской безопасности: «Объединение немцев в Германии и Австрии должно было осуществиться за большой срок, поэтому я ограничился только тем, что упрощал их чудовищные сложности. Ну почему ни один немецкий принц до сих пор не сформулировал ясное представление о моральном духе своей нации и не использовал его в своих интересах. Во всяком случае, это объединение состоится рано или поздно благодаря самой силе событий, импульс этому дан и я считаю, что со временем моего падения и разрушения моей системы никакого устойчивого равновесия сил в Европе, вероятно невозможно добиться без конфедерации и объединения основных государств континента». Эти высказывания Наполеона 1816 года неопровержимо свидетельствуют о том, что Император ясно видел объективный путь развития европейских стран через оформление национальных государств и далее к единой Европе. Мы можем только поражаться как точно планы Наполеона в отношении будущего Европы, соответствует тому, что реализовано спустя 200 лет. «Всюду единство законов, общеевропейский суд, общеевропейский кодекс, одна монета, один вес, одна мера, вся Европа одна семья, чтобы европейцы путешествовали по ней были везде дома». Вот он паспорт. Наполеон человек конкретный, он человек действий, не болтун, не демагог. Монета, вес, мера, суд, закон – вот его слова и его же действия. Как же этот блестящий план предсказаний контрастирует с его оппонентом.


