Vasily.NSK

Vasily.NSK

Пикабушник
поставил 62 плюса и 1 минус
165 рейтинг 1 подписчик 1 подписка 1 пост 1 в горячем

О покупке и сборке велосипеда

Приветствую.

Не то что бы тут мало писали про разную веломеханику, но о сборке вела в целом немного нашлось, поэтому считаю нелишним поделиться с сообществом своим опытом. Хотя это даже не о сборке, а постепенной эволюции велосипеда и велосипедиста.

Мое мнение может отличаться от вашего и даже быть совершенно неверным, но оно обычно чем-то обосновано. Если есть, что сказать/спросить/возразить – прошу.

Итак, перенесемся в конец 90-х. Для меня это время примечательно, помимо прочего, появлением первого велосипеда. Аист – не самый интересный даже из скромного ассортимента того времени, но сравнивать я мог только с трехколесным, поэтому восторгу не было предела. Велосипед стал для меня инструментом познания мира, позволял больше увидеть, больше успеть, почувствовать скорость (исключительно под горку, конечно). А потом его угнали.

Вторым моим велосипедом стал древний Салют, найденный у деда в гараже. Сам я к тому времени стал чуть сознательнее, поэтому обслуживанием вела занимался сам – и уже тогда готов был высказать все, еще неизвестные мне, неприличные слова в адрес того, кто решил шатуны на ось каретки крепить клиньями. В конце концов, мой пытливый ум заставил руки распилить раму, не помню уже, с какой целью, но была она, уверен, благородна и научна. Так и лежат останки на даче.

После был еще какой-то Стартон в деревне, куда я пару раз ездил на лето. Но кроме мысли о том, что большие колеса катят лучше, ничем особенным он мне не запомнился.

Прошли годы, я почти окончил институт, сходил отдохнуть в армию, начал получать некоторый доход – и вспомнил про велосипед. На новый денег не было, из б/у выбирать было сложно: не хотел попасть на угнанный, в первую очередь, а еще не был уверен, что смогу оценить состояние и соотнести с ценой. Второе затруднение решилось курением мануалов, каталогов и глубоким изучением ассортимента барахолок, с тех пор всегда так и поступаю перед покупкой чего-то для меня нового. Нечто подходящее нашлось в ломбарде, и это решило первое затруднение – там если и продадут мне угнанный вел, то хоть с чеком о том, что лично я за него честно заплатил.

В итоге в 2012 купил я Трек 3500 аж 2006 модельного года. 3*7 передач с трещеткой, Acera, ободные тормоза, дубовая вилка RST с пружинами в обеих ногах, а шатуны оказались приварены к каретке, но об этом я узнал не сразу. Весьма средний по производительности, тяжелый, но качественный велосипед, да еще и в отличном состоянии: стоковая резина была почти без следов износа. Да, резине уже тогда было шесть лет, но она потом еще восемь прожила, возя меня по умеренной грязище, пока бортировочный шнур не вырвало. А еще вел был красный, красный же едет быстрее.

Первые пару сезонов я просто получал удовольствие от катания и периодического обслуживания вела. Единственным явным минусом оказалась вилка, она же и была заменена первой, заменена намного менее дубовым сантуром, еще и с блокировкой. Неожиданно новая вилка оказалась без брейк-боссов, т.е. ободные тормоза не неё установить было невозможно. Но меня это не сильно расстроило, просто пару сезонов, как настоящий камикадзе, я ездил с одним задним тормозом.

О покупке и сборке велосипеда Велосипед, Велосипедист, Trek, Длиннопост

Когда пришло время обслуживать каретку, пришлось отпилить шатуны и просто заменить всё.

Со временем и пробегом хотелось лучшего, более надежного, более производительного. Уже спустя пару лет я чувствовал, что как велосипедист вырастаю из имевшегося железа.

Под замену пошли колеса: переднее, снятое с какого-то более продвинутого велосипеда, нашлось на авито, заднее я решил собрать сам.

Мануалы, видео о спицовке, выбор и закупка компонентов и инструмента. Т.к. ставить кассету на те же 7 скоростей не было смысла, пришлось менять и цепь с манеткой, а из-за того, что в стоке стояли комбошифтеры, потребовалась еще и тормозны ручка – взял пару, чтобы потом не искать вторую. Собрал в итоге половину групсета Деор, все новое, заодно и задний переключатель, но его взял уже б/у. Станком для сборки колеса стала рама. Разместить спицы в нужных местах несложно, а вот протягивать без тензометра оказалось не так просто, как я думал. Через пару часов работы получилось вполне ровное колесо. После обкатки его пришлось еще ровнять, но принцип я понял и дальше было проще.

