Сравнительный анализ реформ Наполеона и Александра первого
Эпохе наполеоновских войн посвящены десятки тысяч исследований и с каждым годом это количество растет, мы узнаем все больше мелких подробностей. Очевидно тенденции интереса к проблемам «микроистории». Однако у нас до сих пор нет четкого представления по ряду самых значимых вопросов концептуального характера. В научной и публицистической литературе Наполеон и Александр I уже давно рассматриваются как ключевые оппоненты в контексте их исторического периода. Тем не менее, до сих пор никто не сформулировал важнейшего вопроса: «а что могли предложить и предложили эти оппоненты Европе и миру в области конкретных идей по улучшению жизни, как отдельной личности, так и той или иной страны в целом?» Именно не обособленно, в каждой стране как, например, в Польше, Швейцарии, Финляндии, а в сопоставлении двух деятелей двух систем. Без ответа на этот вопрос мы не сможем объективно и адекватно понять и оценить смысл событий начала 19-ого века и их значения для будущего Европы. Не сможем дать взвешенного ответа, чья позиция была исторически оправдана и кому мы должны присудить победу в упомянутом соперничестве (оппонировании).
Действительно, вопрос далеко не из праздных, он имеет политическое, экономическое, общественное, нравственные стороны и также затрагивает аспекты уголовного права. Царь Александр, который начиная с 1805 года, стал главным локомотивом войны в Европе, тем самым взял на себя ответственность за десятки тысяч погибших военных и мирных жителей. Что же он и страна, в которой он являлся единоличным и полновластным самодержцем могли предложить тем странам и народам, которых коснулись бедствия войны. Как мы помним, Александр проявил чудеса энергии, чтобы организовать третью антифранцузскую коалицию, целью которой в соответствие со статьями соответствующего союзного договора была интервенция во Францию и изменение действующего там государственного строя. Российский монарх потерпел сокрушительное поражение, но не принял мирные инициативы Наполеона и вновь начал войну уже в следующем году, и снова поражение. Но верный своей доктрине приоритета союза с Россией, Наполеон не переходит границу и не требует контрибуции. Он заключает союз в Тильзите, идя на многие уступки побежденной стране. Подобная доброта победителя практически не имеет прецедентов в истории мировой дипломатии. Однако Александр с первого же мирного дня начал лихорадочно готовиться к новой войне, для чего был в два раза увеличен военный бюджет, который обрушил финансы империи, а за тем в нарушение собственных указов начала правления, Александр продал в крепостное рабство десять тысяч государственных крестьян. Также важно зафиксировать тезис из войны 1812 года. Итогом всех этих войн стала смена государственного строя во Франции, уничтожение реформ проведенных Наполеоном и в том числе в тех странах куда его армию заводили боевые действия антифранцузской коалиции , и как венец всему – создание «священного союза». Именно это образование являлось целью всей внешней и во многом внутренней политики Русского императора, в нем сформулирована модель жизни Европы по Александру.
А сейчас давайте очень внятно и конкретно соотнести, во-первых уровни развития Франции и России к моменту столкновения, во-вторых сравнить по пунктам какие идеи действия к их реализации были предложены народом Европы главами двух стран, но для этого можно обозначить Францию знаком Х, а Россию – Y.
Для чего это делается? Не секрет, что у исторической науки есть один очень зловредный враг – это субъективность в отношении того или иного вопроса. Часто громкие слова, такие как название страны или термины как родина, отечество, вражеский, неприятельский мешают исследователю адекватно оценивать реальность, из-за этого страдает и имидж науки истории в целом, вследствие этого можно использовать нейтральные математические термины.
Итак, с одной стороны страна Х – это передовое законодательство, введение гражданского кодекса, который действует и поныне, реформированная консулом прозрачная и устойчивая финансовая система, включая учреждения национального банка и переход с ассигнации на монету, передовая и эффективная административная система, действующая и поныне, развивающаяся самыми быстрыми темпами в Европе промышленность. Общество, жизнь которого основана на уважении прав человека, гражданина, свободе совести, а также неприкосновенности частной собственности. Передовая система комплектации и организации армии, все религии равны между собой, крупнейшие достижения в области естественных наук, стиль национального искусства и моды востребован всей континентальной Европой.