Итак, одна модель развития Европы предполагает фундаментальные, четкие реформы без которых неизбежно начнутся социальные потрясения и эта модель выдержала испытание временем. Вторая модель лишь невнятный набор лозунгов. Так в чем причина подобного несоответствия интеллектуального уровня глав двух крупных держав? Почему мышление Александра качественно отличалось от мышления Наполеона? Можно предположить, что причин минимум две. С одной стороны все определено нейрофизиологическими параметрами. То что раньше называлось красивым термином «гений» имеет совершенно конкретные основания в рамках изменчивости головного мозга. Так как мы имеем продукт деятельности мозга двух организмов и по этому продукту можем четко оценить, какое было содержимое мозга в плане секций и его структур. С другой стороны, Александр и Наполеон отличались кардинальным образом. Наполеон был светоч в самых разных науках, а Александр же в этом отношении тотально неграмотен. Наполеон поглощал сотни томов научной литературы, постоянно консультировался с Лапласом, которого назначу в будущем министром внутренних дел. Также Наполеон был прият во Французскую Академию. Круг интересов Александра огранивался незамысловатыми французскими романами и упражнениями в художественном свисте. Сперанский писал об огромных трудностях делать доклад, когда Император его не только не слушает, глядя в окно, но еще и свистит французские мелодии, их он знал огромное количество наизусть и делал это весьма профессионально. Как писал Николай Иванович Греч, Александр избегал бесед с людьми умными. Лишь во время юношеского общения со своим воспитателем Ла Гарпом император познакомился с некоторыми сочинениями философов – просветителей, но кроме поверхностной риторики на гуманистические темы ничего из их трудов не вынес. В реальности весь гуманизм Александра сосредоточен на собственной персоне. Все мы помним его фразы: «Наполеон или я», «мы вместе не можем царствовать», но в этой фразе мы не сможем найти «русский народ, французский народ, Европа, экономика, политика? Где в этой фразе что-нибудь кроме слова Я? Ничего. Подлинная сущность Александра была очевидна уже современникам, весьма показательны в этой связи письмо известного русского дипломата Семена Николаевича Воронцова, адресованное Кочубею - молодому другу царя. От 24 июля 1807 года: ««Я полностью разочаровался в моем бедном Отечестве. Я считаю, как и все мыслящие люди, что наше правительство стало таким, как в Персии или Марокко, т. е. нет никакого правительства. Александр – не более, чем деспот, и 36 миллионов рабов, которые переносят все бедствия до тех пор, пока, потеряв терпение, не свергнут угнетателя». Поразительно четко сформулированное предсказание истории России на 110 лет вперед. И вот она – альтернатива всем реформам Наполеона и гражданскому кодексу в первую очередь. О лицемерии Александра в отношении гуманистических идеалов и даже религиозных догм свидетельствует практически все источники. Рапорты политических агентов на Венском конгрессе пестрят подобными определениями: «У русского царя нет морали практических вопросов, он лишён нравственных основ, хотя говорит о религии как святой и соблюдет всю обрядовую внешность. Ему кажется, что весь мир создан только для него». Канцлер Пруссии князь Карл Август фон Гарденберг сетует в письме генералу Августу Вильгельму Антону Гнезенау на властолюбие и коварство. Архиепископ Игнатий свидетельствует: «На устах Александр носит любовь и человечность, а в сердце ложь». Подобное раздвоение личности привело к печальным последствиям для психики царя. Как мы знаем в последние годы он впал мистицизм. По свидетельству современников, он подолгу стоял перед образами до рожистых отложений на коленях. Одним из самых авторитетных биографов царя и его родственник – Великий князь Николая Михайлович Романов писал, что в последн7ие годы жизни у Александра начались проявления полного маразма, и обнаружилось это в стремлении к уединению и в постоянных молитвах. Но можно обратить внимание на одну из вероятных причин религиозного крена в сознании императора Александра. Дело в том, что он прекрасно понимал и признавался в беседах с современниками, что русская армия и ее генералы намного слабее французских, он был свидетель сокрушительных поражений под Аустерлицем и Фридландом. Но все время трагических событий для русских людей в компании 1812 года Александр оставался в Петербурге, предаваясь с удовольствием мирной жизни, хотя русская армия и проиграла все главные сражения, но благодаря климату и пространству армия Наполеона (впрочем, как и русская) понесла огромные потери и покинула пределы империи Александра. Для Александра, который не был свидетелем ужасов войны, пожарам, голоду и холоду. Все свершившееся показалось абсолютным чудом, поэтому и на медали в честь войны 1812 года было написано «не нам, не нам, а имени твоему». Итак, с позиции нашего опыта мы живущие через 200 лет после описанных событий должны сделать однозначный вывод. С точки зрения смысла истории, с точки зрения развития экономики, общества и государства прав оказался Наполеон и его модель развития Европы. Именно ему следует присудить безоговорочную победу в мировоззренческом и историческом споре с русским царем. Все было понятно и очевидно даже современникам, здесь можно вспомнить Александра Сергеевича Пушкина, завершающего свое великолепное стихотворение о Наполеоне: «И миру вечную свободу из мрака ссылки завещал», то есть гражданский кодекс и Лермонтова, который на вопрос о том, что Император Франции сделал для вселенной, отвечал блистательно, емко и прозорливо: «В десять лет подвинул нас целым веком вперед». Также не мешает вспомнить, что Наполеон правил всего 14 лет, причем постоянно отбиваясь от антифранцузских коалиций, унаследованных им от революционной поры, а Александр целых 24 года и Наполеон не был самодержцем, ему приходилось постоянно бороться с партиями, оппозициями и заговорами. Но основные реформы вол Франции он провел за 4 года, а в разных странах Европы уложился в срок 1-2 года, феноменальная эффективность работы, чего не скажешь об Александре, все попытки преобразования которого, завершились полным провалом и уходом в реакцию и болезнь мистицизма. Можно заметить интересный парадокс, который заключается в том, что прогрессивные реформы Наполеона в центральной Европе стали возможны именно из-за агрессивной политики Александра и Британского кабинета, которые организовав пятые шестую коалиции, вывели Наполеона на новые рубежи его талантов. Ну, так какова же роль, рассматриваемых нами правителей в исторической перспективе? Ответ за нас сформулировал Клеменс фон Меттерних, и он очевиден: Русский царь сделал все, чтобы развитие Европы пошло не по пути мирной эволюции, то есть реформы осуществленные Наполеоном, а по кровавому и долгому пути революции и страшных войн. Именно чудовищно жестокая реакционная политика Священного союза, подавление всех восстаний всего живого в Европе привела к целому ряду революций и восстаний, а затем и к самой кошмарной из них, к Русской революции и «жандарм Европы» понес самые тяжелые потери. Представьте, сколько крови стоил процесс объединения Италии и Германии, а ведь Наполеон мог сделать его бескровным. Очнь современно звучит его фраза: «Пока мы воюем в Европе, война остается гражданской». Поэтому сложно не согласиться с Фридрихом Ницше, который считал, что Наполеон был «шансом» для Европейской цивилизации. И, конечно, мы не можем не процитировать мнение Стендаля: «Чем полнее будет известна истина, тем больше будет величие Наполеона». Что касается Александра, то можно согласиться с выводом его биографа Великим князем Николаем Михайловичем: «Гениальность Наполеона отразилась, как на воде, на нем и придала ему то значение, которого он не имел бы, не будь этого отражения».

