Первым делом самолёты. О пешках и ферзях.
Заранее извиняюсь за длительное отсутствие постов. Просто пришлось заниматься немного другими делами, учёба в универе подпирает, да тут ещё и Ведьмак 2 по распродаже... Но я снова с вами, и сейчас я расскажу об одной довольно интересной и в чём-то трагической странице в истории советских ВВС. Включите "Арию" - 1100 или "Мы летим, ковыляя во мгле" и начинайте читать...
На первомайском параде 1940 года над Красной площадью прошёл новый истребитель. Для человека, хоть немного знакомого с авиацией, он был явно диковинкой. Вместо похожего снизу на знак "+" силуэта Яка или маленькой, но юркой фигурки "Ишачка" в небе плыл двухмоторный самолёт, больше напоминавший бомбардировщик, чем истребитель. Мало того, новый истребитель был 3-х местным. Назывался он - ВИ-100, от слов "Высотный Истребитель".
Решение создать самолёт, способный подниматься на 10 километров и вести там воздушный бой, а в перспективе довольно долго барражировать над определённой территорией, встала перед командованием ВВС после 1935-1937 года. В это время в КБ Туполева при непосредственном участии В. М. Петлякова был разработан дальний высотный бомбардировщик АНТ-42, в то же время по ту сторону океана появился дальний высотный бомбардировщик Б-17, прозванный летающей крепостью. А значит, если есть действие, то на него нужно найти противодействие. Значит нужен был истребитель, удовлетворяющий такому вот ТЗ:
1)Мощное вооружение
2)Скороподъёмность
3)На высоте скорость НЕ МЕНЕЕ 600 км/ч
4)Возможность как сопровождать дальние высотные бомбардировщики, так и сбивать их.
Оказавшийся в тюрьме официально за невыполнение сроков по АНТ-42 Петляков (а неофициально читал в одной книге, что там интриги в руководстве похлеще, чем в Игре Престолов были, только вот попахивает книга желтизной) в кратчайшие сроки приступил к созданию новой машины. К 22 декабря 1939 самолёт был закончен. В скорости он уступал ТЗ, развивая на высоте всего 535 км/ч вместо 600, но на тот момент это было лучшее из имеющегося. В заключении комиссии по новому самолёту включили и ещё один крайне важный момент:
...3. В целях использования высокой аэродинамики самолета "100" целесообразно создание на его базе пикирующего бомбардировщика без гермокабины. Необходимо построить опытную серию.
Макет этого самолета предъявить на утверждение к 1 июня 1940 г...
Новый бомбардировщик, названный Пе-2, пошёл в войска. Он мог погоняться наравне с истребителями, развивая 500-540 км/час, а нёс он до тонны бомб - гораздо больше, чем штурмовик Ил-2, хотя "пешка", как называли Пе-2 лётчики, была гораздо слабее защищена бронёй.
Началась война. Поступившие весной в военные части самолёты спешно бросили в бой. Увы, тактики их применения тогда ещё не было. Вообще. И части несли потери. Большие потери.
За первые 2-3 года войны эта тактика вырабатывалась. На протяжении 41/42 годов с пикирования особо не бомбили - опыта не было. Вместо этого, в особенности при налётах на очень крупные цели, самолёты бомбили горизонтально, как немецкие Хе-111. Да, при этом страдала точность, но шли первые годы войны и по-другому с необученными лётчиками поступить было нельзя - самолёт был сложен в пилотировании.
Основными целями Пе-2 были:
Железнодорожные станции и узлы;
Мосты, дороги;
Транспортные и военные корабли, подводные лодки (на Балтике, Чёрном Море, Тихом Океане);
Морские порты, причалы;
Колонны автотранспорта и бронетехники;
Полевые артиллерийские части, а также части дальнобойной артиллерии;
Аэродромы;
Склады боеприпасов, ГСМ;
Непосредственно позиции вражеских войск на передовой.
Но с 1943 года машины наконец-таки начинают применяться "по профилю", в первую очередь под руководством И.С. Полбина. Возвращаются и к истребительным "корням" Пе-2, создавая истребитель Пе-3:
Но всего этого Владимир Михайлович Петляков не видел. 12 января 1942 года он погиб в авиакатастрофе... КБ Петлякова возглавил его преемник - Мясищев. Самолёты продолжали выпускать. Пе-2 прошёл долгую фронтовую жизнь. Он воевал от Кавказа до Мурманска, в небе Белоруссии и Украины, над Польшей... Помогли "пешки" и при штурме Берлина - 4 бомбы по 250 кг каждая разносили укрепления довольно легко. Конечно, не надо думать, что Пе-2 был пуленепробиваем, нет. Встречи с истребителями врага часто оканчивались очень печально, в том числе из-за слабой брони. Война есть война, на ней всегда бывают потери. А сейчас шёл штурм Берлина. Над головами наступающих войск проносились со своим грузом Пе-2, став лучшим памятником гениальному конструктору...
P.S. БМ ругался на фотку из моего же поста за 5 августа и на последнюю. Уж поставил её, очень атмосферная, да простит меня великий модератор =)
P.P.S. Думаю заканчивать следующим постом серию из 10-ти, есть интерес, что бы я писал дальше? Тем много, в том числе о воздушных боях, о высшем пилотаже... На крайняк могу здесь зацепить тему союзников, в том числе и американскую палубную авиацию, уж больно интересная, как по мне, тема.
Отлично! Пиши хоть о чем, лишь об авиации Второй Мировой. Но лучше о нашем) Об отечественном))
Ну, то что Пе-2 с самого начала нес до тонны бомб - увы, нет. Стандартная нагрузка "пешек" первых серий состояла из 4 ФАБ-100 на внутренней подвеске. Позднее - да, тонну носил.
О воздушных боях и высшем пилотаже с удовольствием бы почитал) Если, конечно, Вы не будете писать, что "вот это петля, а это штопор с имельманом"..)