Теперь посмотрим на ситуацию в стране Y. Не существует единого свода законов, этим занялся только Сперанский, но много позже и то, он лишь суммировал весь комплекс недоразвитых постановлений, выпущенных начиная с 17-ого века, финансовая система полностью дезорганизована, реальная статистика не ведется, сильнейшая инфляция. Устройство административного аппарата всех уровней недоразвито и неэффективно, постепенно реформируется министерством, но проблемы все равно присутствуют. Действует крепостное право с практикой продажи членов одной семьи разным владельцам. В 1810-1811 годах происходит насильственное переселение еврейских и иудейских семей в отдаленные регионы, комплектование армии посредствам архаичного рекрутского набора, власть и собственность почти не разделены, практически вся техническая база для мануфактур, а также предметы роскоши завозятся из страны Х и Англии. Влияние церкви значительно, но вместе с тем перевода Библии на понятный современникам национальный язык не существует (первый полный синодальный перевод Библии на русский язык появился только 1876 году). Современный уже нам с вами национальный литературный язык страны Y еще не оформился полностью. Все стили в искусстве и литературе заимствуются из страны Х, государственного гимна не существует, его прообраз появился лишь в 1816 году, однако, выбор пал на мелодию гимна Британии.
Просмотрев выше изложенные системные показатели, мы переходим к внешней политике и ее курсу, сопоставим то, что смог предложить Европе глава страны Х, то есть Император Франции с моделью новой жизни, внедренной самодержцем страны Y – Александром I. Среди базисных реформ и значительных нововведений, осуществленных Наполеоном на подконтрольных территориях, стоит отметить следующее: введение гражданского кодекса, устанавливающего и охраняющего права о свободе личности и частную собственность, введение конституции. Она была введена в Голландии, Вестфалии, Неаполитанском королевстве, Великом герцогстве варшавском, Испанском королевстве, в Баварии, в Великом герцогстве франкфуртском. Отмена феодальных повинностей, отмена системы средневековых ремесленных цехов, отмена телесных наказаний и клеймения, допущение браков между представителями разных религий, иудеи получают общегосударственные гражданские права, закрываются гетто, учреждение государственных социальных программ, в том числе по помощи обездоленных. Наполеон впервые постановил разделить пациентов больниц для бедных по принципу возраста и пола, раньше все лежали в общем зале, а также прекратил практику связывать тяжелобольных по рукам и ногам, также открыл множество детских домов. Отмена такого пережитка еще раннего средневековья как внутренние таможни, учреждение государственной ипотеки, фискальные реформы, которые упорядочило и облегчило налоговые премии, финансовые реформы и поэтапное устранение государственного долга, единообразная судебная реформа, вводящая право, равенство всех перед законом. Переформатирование административного аппарата, вводится принцип разделения специализации деятельности, который работают, по сей день. (До этого пожарные, устройство дорог и социальные службы находились в ведении одного ведомства). Секуляризация образования, школы выводятся из диктата церкви, для Испании это еще и запрет деятельности невероятной святой инквизиции. Масштабное строительство дорог как внутри стран, так и между государствами, в том числе Альпы перестают быть преградой между Францией и Итальянскими областями. Целенаправленное распространение достижений передовой науки и техники, и аграрных знаний, повсеместное открытие новых библиотек и медицинских колледжей, проведение масштабных и эффективных агрегационных работ и осушение болот. Введение (не везде) единообразного принципа нумерации домов по четно, нечетной стороне в 1805 году и теперь мы все этим пользуемся. Проведение самых масштабных в истории Европы научно - археологических исследований, в том числе в районе Помпей и полная расчистка по личному приказу Наполеона был реставрирован пантеон и установлен громоотвод на соборе Святого Петра. Отдельное нововведение для Венеции: вынос всех кладбищ за пределы города на искусственный остров и тем самым решение проблемы эпидемий в городе. Непременно стоит отметить и значительные достижения на пути к созданию национальных государств в Италии, Великом герцогстве варшавском и в германском регионе, здесь это, прежде всего упразднение средневековой Священной Римской Империи и укрупнение немецких княжеств. Все это было осуществлено буквально в несколько лет. Таким образом, Наполеон ясно видел механизмы функционирования в обществе и государстве и предпринял самые глубокие системные реформы, адекватность которых полностью и совершенно подтверждена всем ходом дальнейшей истории.