Показать полностью

Шо же такое souls like?

Игры Souls like, как история

Вступление.

Souls like игры это достаточно молодой жанр игр. Но многие говорят, что такого жанр нет. И они действительно правы. Этот жанр считается неофициальным также как, например Immersive sim – жанра нет, а игры есть. И также как и Beat em up – жанра нет, а игры есть. Так что же такое Souls like игры? Можно сказать, что это хардкорная версия РПГ, из которой давно убрали однообразные, всем надоевшие побочные «side квесты». Оставили минимум подсказок и указаний к действию и максимально плотно набили игровой мир самыми разнообразными врагами и как следует напичкали «боссами», к каждому из которых для победы нужно подбирать стратегию и запоминать тайминги. Нервы многих игроков при первой встречи с Souls like играми не выдерживают и они начинают «бомбить и детонировать» нанося непоправимый вред озоновому слою и, создавая угрозу глобального потепления. Но есть и такие, кто сумел закалиться в гарнире адского первого пламени, выпрямить свои руки и пройти несколько раз Dark souls (один из трёх). Они стали адептами Souls like игры и превратились во властелинов «слэшэров», повелителей Beat em up-ов, сокрушителями всех «экшн РПГ». Потому что человеку прошедшему DS все остальные игры начинают казаться очень простыми.

История каноничных игр Souls like от отца основателя.

«Крёстным отцом» souls lik-а является Хидетака Миядзаки. Не первым его детищем, но родоначальником данного жанра игр стала Demon Souls, вышедшая в 209 году эксклюзивно для PlayStation 3. Внешне игра получилась, прямо скажем, внешне неказистая и с наскока не особо понятно. Игровая конкуренция при этом в 2009-ом году была «не чета нынешней». Dragon Age: Origin, Uncharted 2, находящийся в то время на пике популярности – Assassin’s Creed II, Batman: Arkham Asylum, CoD: Modern Warfare 2 и Resident Evil 5. Солидно, да? Тогда продолжим, Borderlands 2, Wolfenstein, Fear 2, Prototype и это еще далеко не всё. А до европейского рынка игра вообще добралась летом 2010-ого года. То есть после игр Heavy rain, Red Dead Redemption и God of War III. И вот какие были шансы против всех этих монстров индустрии у невзрачной, карявенькой игры от никому неизвестного разработчика японца. С отсталой графикой, в каком-то непонятном жанре «японской РПГ». В СНГ игра, понятное дело, ушла в тишину и для широкого круга игроков осталась неизвестной. В нашем прошлом окружении PlayStation 3 считалась роскошью, но даже спустя годы можно было услышать про качественность God of War III и другие шедевры, а вот про Demon Souls никогда. Однако критики встретили игру довольно тепло. В Японии все понятно, так как их специфика рынка имеет предрасположенность к подобным лорам и подобному геймплэю. В конце концов, это все- таки родина игры. Но также игра неожиданно хорошо зашла и в Северной Америке, критики начали положительно оценивать давно позабытые хардкорные заветы первобытных консолей. По типу «умер пару раз проходи игру с начала». Правда Хидетака оказался всё- таки более гуманен и игру после смерти нужно начинать не с начала игры, а с начала локации, при этом имея возможность открывать «шорткаты», чтобы после смерти сразу попадать на середину уровня. Но в основном Demon Souls остался суров и не приветлив к новым игрокам. Умереть игроку следует в первом же боссфайте сразу после обучения. Но а тех же умников, которые умудрятся его в неравной схватке одолеть (на самом деле я уверен, что в мире за всю историю игры таких новичков не было и это удавалось только задротам). В общем, в случае победы игрока переносит на арену к самому эпичному боссу этой игры. Где героя смерть уже ждала наверняка, а чтобы задроты не выпендривались, босс убивает игрока в катсцене. Персонаж для столь хардкорной игры, в которой реакция геймера играет не последнюю роль, максимально деревянный. Впервые играя в Demon Souls можно почувствовать, как хитрый японец Хидетака всеми силами стремился «натянуть» игрока. Demon Souls настолько уникальная игра, что способна убить одним только левел дизайном, частенько заставляя неуклюжего персонажа ходить по тонким мостикам над пропастью и один раз даже драться с двумя боссами одновременно в не самом большом и ограниченном пространстве. Ко всему выше перечисленному не забудьте добавить тот факт, что после смерти полоска здоровья персонажа нимало (нихреново) кастрируется и становится меньше примерно на четверть. Но Слава богу не опускается ниже половины, а для того, чтобы ее восстановить нужно победить самого босса локации. Либо найти редкий чудо камень поиски, которого приводят к тому, что вы все равно будете бить босса с урезанной полоской здоровья, потому что вряд ли вы найдете его снова, и когда полный запас здоровья будет полезен больше, чем сейчас. Также в Demon souls существует мутная, как болото – механика затемнения миров. Как она работает? Что это? Зачем она нужна? Непонятно. Видимо, её не поняли и многие Японцы, так как эта ,наверное, единственная вещь, которая не перешла в Dark Souls и осталась уникальной фишкой «демонических душ». Скорее оказалась слишком хороша, чтобы использовать ее дважды. Суть этой фичи заключалась в том, что если мир максимально светлый враги в нем слабее. Ну , а если максимально тёмный, то враги в нем сильнее и появляются уникальные фантомы. Слышал я так же мнение, что проходить игру светлыми мирами – казуальство. Настоящие геймеры перед прохождением их затемняют. Ну что тут можно сказать? Иди и сам поиграй.

