Как мы делаем по книгам Макса Фрая самую большую в России настольную игру #4
Часть #4 = Типографии.
Несмотря на то, что типографий в России много, печатать настолку крайне желательно только в той, что знает и понимает, что такое производство настольных игр.
Связано это в первую очередь с тем, что при производстве настолки к продукту предъявляются требования по качеству гораздо большие, чем при печати большинства других полиграфических изделий:
• Стабильность цвета – чтобы оттенок цвета не «полз» от одного игрового элемента к другому. Это не так важно для визитки или листовки, но критически важно для игровых карточек одной колоды
• Крап – несколько лишних цветных точек вряд ли испортят разворот журнала, но могут серьёзно испортить игральную карту, выделяя её среди остальных.
• Смещение – лишние 2-4 миллиметра смещения рисунка от центра при печати вы даже не заметите в газете или буклете. Но для маленькой игровой карточки это даст ужасный вид.
• Сборка карт из тиража на отдельные коробки. Или люди вообще вам откажут и вам нужно будет самим отсортировывать карточки по коробкам, либо вы получите сравнительно большой процент ошибок. То задвоенные карточки, то каких-то в коробке игры не хватает.
• Выносливость. Обычная полиграфическая продукция не предназначена для длительного использования. Соответственно выцветание карточек и образование трещин на сгибах, расклейки на углах для обычной полиграфии не такая большая проблема как для настольной игры.
Все эти проблемы теоретически решаемы и при работе с обычной типографией, если она имеет реально высококачественное оборудование. Но сил и нервов вам придётся потратить очень много. Потому что вы просите необычного, нестандартного. Возьни с вами дофига, а выхлопа не так уж много.
При этом учитывайте, что себестоимость снижается в разы на больших тиражах. Разные типографии называют разный тираж, от которого готовы рассматривать проект серьёзно. Но это обычно от 1500 до 2500 шт. В то время как в России для независимого издателя даже тираж в 1000 штук – это уже считается очень много. Обычно пытаются начинать с 300-500 коробок. Это значит, что себестоимость печати будет в 2 с лишним раза дороже оптимальной.
Специализированные типографии настольных игр, с которыми мы общались.
Россия
6.1. Магеллан = http://mglan.ru/ru/
Издательство создано «Мосигрой» для своих нужд. Так как открыто недавно, то обладает достаточно хорошим набором оборудования. Но в целом достаточно сильно нагружено, поэтому не ожидайте, что общение с вами будет very friendly. Сейчас мы ждём от них нового расчёта цен.
6.2. Солнечный Город = http://gameplant.ru
Не обращайте внимания на ужасный сайт. Это самая крупная типография настолок в России. Именно здесь в основном печатаются как «партизаны», так и Мир Хобби, насколько мне известно. На сайте представлен набор используемых вариантов. Мы с ними не договорились, так как они очень жёстко подошли = «выбирайте из тех форматов, что есть, мы под вас подстраиваться не будем».
6.3. Артотойз/Артопринт = http://www.artotoys.ru и http://www.artoprint.ru
Оказались самыми отзывчивыми, очень быстро дали нам цены и условия печати. Здесь же можно по очень хорошим ценам купить множество компонентов для настольных игр. В то же время это всё тот же «Московский комбинат игрушек», в отношении продукции которого есть немало негативных отзывов. Поэтому мы у них печататься не рискнули.
Но у них неплохие цены. И вроде как на сайте указано достойное оборудование. Может они жертвы чёрного PR?
6.4. Сквирл = http://www.skvirl.ru
Небольшое издательство настольных игр. Поскольку не перегружено заказами, то здесь также можно рассчитывать на индивидуальный подход к вашему проекту. Мы всерьёз рассматриваем вариант печати здесь, в случае если не наберём тираж для печати за рубежом.
Зарубежье
Нужно понимать, что практически все настольные игры, продающиеся в Европе и США, сейчас печатаются в Китае, который является мировой фабрикой. Некоторые издательства имеют там свои производства, другие печатают через операторов-консолидаторов, третьи размещают заказы непосредственно на независимых китайских фабриках.
6.6. Независимые китайские издательства.
Имя им легион.
В частности: www.wangjingchina.cn и http://chinarefine.en.made-in-china.com/ wjplayingcards.com Xiamen VIP Packaging Co., Ltd.
Они способны дать очень вкусные цены. Но нужно понимать, что от трети до половины этой цены вы потратите ещё и на доставку игры до России и её растаможку. Помимо этого, возникает серьёзный вопрос с качеством. Обеспечить его удалённо будет крайне непросто.
При этом даже если вы в Китай отправите на печать своего человека, не факт, что он будет допущен на технологическую площадку, и не факт, что он сможет что-то изменить.
Нужно будет очень скурпулёзно составлять договора, чтобы была возможность потребовать у китайцев качество итогового продукта. Всюду где вы не заявили чёткие требования – китайцы будут пытаться оптимизировать расходы и выдать вам чем можно более дешёвый продукт.
В итоге мы не рискнули печататься там напрямую.
6.7. Европейские и американские компании-издательства.
Их цены будут похуже, чем при заказе у китайцев напрямую. Во-первых потому, что обычно они тоже печатаются в Китае, но при этом они ещё берут деньги и за свою работу.
Но надо понимать, что эта работа может быть очень полезной. Во-первых они просмотрят ваши печатные материалы, и позволят избежать каких-то совсем уж глупых ошибок. А во-вторых проконтролируют работу китайских субподрядчиков. И поскольку они для китайцев крупные постоянные клиенты, то и китайцам обмануть их хуже, и сами они лучше знают хитрости типографий.
В частности мы общались с http://www.ludofact.de/ http://www.printninja.com http://pandagm.com http://cartamundi.com
Все они были настроены к нашему проекту весьма скептически. Как по причине того, что мы Росссия, так и по причине достаточно мелких тиражей. При этом последние готовы были напечатать только игровые карточки (без игрового поля и игровых жетонов).
Получение ценового предложения сопровождалось в каждом случае достаточно длительной перепиской. Лучшее предложение + лучший непосредственный контакт мы получили в «Панде», поэтому если наберём на тираж в размере 1500 или выше, то скорее всего печатать будем именно через них. Они часто работают с проектами пришедшими с кикстартера. Их часто критикуют в сети, но не за качество. Ребята по триаде «качество-время-деньги» проваливают время. Что лично для нас кажется не столь критичным.
p.s. Интересная деталь. При заказе 1500 коробок, Панда сообщает что ещё до 100 может напечатать случайно сверху, пока будет проводить внутренний Quality Control. То есть придётся заплатить за 1600 коробок, из которых 100 могут иметь дефекты.
Все иностранные компании, с которыми мы общались выставляли цены в формате FOB