Теперь обратимся к тому, что предложил Европе Александр I. Рядом со всеми пунктами, связанными с экономикой, финансами, администрацией и наукой мы ставим жирный прочерк. В этих областях Александр ничего не предлагал, вместо всего перечисленного лишь восторженная клерикальная риторика служащая эффектной, но к началу девятнадцатого века уже смехотворной ширмой незамысловатой реакционной политики, удушение любых общественных движений. Эта риторика не имеет никакого отношения ни к юриспруденции, ни к решению насущных вопросов жизнедеятельности государства, более того узкорелигиозная направленность ее выглядела архаичной даже пот сравнению с Вестфальской международной системой коллективной безопасности еще 1648 года. Давайте внимательно рассмотрим начальные статьи учреждения священного союза: «Во имя Пресвятой и Нераздельной Троицы! Их Величества, Император Австрийский, король Прусский и Император Всероссийский, вследствие великих происшествий, ознаменовавших в Европе течение последних трех лет, наипаче же вследствие благодеяний, которые Божию Провидению было угодно излиять на государства, коих правительство возложило свою надежду и уважение на Единаго Бога, восчувствовав внутреннее убеждение в том, сколь необходимо предлежащих держав образ взаимных отношений подчинить высшим истинам, внушаемым вечным законом Бога Спасителя, объявляют торжественно, что предмет настоящаго акта есть открыть перед лицом вселенныя их непоколебимую решимость, как в управлении вверенными им государствами, так и в политических отношениях ко всем другим правительствам, руководиться не иными какими-либо правилами, как заповедями сея святыя веры»
«Поелику три союзные государя почитают себя, яко поставленными от Провидения для укрепления тремя единаго семейства отраслями, а именно Австрией, Пруссией и Россией, исповедая, таким образом, что Самодержец народа христианскаго, коего они и их подданные составляют часть, не иной подлинно есть, как Тот, Кому собственно принадлежит держава, поелику в Нем едином обретаются сокровища любви, ведения и премудрости безконечныя, т.е. Бог, наш Божественный Спаситель, Иисус Христос, Глагол Всевышняго, Слово Жизни».
Этот акт подписан 26 сентября 1815 года тремя монархами Францем первым Австрийским, королем Фридрихом Вильгельмом прусским и императором Александром, не вызвал в европейском обществе ничего кроме недоумения, которое с годами переросло в открытую враждебность и вылилось в серию антимонархических восстаний практически во всех странах Европы. По словам австрийского министра иностранных дел, Фон Меттерниха также в начале подозрительного отнесшегося к идеи Священного Союза. Эта «затея», «даже по мысли своего виновника быть лишь простой моральной манифестацией, в глазах других двух государей, давших свои подписи, не имела и такого значения».
Надо подчеркнуть, что в самые короткие сроки все гуманистические и христианские маски и ширмы были сброшены, сам Александр I открыто признал, что Священный союз был признан защищать благополучие лишь нескольких человек, то есть Европейских монархов. «Я – сказал он на Веронском конгрессе французскому уполномоченному по поводу греческого восстания - покидаю дело Греции потому, что усмотрел в войне греков революционный признак времени. Что бы ни делали для того, чтобы стеснить Священный союз в его деятельности и заподозрить его цели, я от него не отступлюсь. У каждого есть право на самозащиту, и это право должны иметь также и монархи против тайных обществ; я должен защищать религию, мораль и справедливость».
Попытаемся все же найти что-нибудь позитивное, что мог предложить Европе Александр возможно легитимность, ведь именно на этом тезисе строилась вся риторика царя и его дипломатов. Итак, сравним этих двух исторических деятелей на предмет легитимности. В случае Наполеона юридически титул учрежден, он был провозглашен императором волей сената 18 мая 1804 года, но дальше он сам этим не удовлетворился и выносит на голосование, и получает феноменальный результат – более 99% , а затем был коронован самими папой Римским и вскоре породнился с древнейшей европейской монаршей семьей – Габсбургами. Таким образом, император французов легитимен с точки зрения государства, общества и церкви. Александр же обрел титул вследствие государственного переворота и закончился кошмарным убийством, так называемого «помазанника божьего» Павла первого. У Александра из заслуг перед отечеством втягивание в кровавый военный конфликт и полный провал реформ.