Но не стоит думать, что Миядзки просто сделал сложную игру с обязательными уворотами и шкалой стамины, которая вдруг образовала целое новое направление в игровой индустрии. Нет, будучи хитрым, Хидетака придумал механику «параллельных миров», которая и по сей день является уникальной. Заключается она вот в чем. У каждого геймера играющего в онлайне свой собственный мир со своими собственными врагами, своими сокровищами и своими боссами. Но в то же время каждый игрок может взаимодействовать с чужими мирами. Будь то помощь владельцу другого мира , либо нападение на него в образе враждебного фантома, вторгнувшейся игрок не может подбирать в другом мире лут и не может осуществлять прокачивание персонажа. А если происходит враждебное вторжение, то игрок не может убивать врагов и также провоцировать их и вест и к владельцу этого мира. Нельзя не отметить, что можно оставлять специальные подсказки, которые будут видны каждому игроку в каждом параллельном мире. Правда подсказки составляются только из готовых слов и выражений. В русском переводе это выглядит примерно так: «прыжок требуется впереди, смелость и тогда счастье». Самые популярные надписи это: «впереди сильный враг», «впереди дыра» и ,конечно же, «восславь солнце!». Также можно оставлять надписи призыва перед аренами с боссов, чтобы игрок, который не сможет справиться своими силами, призвал вас на помощь. В добавок, игроки в онлайне могут находить лужицы крови, при взаимодействии с которыми можно увидеть, как умер игрок из параллельного мира, либо просто увидеть бледный дух игрока, который находится в том же месте, что и вы. Сервера Demon Souls были отключены лишь в феврале восемнадцатого года, то есть спустя девять лет после запуска.