О покупке и сборке велосипеда Велосипед, Велосипедист, Trek, Длиннопост

Да, и передний переключатель я снял, почувствовал тренд, можно сказать. Девятискоростной кассеты 11-36 почти хватало, недостаток диапазона компенсировал ногами. Чтобы не возить спереди лишние звезды, купил на е-бэе сантуровские шатуны и пару звезд, 36 и 42 зуба, попробовал обе, остановился на меньшей. Выпилил из завалявшегося оргстекла рокринг и какое-то подобие успокоителя цепи, в который поставил ролик от старого переключателя.

О покупке и сборке велосипеда Велосипед, Велосипедист, Trek, Длиннопост

Изменилось ли что-то? Переключение стало более четким, это ощущение я запомнил. Накат изменился несильно. Звук втулки по сравнению с трещоткой был каким-то более взрослым, что ли. Стоило ли это вложенных денег? Вел я купил за 5к, все апгрейды на тот момент, на 2016 год, обошлись втрое дороже, я был доволен. Ездил в основном по городу и легким грунтам, но весной совершал марш-броски через затопленные поля, где иногда приходилось по пояс в воде тащить вел на себе, но и после такого при нормальном обслуживании все работало прекрасно. Для грязищи ставил покрышки WTB Velociraptor, для всего остального стоковые Bontrager Connection Trail, которые казались мне достаточно универсальными. С поставленными задачами вел справлялся. Конечно, циклокросс бы мне тогда, а не МТБ, но некому было рассказать об этом.

Следующими стали тормоза. Переход на дисковые с ободных (да, с ободного) – мероприятие комплексное, нужны и сами тормоза, и втулки под диски, и вилка с креплением для калипера, и переходники. Но втулки я заранее выбирал дисковые, крепление на вилке было, а т.к. начать решил с механики, ручки у меня уже были, от ободных. Сложнее было с переходником на раму – для рам Трек без «встроенных» креплений существуют оригинальные переходники, которые больше нигде не применяются, потому и в продаже бывают редко. Ждать с того же е-бэя было долго, поэтому я нарисовал модельку, а знакомый слесарь выпилил. Из стали. Тяжелая и прочная получилась штука, я её до сих пор использую как маленький вороток для головок на полдюйма. Нашел на барахолке пару калиперов br-m495 с дисками, адаптер для вилки, болгаркой и напильником доработал переходник на раму, установил все и поперся на веле из славного города Тольятти в не менее славный город Самару. Ехать в общем 90км с неизвестными мне тормозами было глупо, тем более, это была первая в том сезоне поездка дальше, чем до магазина, но это я сейчас понимаю. Доехал, как ни странно, без происшествий, благо, колодки с дисками уже работали вместе и были притерты. Тормоза, хоть и механические, колеса блокировали легко, чувство контроля велосипеда изменилось кардинально, и это, я полагаю, был самый принципиальный апгрейд.

Но хорошего много не бывает, а старый обод под ободные тормоза смотрелся уже не очень уместно. На замену приобрел новый WTB i23, и единственная проблема оказалась в том, что задняя втулка была на 36 спиц, а обод – до покупки я даже не подумал об этом – на 32, поэтому колесо собирал на спицах трех разных размеров, одни из которых были новыми, а другие от старых колес. Да, это ужасный колхоз, никогда так не делайте, но на этом колесе я проехал пару тысяч километров города и грунтов. Для сборки соорудил деревянный станок, попробовал, понял, что в раме собирать удобнее. Тратить деньги на нормальный станок было жалко и тогда, а сейчас вообще на цены их смотреть опасаюсь.

О покупке и сборке велосипеда Велосипед, Велосипедист, Trek, Длиннопост

Пересобрать колёса пришлось еще раз, когда нашлась передняя втулка на 32 спицы, а передний обод, который был на 36, переехал назад. Фланцы новой втулки, SRAM 406, были разной высоты  подбирать под них разные спицы было лень, потому просто заспицевал одну сторону в три креста, а другую, с низким фланцем, в два. Да, я все еще не задумывался о таких мелочах перед покупкой компонентов, просто решал потом мной же созданные проблемы. На этом собственноручно собирать колеса мне надоело. Интереса ради когда-нибудь соберу вилсет на прямых спицах, но для такого ответственного дела стоит все-таки достать и станок, и тензометр.