Начало 19-ого столетия было временем стремительного прогресса в науке и технике, мода в живописи, одежде и в оформлении интерьеров стала исключительно светской, повсюду тяга к античности, потому что реставрируются Помпеи и все фрески в оформлении домов исключительно античные. Лаплас уже доказал, что устройство всей вселенной не подразумевает наличия некоторого сверхъестественного существа. Все просвещенные относились к Библии люди как к древнему иудейскому эпосу. В подобных обстоятельствах, основанных на личных суевериях царя, ярко выраженный клерикальный документ не мог вызвать в просвещенных кругах ничего кроме отторжения, который гениально в свое время сформулировал Белинский в известном письме Гоголю.
Также необходимо опровергнуть одно из, к сожалению, всеобщих заблуждений о Российской и даже европейской историографии. Согласно устоявшемуся мнению Наполеон проводил прогрессивные реформы с прицелом на движение к созданию объединенной Европы, но не понимая того, что по объективным причинам объединение Европы должно было произойти только после того, как пройденный этап становления национальных государств. На самом деле, Наполеон прекрасно это понимал и более того как никто другой много сделал для ускорения процессов упомянутого этапа. Обратимся к источникам и фактам. Секретарь Наполеона на острове Святой Елены Эммануэль де Лас Каз записал подробное высказывание Императора от 11 ноября 1816 года: «Целью одного из моих великих планов было воссоединение наций, которые были разъединены и разделены на части революцией и политикой. В Европе жило более тридцати миллионов французов, пятнадцать миллионов испанцев, пятнадцать миллионов итальянцев и тридцать миллионов немцев, и я был намерен объединить каждый из этих народов в одно государство, добившись этой цели можно было перейти к несбыточной мечте о прекрасной цивилизации. Тогда появилась бы возможность создать в каждой стране единый свод законов, принципов, мнений, точек зрений и интересов. Тогда с помощью всеобщего распространения знаний можно было бы подумать о попытке использовать опыт Американского конгресса, и тогда появилась бы перспектива единой силы, величия, счастья и процветания такая величественная и заманчивая идея». Сосредоточение 30 с лишним миллионов французов было завершено, то же самое почти завершено с 15 миллионами испанцев, ибо очень просто превратить случай в принцип, что касается 15 миллионов итальянцев, то их объединение уже далеко продвинулось, оно ждет только своей зрелости. С каждым днем в народе все более укореняются единые принципы, и законы мысли, чувства, а это лучший цемент соединения наций. Далее сам Лас Каз делает важную сноску и цитирует мемуары Наполеона, продиктованные его адъютанту Шарлю-Тристану Монтолону. В этом отрывке с поражающей точностью описываются концепции, которые Император опознавал как объективную реальность будущего и для осуществления которой многое сделал в самые короткие сроки (реально сделал, а не планировал сделать). Прослушаем часть этих мемуаров: «Наполеон заново хотел создать итальянскую нацию, объединить людей живущих в Венеции, Пьемонте, Генуе, Тоскане, Парме, Модене, Риме, Неаполе, Сицилии, Сардинии в одном независимом государстве, границы которого бы служили Альпы и Адриатическое, Ионическое и Средиземные моря. Это бессмертное деяние увенчала бы его славу. Рим – столица этого государства стала бы вечным городом, прикрытым тремя преградами в виде Альп, реки По и Апеннин. По сравнению с другими крупными городами Рим находился бы ближе всего к трем островам Средиземного моря, но Наполеоны предстояло преодолеть много препятствий». Далее также цитата из монолога Наполеона записанным Лас Казом 11 ноября 1816 года о Германии и о системе европейской безопасности: «Объединение немцев в Германии и Австрии должно было осуществиться за большой срок, поэтому я ограничился только тем, что упрощал их чудовищные сложности. Ну почему ни один немецкий принц до сих пор не сформулировал ясное представление о моральном духе своей нации и не использовал его в своих интересах. Во всяком случае, это объединение состоится рано или поздно благодаря самой силе событий, импульс этому дан и я считаю, что со временем моего падения и разрушения моей системы никакого устойчивого равновесия сил в Европе, вероятно невозможно добиться без конфедерации и объединения основных государств континента». Эти высказывания Наполеона 1816 года неопровержимо свидетельствуют о том, что Император ясно видел объективный путь развития европейских стран через оформление национальных государств и далее к единой Европе. Мы можем только поражаться как точно планы Наполеона в отношении будущего Европы, соответствует тому, что реализовано спустя 200 лет. «Всюду единство законов, общеевропейский суд, общеевропейский кодекс, одна монета, один вес, одна мера, вся Европа одна семья, чтобы европейцы путешествовали по ней были везде дома». Вот он паспорт. Наполеон человек конкретный, он человек действий, не болтун, не демагог. Монета, вес, мера, суд, закон – вот его слова и его же действия. Как же этот блестящий план предсказаний контрастирует с его оппонентом.