Ну и, конечно же, поскольку игру делал Японец в игре невероятно сложный лор (история). Немного в курс дела игрока вводит вступительная заставка игры, объясняя, что действия игры происходят в королевстве Болитария, где король Алланд 12, дабы обогатить свою страну совершил ритуал с душами. В результате чего, проснулся местный древний демон и наслал на королевство густой туман, который отрезал Болитарию от остального мира. Соседние королевства отправляли туда своих разведчиков, но обратно из тумана не вышел ни один солдат. Хотя всё-таки одному герою это сделать удалось, он вернулся и рассказал, что случилось в Болитарии. В общем, даже не вникая глубоко в суть происходящего можно понять сюжет (пусть и без конкретики). Есть король, есть королевство и демоны, которые его заполонили, угадай, что нужно сделать. Но сиквела Demon Souls первые поклонники так и не дождались. Вместо этого игра стала «предтечью» для следующей франшизы, которая в свою очередь стала настоящим флагманом Souls lik-а. Demon souls был буквально раздербанен на части, для создания новой игры. Взяли даже половину названия, был Demon souls, стал Dark souls. Хотя некоторые фанаты уверенны, что игры как-то связанны между собой, то скорее это либо отсылки, либо просто копирование механики. Нельзя красть у самого себя, но можно использовать свои собственные наработки. Так в Dark souls перекочевали «мувсеты» многих мобов, немного изменённые боссы и даже целые локации. Именно из Demon souls произошли всеми проклятые горгульи, Чумной город из первой части, Помойка из второй и даже хитро сделанный способ убийства Гиганта Йорма из третьей части. Ну и естественно, противные и гадкие Лотрик и Ласкутик мало того, что выглядят одинаково, да и занимаются тем же самым. Так что тем, кто встречал Лотрика в Демонах, не пришлось гадать как при помощи кучи тряпок и черного глаза вернуть Анастасию из Асторы на ее законное место и зажечь центральный костёр. Детальному перечислению всех вещей заимствованных Дарками и Демонов можно смело выделять полчаса. Но интересно это будет только самым преданным фанатам Миядзаки, а они все и сами прекрасно знают.

Dark Souls I

У меня частенько спрашивали какая часть DS самая сложная и я отвечал, что первая. Но это не так, потому что самая сложная часть для вас будет та, в которую вы будете играть первой. Не важно, с какой вы начнёте, если это ваш первый Souls like, вас будут натягивать, как колумбийских проституток. Вы будете материться орать и призывать фантомов, как маленький ребенок. Отличительной чертой Dark souls от предшественника стало отсутствие в игре Нексуса – центральной локации. Вместо него игрок попадал на минималистичную унылую полянку с костром и одиноко сидящим рыцарем. Ну, а дальше иди куда хочешь, делай что хочешь, вся игра здесь одна большая локация с кучей всевозможных «шорткатов», которые тебе сильно упростят жизнь, пока в середине игры не появятся телепорты. Поскольку заставлять после смерти начинать свой путь в таком огромном мире с самого начала слишком жестоко даже по меркам Souls lik-ов в, игре появилась система чекпоинтов.

В роли этих чекпоинтов выступают костры, посидев возле которых, в случае смерти игрок возрождается. Также в Dark souls был придуман «эстус животворящий» и в демонах такого не было, там лечились травкой. Эстус же многоразовая, пополняемая и увеличиваемая аптечка, с одной стороны это «манна небесная», а с другой, что он только убивает вас. Пополняется же эстус около костров, но не все так просто. После каждого взаимодействия игрока с костром, все в мире мобы, кроме боссов оживают, как и в случае смерти. При этом Dark souls всё же сделал шаг на встречу европейскому массовому потребителю, но остался до невозможности непонятной игрой, в которой можно не стесняться пользоваться гайдами (не считая гайдов по убийству боссов). Ибо разобраться почему скелеты не умирают окончательно или можно ли обойтись без их убийства хоть как-то можно, то создание оружия из душ боссов – это загадка. Во-первых, нигде не написано какое оружие из какой души куется, и какие у него будут характеристики. Как, в общем-то, и не говорится, что кроме самой души нужно иметь подходящее к ней оружие, заточенное на +10. При этом кузнец ,кующий это оружие богов сам точить оружие выше 5 не умеет, но если заточить на +6 у другого кузнеца, то доточить от +6 до +10 он сможет. Для того, чтобы получить «небесный меч Арториаса» нужно наточить на +10 либо СЛОМАННЫЙ прямой меч, либо рукоять от сломанного прямого меча. Ну и кому в голову придет мысль точить до максимума сломанную рукоять? Но даже это и рядом не стоит со входом в DLC в этой игре. Для того, чтобы пройти в DLC, нужно дойти до озера, где был босс, пройти вдоль левой скалы в грот, которого не видно с берега, убить золотого голема и появится дама, запертая в его теле и скажет вам: “спасибо”. Но обсудить с ней вход в дополнение будет нельзя. Она скажет, что начертит для вас знак призыва, чтобы вы позвали ее, когда в ней будет нужда, но при этом, где она нарисует свой знак, она не говорит. А начертит она его на берегу, там же возле одного из камней. Там она будет продавать вам свои заклинания. Затем нужно телепортироваться в «Архивы герцога» и убить первого синего кристального голема и сделать это нужно именно после того, как вы освободите эту девушку, потому что только тогда с него упадет нужная ей подвеска, при этом указаний к этим действиям она не дает. Как до этого додуматься? Одному Хидетаке известно. Затем нужно снова с подвеской прийти в этот грот, где убивали этого голема. И заметьте, не к месту призыва этой дамы, а снова в этот грот. И уже там, наконец-то, будет вход в DLC. ЯПОНСКИЙ БОГ!

