Записки моряка дальнего плаванья
В 70-х, во время железного занавеса, когда советские граждане редко попадали заграницу, мой отец ходил на торговом судне в должности главного механика по гарантийному обслуживанию судовых двигателей советского производства. Команда на корабле была международной, возглавлял команду английский капитан. Эта история – история про первое посещение моим отцом Рио-де-Жанейро.
История записана со слов отца.
Утро пятницы. Корабль держит курс на Рио-де-Жанейро, до которого остается около 6 часов хода. Внезапно, дизель с шумом останавливается и корабль ложится в дрейф.
Мы с гарантийной командой принялись за диагностику судового двигателя и обнаружили, что причиной остановки стал прогоревший клапан. Поломка относится к устраняемый - в ЗИП есть резерв из 6 клапанов и главной сложностью в данном случае является тяжелая физическая работа по замене клапана, который обладает большим весом и размером. Для ориентира – судовой двигатель это махина размером приблизительно с 4-х этажное здание.
Команда уже начала подготовительные работы по замене клапана, когда в машинном отделении появился помощник капитана, который пригласил меня к капитану на совещание. Передав управление подготовительными работами второму инженеру, я направился к капитану.
Я застал капитана низко склонившимся над столом и измеряющим кронциркулем расстояние по карте. Капитан приподнял голову:
- Николай, насколько серьезная у нас поломка? Устранимая? Сколько времени нам потребуется для устранения?
- Устранимая. Прогорел клапан. Согласно нормативам по гарантийному обслуживанию, на устранение отводится 6 часов. В это время мы уложимся.
- Николай, это трагедия, это слишком долго! - Капитан резко выпрямился над столом, откинулся на кресло и прикрыл глаза рукой, - По бумагам мы должны прибыть в порт назначения на разгрузку к 21-00. В противном случае нас ждет штраф в миллион долларов. Ты же понимаешь, какой это будет скандал: это отразится на наших премиях, поднимется вопрос надежности советских двигателей и судов, начнется проверка и расследование! Николай, сейчас 10 утра и вся команда в твоем распоряжении. Назови мне реальное время ремонта.
- Надо подумать. Для замены клапана, нужна физическая сила, если Вы выделите в нашу команду Томаса, Мюллера и Густава, то мы можем попробовать управиться часа за 3-4.
- Николай, считай, что они уже там. Устраняйте!
С усиленной командой ремонт был завершен за 3 часа. Двигатель успешно запустился, корабль набрал ход и успешно дошел до Рио-де-Жанейро.
Корабль встал на рейд и я, убедившись, что с дизелем все в порядке, поднялся из машинного отделения на палубу. На палубе не было ни одного человека. «Странно, - подумал я. - На палубе нет никого из встречающих, а экипаж слишком быстро исчез с корабля». Постояв и осмотревшись, я заметил еще одну странность: в порту было слишком мало людей, а краны были подсвечены только редкими габаритными фонарями – нас явно никто не торопился встречать и разгружать. Неужели мы все-таки опоздали?
Ко мне подошел капитан.
- Капитан, очень странно, но посмотрите – все краны стоят, в порту никого нет, нас никто не встречает.
- Николай, я тебе скажу больше - к нам до утра понедельника никто даже не подойдет. По правде говоря, мы торопились только потому, что заведение Санта-Розы скоро открывается и если бы мы пришли слишком поздно, нашим морякам теплого места на выходных не осталось.
Предполагаю, что смысл последней фразы немного подвержен цензуре и смягчен, так как рассказ слушали, в том числе, женщины.
Отец мой - тег "Моё".