Немного покатавшись с новой втулкой, пали в неравном бою с самарским асфальтом стоковый покрышки. Менять пришлось быстро, надо было ехать, поэтому поставил первые попавшиеся из ближайшего веломагазина. Попались мне покрышки TRIX 778, оказавшиеся во всем средненькими, но при их цене на большее я и не рассчитывал.

На этом этапе от купленного когда-то велосипеда уже оставались только рама и палки – седло как-то незаметно тоже поменялось. Что делать дальше? Менять по второму кругу, конечно!

О покупке и сборке велосипеда Велосипед, Велосипедист, Trek, Длиннопост

Девять скоростей при диапазоне 11-36 было почти достаточно, но немного не хватало, а пробег кассеты к концу очередного сезона приблизился к 8к км, менять было уже можно. Цены на новые компоненты вызывали печаль, брать сложные ответственные компоненты на Али я опасался, поэтому снова обратился к авито. Обращение оказалось результативно, и за 10к я купил там трансмиссию SLX в составе манетки, переключателя, кассеты и пары цепей, все с небольшим пробегом. Да, была вероятность, что там перепродадут китайщину, но «via Japan» и какой-то пробег давали небольшую надежду на лучшее.

Торопиться в межсезонье было некуда. Хотя обычно я катался весь год, тогда было много работы, и, если на сами покатушки время и силы я бы нашел, на обслуживание вела после снега с реагентами всего этого уже не хватало. Решил поднять уровень и остальных компонентов, отложив окончательную сборку до более-менее сухой погоды. Искал на барахолках, изучал каталоги, озаботился изучением стандартов и их совместимости, отслеживал цены, ждал, не появится ли что-то интересное, и это само по себе было некоторым развлечением. А интересное появлялось, конечно: гидравлические тормоза Деор, воздушная вилка (ладно еще тормоза механические, но Сантур с пружинкой и SLX вообще никак не сочетаются), система с кареткой стандарта Hollowtech, а потом, уже в начале следующего сезона, и совершенно шикарная резина Schwalbe Furious Fred. Все это обошлось мне… Скажем так, совсем не так дорого, как могло бы, будь оно новым. И обо все по порядку.

О покупке и сборке велосипеда Велосипед, Велосипедист, Trek, Длиннопост

Трансмиссия от старой отличалась кассетой 11s 11-42t и переключателем с фрикционной муфтой. Ну и манетка была без индикатора, давно такую хотел. Диапазона стало хватать полностью, цепь перестала трястись, переключение стало еще более четким.

Гидравлика по моим ощущениям оказалась ненамного сильнее механики, модуляция была даже несколько хуже, но подвод двух колодок позволял, при необходимости, блокировать колесо даже в воде и грязище, не деформировал ротор, делал износ колодок равномерным. Пришлось освоить прокачку и купить тормозную жидкость. Из минусов: зимой гидравлика работает хуже, чем летом, а гидролинию проще повредить, чем тросик в рубашке. В итоге, качество торможения возросло, хотя надежность самого компонента несколько снизилась. В дополнение к тормозам заказал алюминиевый адаптер на раму, модель которого перерисовал в соответствии с допиливанием предыдущей.

Вилка. Сейчас кто-то будет смеяться, но моей первой воздушной вилкой стала RST F1 Platinum, она же First Air. Сравнивать тогда мог только со старым сантуром, и вилка мне понравилось. Достаточно мягкая, настроек (жесткость и отскок) хватало, блокировка с манетки была удобна и востребована. Возвратная пружина удаленной блокировки продавцом была утеряна, пришлось делать новую, перематывая другую пружину, более-менее подходящую по размеру. В целом, узел удаленной блокировки далек от совершенства, собирать его неудобно, а разбирать приходится, чтобы обслужить картридж. В набор ГСМ добавилось вилочное масло, в список навыков – переборка воздушной вилки.

О покупке и сборке велосипеда Велосипед, Велосипедист, Trek, Длиннопост

Система… Палки и есть палки, простые, безымянные, только виду боле современного, чем старые, под квадрат. И вес примерно такой же, и не могу сказать, что раньше мне жесткости оси каретки не хватало. А вот каретку обслуживать стало проще и приятнее. Заодно обзавелся ключом для кареток Hollowtech.