Мультиплеерная составляющая, завязанная на параллельных мирах, поленостью перекочевала из Demon Souls, но протерпела изменения – в игре появились «ковенанты» - это такие внутриигровые кланы или кружки по интересам. Всего их в игре 9 штук, внутри почти каждого можно прокачиваться, взбираясь по ранговой лестнице вверх, путем выполнения надлежащих кодексом заданий. К примеру, войны света должны помогать игрокам из параллельных миров убивать боссов, оставляя свои надписи призывов возле арены. Темные духи же наоборот, должны вторгаться в миры и убивать владельцев, забирая их человечность. И вторгнуться они имеют право только к тем игрокам, которые не являются полыми, если человечности у игрока нет, он темным духам не интересен. Ну а Клинки темной луны – это охотники на тех, кто покусился все-таки напасть на богиню Гвиневер, либо за свои деяния, в общем, Клинки темной луны вторгаются в миры грешников и карают их. Сыграло ли данное «ноу - хау» на руку сетевому режиму? Еще как, помимо того, что эта система сама по себе интересна, в ковенантах предназначены награды за полученный ранг , однако, что вам дадут в том или ином ковенанте вы только узнаете через интернет. В противном случае можно потратить собственное время зря и получить за высший ранг абсолютно не нужное вашему персонажу барахло. Единственное, что портит ощущение, по крайней мере, в ПК версии – это разница в пинге, которое частенько превращает PvP в рассинхронизированный мусор, а уж на счет читеров я просто промолчу. Все было настолько плохо, что разблокирововать 60 fps и улучшать графику пришлось самим ценителям игры, а переиздание вышло только в 2018 и продавали его как отдельную игру.

Как и в Demon souls в первом Dark souls очень сложный сюжет, но ситуацию снова в общих чертах обрисовывает начальная заставка. Когда-то бесформенным миром, окутанном туманом правили бессмертные драконы. Затем, в мир пришел огонь и разделил свет и тьму. Из тьмы вышли Они и в первородном пламени нашли души повелителей став с их помощью богами. После чего боги бросили вызов драконам и победили, поскольку среди них нашелся предатель, который раскрыл богам тайну уязвимости драконов. Но время шло, и первородное пламя начало гаснуть пока не остались лишь тлеющие угли. Вместе с ним начал угасать и мир, грядет эпоха тьмы. Ну а чтобы мир спасть нужно огонь разжечь. Впрочем, если мир этот вам не понравится, а при первом прохождении он скорее всего вам не понравится, наступление эпохи тьмы можно будет ускорить. А на поверхности все просто и понятно. А вот почему главный герой оживший мертвец? По какому принципу мертвецы здесь оживают? Кто такие полые? Почему они ими стали? Какую роль во всем этом играет человечность? Почему боги перестали поддерживать огонь? Что такое тьма? И даже почему герой постоянно оживает после смерти? Попробуй, разберись. Версий этого много и все они правдивы. Но лор у игры обширен и глубок и изучить его можно только вслушиваясь в реплики каждого персонажа и читая описание душ богов и даже некоторых предметов. Лор в темных душах стал гораздо интереснее и лучше, чем в демонах.

