Суровые тренировки спецпсихназа (детские психологи)
Чтобы знать, как мыслит ребенок - надо стать ребенком.
На занятиях по психотерапии преподаватель поручил мне изобразить пятилетнего мальчика с нарушением общения, для того чтобы показать студентам как без слов наладить контакт таким ребенком.
Преподаватель был практиком с большим опытом работы в коррекционном центре, а к нам его пригласили вести практические занятия. Никто не доверит студентам для тренировок живого ребенка, поэтому приходится тренироваться друг на друге.
Я решил, чем достовернее у меня получится изобразить ребенка, тем большему он сможет нас научить. Добросовестно приступил к перевоплощению. Успокоился, последовательно расслабил мышцы тела. Расслабление готовности к действию не надо путать с вялостью и расхлябанностью. Представил себя маленьким. Откопал в памяти почти забытое ощущение детской беспомощности и постарался удержать его. Съежился, втянул голову в плечи, чтобы стать меньше и почувствовать себя неудобно и неловко. Сел на самый край стула, потеряв надежность опоры. Все это помогает вжиться в роль. Начал погружение в ситуацию:
- Я снова маленький, родители оставили меня одного с чужими незнакомыми людьми (реальные воспоминания детства, когда меня положили в больницу). Кругом незнакомая, странная обстановка, резкие раздражающие запахи и звуки. Одежда казенная неудобная и грубая. Мне холодно. Во рту пересохло. Обидно и одиноко. Тоскливо и безнадежно. Я отгораживаюсь от всех.
Незнакомый доктор подходит ко мне и пытается заглянуть мне в лицо. Я отворачиваюсь, потому что ни хочу, ни с кем разговаривать. Он приседает рядом, и становиться ниже меня. Только что он нависал надо мной и вот уже смотрит откуда-то снизу. Я бросаю быстрый взгляд на него, но сразу же отворачиваюсь. Доктор не шевелиться и молчит.
Через некоторое время, становиться любопытно, что он там делает? Решаюсь еще раз посмотреть на него и отмечаю про себя, что это нисколько не страшно. У доктора хорошие добрые глаза. Он не таращится, а просто смотрит. Я поворачиваюсь к доктору боком, чтобы была возможность в любой момент быстро отвернуться и тоже начинаю его разглядывать. Становиться легче. Думаю, что это хороший и добрый человек. Говорить не хочется. Просто молчать и смотреть – вполне достаточно. Проходит время. Доктор спокойно кладет руку мне на колено.
Неожиданно, это простое действие производит эффект сравнимый с ударом тока.
Возникает болезненное чувство, словно меня обманули. Тот, кому я начал доверять, все разрушил. Как он мог? На глаза наворачиваются слезы и текут по щекам. Все тело словно парализовало, нет силы закричать или сбросить руку. Остается только плакать.
Преподаватель громко хлопает в ладоши и говорит, что упражнение закончено. Тяжелые ощущения нехотя отступают, я за секунды эволюционирую от пятилетнего заплаканного малыша до двадцативосьмилетнего взрослого человека. Повторять что-то подобное совершенно не хочется.
Психолог горячо поблагодарил меня за помощь, пояснив удивленным слушателям, что в условиях реального общения с ребенком такая реакция случается, когда психолог слишком торопиться.
Поэтому важно соблюдать выдержку и терпение. В заключение он напомнил о принципе «не навреди».
Как гром среди ясного неба прозвенел звонок, оказалось, закончилась пара, а не десять - пятнадцать минут как мне показалось.
тся