А вот резина стала вторым по важности, после дисковых тормозов, апгрейдом. Я, разумеется, и раньше подозревал, что она влияет на накат и эффективность вела в целом, но такой разницы не ожидал. Во-первых, вместе с заменой камер на более легкие, колеса стали легче более чем на полтора килограмма. Во-вторых, без заметной потери контроля на грунте накат стал как у шара для боулинга. Это был восторг, совершенно новые ощущения, как будто кто-то меня толкает вперед или колесо крутит мотор. Конечно, на полусликах в грязь лезть не стоит (я все равно лез), но специально для грязи у меня остался Велоцираптор, а по песку на давлении чуть выше минимального они вполне себе катят. Думал про бескамерную установку, но решил, что для меня это лишнее, что все её плюсы не оправдывают затрат труда и средств. Да и весить заметно меньше колеса не станут, т.к. ободная лента и герметик явно несильно легче 120-граммовых камер.

О покупке и сборке велосипеда Велосипед, Велосипедист, Trek, Длиннопост

Вел снова преобразился, но я уже не мог остановиться. Стало иметь значение и ценность само по себе улучшение его. Я хотел сделать нечто уникальное, максимально качественное, идеально мне подходящее. Возникла идея заменить всё на компоненты уровня XT, заодно максимально снизить вес – в разумных ценовых пределах, конечно, хотя экономить на таком не просто не мог себя заставить. К тому же, тогда у моей девушки появился велосипед, и было, куда переместить замененные рабочие компоненты. Итак…

Тормоза XT 8000. Передний еще и 4-поршневой. У них и мощности с избытком, и, главное, модуляция отличная – для меня это интересно, потому что на асфальте я стараюсь беречь покрышки и торможу по возможности плавно, но не хочу лишаться и возможность экстренного торможения вплоть до блокировки колеса.

Манетка и переключатель XT 8000. Еще более четкое, уже откровенно жесткое переключение, еще меньше люфтов, и, видимо, меньше толерантности к износу звезд и цепей. Крепление манетки i-spec дает некоторый диапазон регулировок её установки, по сравнению с креплением на хомут регулировок больше, но идеального положения для себя я и тут не нашел: или рычаг повышения передачи немного дальше от пальца, чем хотелось бы, или на рычаг понижения передачи палец ложится ближе к корпусу манетки, приходится давить с большим усилием. Привычный SLX уже отдан и обратно не вернется, привыкаю к новому. Иногда думаю о Di2, но цены для меня пока высоковаты.

Кассету выбирал долго и нудно. Они или вес имеют, достойный чугунного моста, или стоимость откровенно неприличную для, фактически, расходника. В конце концов решил, что уж с изготовлением такого простого изделия китайцы не могут не справиться, и обратил внимание на Али. И очень вовремя обратил, надо сказать. Успел заказать кассету Racework 11s 11-42, у неё три большие звезды цельнофрезерованные, общий вес чуть больше 300гр, что даже меньше, чем у XTR, и вид совершенно прекрасный. Больше подобные кассеты с таким сочетанием цены и качества мне не попадались, а иметь в запасе хотелось бы, потому периодически возвращаюсь к поискам.

Шатуны были заменены на XT, а потом те сразу вместе с кареткой на XTR. Про палки опять сказать практически нечего, кроме того, что весят они на 200гр меньше, чем старые, а надпись XTR добавляет +100500 к понтам.

И остальные палки. Попробовал выносы разной длины остановился на диапазоне 50-70мм. Поставил карбоновый руль, заодно и вынос. Не могу сказать, что ощущения от них другие. По сравнению с алюминием появилось только постоянное опасение перетянуть хомут тормозной ручки. Подседел Bontrager Rhythm Elite от предыдущего, тоже Bontrager, но попроще, отличается более удобной и надежной системой крепления седла, не требующей большого усилия при затягивании винтов, и меньшим весом.

Колеса. «Американской раме – американские колеса» решил я, увидев в продаже вилсет с ободами American Classic на втулках SLX и XTR. Еще минус 650гр веса. Для полного счастья и комплектности не хватает передней втулки HB-M965 – если кто знает, где есть в наличии, дайте ссылку, пожалуйста. Заодно на переднее колесо поставил Schwalbe Thunder Burt, чуть пошире Фреда.