Итак, одна модель развития Европы предполагает фундаментальные, четкие реформы без которых неизбежно начнутся социальные потрясения и эта модель выдержала испытание временем. Вторая модель лишь невнятный набор лозунгов. Так в чем причина подобного несоответствия интеллектуального уровня глав двух крупных держав? Почему мышление Александра качественно отличалось от мышления Наполеона? Можно предположить, что причин минимум две. С одной стороны все определено нейрофизиологическими параметрами. То что раньше называлось красивым термином «гений» имеет совершенно конкретные основания в рамках изменчивости головного мозга. Так как мы имеем продукт деятельности мозга двух организмов и по этому продукту можем четко оценить, какое было содержимое мозга в плане секций и его структур. С другой стороны, Александр и Наполеон отличались кардинальным образом. Наполеон был светоч в самых разных науках, а Александр же в этом отношении тотально неграмотен. Наполеон поглощал сотни томов научной литературы, постоянно консультировался с Лапласом, которого назначу в будущем министром внутренних дел. Также Наполеон был прият во Французскую Академию. Круг интересов Александра огранивался незамысловатыми французскими романами и упражнениями в художественном свисте. Сперанский писал об огромных трудностях делать доклад, когда Император его не только не слушает, глядя в окно, но еще и свистит французские мелодии, их он знал огромное количество наизусть и делал это весьма профессионально. Как писал Николай Иванович Греч, Александр избегал бесед с людьми умными. Лишь во время юношеского общения со своим воспитателем Ла Гарпом император познакомился с некоторыми сочинениями философов – просветителей, но кроме поверхностной риторики на гуманистические темы ничего из их трудов не вынес. В реальности весь гуманизм Александра сосредоточен на собственной персоне. Все мы помним его фразы: «Наполеон или я», «мы вместе не можем царствовать», но в этой фразе мы не сможем найти «русский народ, французский народ, Европа, экономика, политика? Где в этой фразе что-нибудь кроме слова Я? Ничего. Подлинная сущность Александра была очевидна уже современникам, весьма показательны в этой связи письмо известного русского дипломата Семена Николаевича Воронцова, адресованное Кочубею - молодому другу царя. От 24 июля 1807 года: ««Я полностью разочаровался в моем бедном Отечестве. Я считаю, как и все мыслящие люди, что наше правительство стало таким, как в Персии или Марокко, т. е. нет никакого правительства. Александр – не более, чем деспот, и 36 миллионов рабов, которые переносят все бедствия до тех пор, пока, потеряв терпение, не свергнут угнетателя». Поразительно четко сформулированное предсказание истории России на 110 лет вперед. И вот она – альтернатива всем реформам Наполеона и гражданскому кодексу в первую очередь. О лицемерии Александра в отношении гуманистических идеалов и даже религиозных догм свидетельствует практически все источники. Рапорты политических агентов на Венском конгрессе пестрят подобными определениями: «У русского царя нет морали практических вопросов, он лишён нравственных основ, хотя говорит о религии как святой и соблюдет всю обрядовую внешность. Ему кажется, что весь мир создан только для него». Канцлер Пруссии князь Карл Август фон Гарденберг сетует в письме генералу Августу Вильгельму Антону Гнезенау на властолюбие и коварство. Архиепископ Игнатий свидетельствует: «На устах Александр носит любовь и человечность, а в сердце ложь». Подобное раздвоение личности привело к печальным последствиям для психики царя. Как мы знаем в последние годы он впал мистицизм. По свидетельству современников, он подолгу стоял перед образами до рожистых отложений на коленях. Одним из самых авторитетных биографов царя и его родственник – Великий князь Николая Михайлович Романов писал, что в последн7ие годы жизни у Александра начались проявления