В игре стало гораздо больше боссов, некоторые из них стали опциональными, как например гидра или красная виверна. В общем и целом, несмотря даже на общую невзрачность игрового мира, вечный полумрак и временами ужасную цветовую гамму, как в Саду Темных Корней игра проходится с интересом. И, по сути, первая часть стала масштабной подготовкой к выходу второй.

Dark Souls II

В работе со второй частью, которая не является прямым продолжением первой, Миядзаки не участвовал, что, кстати, очень сильно чувствуется даже несмотря на то, что лор в целом сохранен. Сюжет несколько напоминает Demon Souls. Снова королевство и снова король, который ищет силу, и снова все приводит к катастрофе только теперь это не Болитария, а Дранглик, король не Алланд, а Вендрик и причина катастрофы, не ритуал над душами, а украденное сокровище гигантов, приведшее к разрушительной войне с последними. Сюжет понятен, лор известен, что нового, а новым стало теория перерождения боссов, миров и даже самого протагонист. Концепт круговорота возгорания и угасания первородного пламени. Согласно лору, когда Манус пал, душа его раскололась на части. Один из осколков переродился и стал главным злом второй части игры. Еще три осколка разлетелись по дополнениям и стали главным злом уже там. Переродились также и «великие» Повелитель могил Нито переродился в босса по имени Гниющий, Гвин стал старым железным королем , а Ведьма Изолита – Забытой Грешницой. Помимо них, во второй части можно встретить еще очень много старых знакомых, например как Древнего Драконоборца Орнштейна. В общем и целом, моно сказать, что Dark Souls II на момент выхода была самой понятной игрой среди всех Souls-ов. Завязка игры может и не самая понятная, но к концу игры все встает на свои места, в главного злодея тыкают носом и вопросов ни остается никаких. Боссов в игре по-прежнему много , но вот сами они…

Во-первых, примерно половина из них это всякие рыцари, а во-вторых, они убиваются достаточно примитивно. Стоя рядом с ними нужно кружиться либо влево, либо вправо, уворачиваться от их ударов и бить. Это шаг назад даже по сравнению с Demon Souls, где каждого босса нужно было понять, как и куда убивать, так как урон, куда попало наносился далеко не всем. Многие любители серии откровенно недолюбливают вторую часть, а особенно переиздание, в котором без какой-либо логики понатыкали сильных мобов, там, где их раньше не было. Еще более усложнив жизнь игрокам. В конце концов, любят фанаты вторую часть или не любят игра получила золотой джойстик 2014, как игра года.


Dark Souls III

Сюжет, в целом, в новом шедевре все тот же. Снова королевство, снова замок, снова нужно собрать души повелителей. Но на самом деле сюжет игры закрывал тему бесконечных реинкарнаций боссов, миров и персонажей, поэтому в игре можно встретить как старые знакомые локации, как и старых знакомых боссов в новом облике. Третья часть стала игрой с самой проработанной графикой, переняв часть викторианского дизайна у вышедшего перед ним Bloodborne. Персонаж перестал ощущаться деревянным, физика ощутимо стала более дорогой и, вдобавок, протагонист получил очень стильную анимацию тления. Геймплэй впервые за всю серию стал прост и понятен, даже делать орудие из душ боссов можно не сворачивая игру для походов в интернет. Дизайн центральной локации отдаленно напоминает Нексус из Demon Souls, различаясь лишь тем, что в центре стоят не обелиски, а троны повелителей пепла. В целом, третья часть достойно закончила трилогию, не упав в грязь лицом, а поднявшись на новый уровень, сюжет дал поклонникам лора те ответы, которые они искали, подтвердив некоторые из теорий, игра стала ближе к массовому игроку и, в тоже время, не потеряла своей сложности. И самое главное, в игру наконец-то впервые из Demon Souls вернулись уязвимые места у боссов, поэтому биться с ними стало гораздо интереснее, нежели в предыдущих частях. Также игра нас познакомила с последней веткой фамильного древа Гвина из первой части, показав того, чья статуя отсутствовала в Анор-Лондо и, тем самым завершив его сюжетную линию в лоре игры. Благодаря подобным деталям вся серия Dark Souls ощущается единым целым.

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!