О покупке и сборке велосипеда Велосипед, Велосипедист, Trek, Длиннопост

Вилка. RS Sid Team 2010 модельного года, белый с красным – я увидел и влюбился! И теперь появилось, с чем сравнить First Air! Правда, тут мои чувства немного отступили, и я остался в некотором замешательстве. С одной стороны, Сид заметно мягче, усилие страгивания у него меньше, есть отдельная настройка негативной пружины, удаленная блокировка устроена технологичнее, хотя я се равно уже задумался о гидравлической. Но, во-первых, демпфер или заблокирован, или разблокирован, у него и у манетки нет промежуточных положений, которые есть у First Air. Крутилка на самой вилке не в счет, ведь к ней нужно тянуться. Во-вторых, настройки отскока мне лично не понравились, маленький диапазон. Да, масло там 5w в нужном объеме, попробую 2.5w, но сомневаюсь, что это что-то сильно изменит. А еще и вес у этих вилок практически одинаков. За рекламу мне никто не платит, к сожалению, но рекомендацию дать могу: First Air Platinum – хорошая легкая кантрийная вилка, вдвое дешевле аналогичных вилок RS, но в любительском катании ничем принципиально им не уступающая. Другое дело эмоции, и за них переплатить не жалко.

Седло Selle Italia SLR XP мне понравилось весом в 180гр, которым производитель настолько гордится, что аж на самом седле его написал. Седло, очевидно, жесткое, ведь в такой вес никакой мягкий наполнитель не влезет, а велоштаны я не люблю – предрассудки, конечно, штука-то хорошая. Но, должен сказать, что ощущения от катания на таком чуде итальянского велодизайна не сильно отличаются от тех, что были с седлом Bontrager SSR. Заодно замечу, что людей с «диванами» на МТБ категорически не понимаю, ведь при любой адекватной МТБ-шной посадке мягкое седло будет мешать кровотоку.

Вот так неожиданно моя писанина подошла вплотную к настоящему моменту.

Из всех компонентов только немногие были куплены новыми. В этом была некоторая доля риска, как и в самостоятельной сборке вела вообще. Нужно некоторое знание стандартов и совместимости компонентов, чем я сначала упорно пренебрегал, нужны руки, способные удержать ключ и отвертку. Нужно получать удовольствие от процесса, в конце концов, а процесс сборки велосипеда может быть не менее интересен чем покатушки на нём. Я, надо сказать, удовольствие получаю огромное, и кто знает, не был бы я более счастлив, выбери когда-то давно профессию инженера, а не юриста.

О покупке и сборке велосипеда Велосипед, Велосипедист, Trek, Длиннопост

Что в итоге? Вел, купленный когда-то за 5к, от которого осталась только рама да несколько винтов в ней. Вес – 10,6кг. Да, десять шестьсот. Актуальная сборка обошлась примерно в 80к, что, конечно, много. Но, во-первых, траты на эту сборку были растянуты на год, а из снятых компонентов собран еще один вел, только раму к нему купили отдельно. А во-вторых, новый вел с компонентами такого уровня стоил бы вдвое дороже. Конечно, на это можно возразить: ведь сейчас приличный новый велосипед это найнер на осях, а у меня доисторические 26-дюймовые колеса на 9-мм эксцентриках. Чтож. Такие доисторические колеса меня лично более чем устраивают, если они легкие и прочные. Не устраивает только ассортимент легких покрышек для них – не рассматривать же всерьез китайские Конти. А оси нужны там, где большие нагрузки. Тем более, раньше и дёртовые велосипеды как-то обходились эксцентриками. Вот потолстею до 90кг – задумаюсь об осях.

Отдельно надо сказать о раме. Она весьма тяжелая, 2,2кг. Откуда такой вес? Никакого баттинга с гидроформингом, прямые трубы простого овального сечения, жесткие за счет толстых стенок, а не хитрого профиля, косынка под рулевым стаканом. Плохо ли это и почему я не меняю раму на более легкую? Это примитивно по современным меркам, безусловно. Но запас прочности рамы такой, что она гарантированно не сложится от замятия одной трубы, да и промять такую трубу непросто, в данном случае вес=прочность. Я имею возможность сравнивать с рамой Трек 8 серии – там пальцем можно надавить так, чтобы грань нижней трубы прогнулась, настолько она тонкая. Возможно, когда-нибудь я внутренне приму такие последствия баттинга и гидроформинга, найду подходящую раму, мешок денег на неё и больше никогда не буду онлайн.

Ах да, еще два вела я собрать успел: один, моей девушки, уже упоминал, там от купленного когда-то Трека 4 серии не осталось спустя два года вообще ничего, а второй, на довольно редкой раме Gary Fisher Tarpon, будет подарком на день рождения.

О покупке и сборке велосипеда Велосипед, Велосипедист, Trek, Длиннопост
Показать полностью 11
Отличная работа, все прочитано!