полного маразма, и обнаружилось это в стремлении к уединению и в постоянных молитвах. Но можно обратить внимание на одну из вероятных причин религиозного крена в сознании императора Александра. Дело в том, что он прекрасно понимал и признавался в беседах с современниками, что русская армия и ее генералы намного слабее французских, он был свидетель сокрушительных поражений под Аустерлицем и Фридландом. Но все время трагических событий для русских людей в компании 1812 года Александр оставался в Петербурге, предаваясь с удовольствием мирной жизни, хотя русская армия и проиграла все главные сражения, но благодаря климату и пространству армия Наполеона (впрочем, как и русская) понесла огромные потери и покинула пределы империи Александра. Для Александра, который не был свидетелем ужасов войны, пожарам, голоду и холоду. Все свершившееся показалось абсолютным чудом, поэтому и на медали в честь войны 1812 года было написано «не нам, не нам, а имени твоему». Итак, с позиции нашего опыта мы живущие через 200 лет после описанных событий должны сделать однозначный вывод. С точки зрения смысла истории, с точки зрения развития экономики, общества и государства прав оказался Наполеон и его модель развития Европы. Именно ему следует присудить безоговорочную победу в мировоззренческом и историческом споре с русским царем. Все было понятно и очевидно даже современникам, здесь можно вспомнить Александра Сергеевича Пушкина, завершающего свое великолепное стихотворение о Наполеоне: «И миру вечную свободу из мрака ссылки завещал», то есть гражданский кодекс и Лермонтова, который на вопрос о том, что Император Франции сделал для вселенной, отвечал блистательно, емко и прозорливо: «В десять лет подвинул нас целым веком вперед». Также не мешает вспомнить, что Наполеон правил всего 14 лет, причем постоянно отбиваясь от антифранцузских коалиций, унаследованных им от революционной поры, а Александр целых 24 года и Наполеон не был самодержцем, ему приходилось постоянно бороться с партиями, оппозициями и заговорами. Но основные реформы вол Франции он провел за 4 года, а в разных странах Европы уложился в срок 1-2 года, феноменальная эффективность работы, чего не скажешь об Александре, все попытки преобразования которого, завершились полным провалом и уходом в реакцию и болезнь мистицизма. Можно заметить интересный парадокс, который заключается в том, что прогрессивные реформы Наполеона в центральной Европе стали возможны именно из-за агрессивной политики Александра и Британского кабинета, которые организовав пятые шестую коалиции, вывели Наполеона на новые рубежи его талантов. Ну, так какова же роль, рассматриваемых нами правителей в исторической перспективе? Ответ за нас сформулировал Клеменс фон Меттерних, и он очевиден: Русский царь сделал все, чтобы развитие Европы пошло не по пути мирной эволюции, то есть реформы осуществленные Наполеоном, а по кровавому и долгому пути революции и страшных войн. Именно чудовищно жестокая реакционная политика Священного союза, подавление всех восстаний всего живого в Европе привела к целому ряду революций и восстаний, а затем и к самой кошмарной из них, к Русской революции и «жандарм Европы» понес самые тяжелые потери. Представьте, сколько крови стоил процесс объединения Италии и Германии, а ведь Наполеон мог сделать его бескровным. Очнь современно звучит его фраза: «Пока мы воюем в Европе, война остается гражданской». Поэтому сложно не согласиться с Фридрихом Ницше, который считал, что Наполеон был «шансом» для Европейской цивилизации. И, конечно, мы не можем не процитировать мнение Стендаля: «Чем полнее будет известна истина, тем больше будет величие Наполеона». Что касается Александра, то можно согласиться с выводом его биографа Великим князем Николаем Михайловичем: «Гениальность Наполеона отразилась, как на воде, на нем и придала ему то значение, которого он не имел бы, не будь этого отражения».