Об армейском уходе за обувью

Очень часто я читаю в комментариях фразы такого типа:

«Меня за обувью научили в армии ухаживать», «Вот срочная служба научит любить обувь», «У меня в армии сапоги блестели как у кота яйца» и тому подобное.


Мне выпала честь так же проходить срочную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации. Правда уже служил я лайтово – один год, и не в портянках и сапогах, а в носках и берцах. Да еще и берцах двух видов – летних и зимних.


Давайте разберем же подробнее, что такое знаменитый «армейский уход» за обувью.


Берцы, а точнее «ботинки с высоким берцем», но мы их будем называть по-привычному, срочникам выдают на распределительном пункте, вместе с другим обмундированием и минимальным снаряжением. Именно тут придется вылезти из своих стареньких кроссовок, а благоразумно выбрать именно какую-нибудь старенькую обувку перед своим годовалым путешествием, чтоб отправить ее в мусорку и не передавать родным. В зависимости от времени года призывник получает либо летние, либо зимние берцы. Конечно, в зависимости от распределительного пункта могут быть незначительные различия (к примеру, летние облегченные берцы в сеточку могут выдать парням, которые укатят в Сибирь. Зимой. Да и даже если никто в Сибирь не поедет, а за окном здания распределительного пункта просто мороз -20 могут выдать летние берцы, видимо списать нужно). Но это уже мелочи, главное – будущий воин получает свою обувку на ближайший год.


Может повезти, и попадутся старенькие «крокодилы». Особенно, если размер ноги 45 и выше. А может не повезти, и попадутся берцы более нового образца, которые могут развалиться уже через неделю. Одинаково одно – в большинстве случаев новая обувка растирает ноги до крови. Часто уже по прибытию в часть, в первый же день службы начинаются проблемы у личного состава учебной роты. И если дело летом – пока заживают мозоли счастливчики ходят по территории части в шлепках, либо кроссовках (вполне кстати неплохих). Если дело зимой – они просто сидят в казарме. Если командир совсем отбитый, то и зимой срочники ходят в шлепках по территории части.


Во всяком случае первые этапы «ухода» за обувью начинаются с отбивки задника ненавистных ботинок, которые пока что ни в какую не хотят союзничать с воином и приносят ему только травмы. Как правило, из-за отсутствия инструмента (он как бы есть, но его никто не даст) в ход идет все что есть под рукой. А под рукой есть:


А) табуретка


Б) кружка. Металлическая (если не забрал старшина по прибытию в казарму)


В) железная дуга со второго яруса солдатских кроватей (если в казарме ремонт времен СССР и кровати не заменили на новые).


Кое-как примостив ботинок и оперев его на носок, боец с усердием лупит каким-нибудь вышеперечисленным предметом по заднику. О внешнем виде мало кто задумывается, поэтому редко кто-то что-то подкладывает на задник (полотенце к примеру). При особом везении уже при первом этапе ухода за обувью возможно оторвать задник от подошвы (она чаще всего просто приклеена к верху ботинка).


Растяжитель для обуви? Зачем? Теоретически если берцы придут в негодность их должны заменить. Вот только учебная рота, как правило, нормально за старшиной не закреплена. И берцы заменить очень сложно. Оторвал задник? Походишь так. Заболеешь? Вылечат, и опять обуешься в те же берцы.


На помощь приходит клей секунда. Если лень зашивать форму – можно заклеить. Лень пришивать пуговицу – приклей! Что уж говорить об оторванной подошве. И так сойдет)


В первую ночь берцы, и остальное обмундирование, клеймится. На внутренней стороне язычка замазкой, либо маркером ставятся цифры – месяц и год призыва, и номер военного билета. После, особо прошаренные бойцы, чтобы быстрее искать свои берцы в сушилке среди десятка таких же, могут написать с внутренней стороны верха голенища огромными буквами свою фамилию. Или что-то другое, на что хватит фантазии. Это все только для более быстрого поиска, так как уже через пару месяцев службы ты свои берцы сможешь найти даже при тусклом свете зажигалки. Даже учитывая, что таких еще пара десятков рядом.


Первый же день в части, ознаменуется первым утренним смотром. На который нельзя появиться в нечищенных берцах. Тут можно начать второй этап армейского комплексного ухода за обувью. Сержант гонит учебную роту в «уборную», где выстраивается очередь к специальной подставке для чистки обуви. Помещается, как правило, два – максимум три человека. Поэтому те, кто чистит первый может уделить на несколько секунд времени больше, чтоб надраить любимую пару казенной обуви. Последние могут только успеть пару раз щеткой махнуть по носкам и задникам – именно к этим частям ботинка больше всего вопросов на утреннем смотре. Обувь, к слову сказать, чистится, не снимая с ноги. Со шнурками, шнурки тоже можно намазать кремом. Какая разница, главное, чтоб на смотре вопросов не было.


Вообще весь комплект по уходу за обувью в казарменной «уборной» включает в себя


А) подставку, чтоб ногу облокотить


Б) 3-5 штук облезших и деформированных щеток. Обновляются к приезду комиссий.


В) Хитрое приспособление для «финишной полировки» - палка, с намотанной и разрезанной по типу кисточке тряпкой на конце. После нанесения крема щеткой, этой палкой поочередно лупятся\обтираются берцы, удаляя излишки крема


Г) плоские дощечки. Используются для удаления особо больших кусков грязи с обуви. Точнее должны использоваться, по факту просто висят. Ими не стоит пользоваться, так как вся грязь с ботинка упадет на пол. Дневальный разорется, прибежит дежурный по роте, прибежит старшина, ну и дальше зависит от везения и личного обаяния доблестного воина)


Д) уставной крем. Каждый срочник считает, что это высшее зло, что он портит обувь – сушит кожу и разъедает резину на подошве. При первой же возможности срочник начинает пользоваться неуставным кремом для обуви (KIWI, Salton в железных банках, либо всякие экспресс крем-краски с губками, ну или экспресс губки для придания блеска. Как правило то, что завезли в чепок). Уставной крем лежит в каждой тумбочке (возможно по 2-3 банки), используется для натирания колес БТРчику, БМПшечке, КАМАЗу, и по слухам, гусеницам танков.


Как было сказано выше, дощечки для удаления особо больших кусков грязи с обуви практически не используются – проще посильнее и подольше потереть щеткой с кремом – любая грязь под действием сил трения разрушится, смешается с кремом и все – сияющий ботинок готов.


Итак, базовый армейский уход включает в себя:


А) поход в уборную к специально отведенному месту для чистки обуви под чутким руководством сержанта


Б) нанесение уставного крема для обуви поверх грязи\пыли на ботинок, не снимая с ноги


В) (по настроению) можно обтереть получившуюся смесь хитрым приспособлением тряпка-на-палке


Сушится обувь радикально. На ночь ставится в «сушилку» - помещение, где стоит буржуйка\установлены тепловые пушки (хорошая, годная сушилка)\просто проведено несколько батарей-регистров. В общем в данном помещении, при хорошем старшине, температура поднимается до уровня сауны. Носки часто вешаются на верхнюю часть берца – одной половиной опущены в ботинок, другой – наружу.


При плохом старшине температура в сушилке чуть выше комнатной, в результате берцы не успевают хорошенько просохнуть за ночь. Они носятся бойцом всегда недосушенными, начинают вонять. Ну и прочие прелести недосушенной обуви с сокращением срока службы.


Вообще от армейской обуви для срочников никто невозможного не требует (по крайней мере не должны требовать) – хватит на 365 дней и на мусорку. Но в связи с известным качеством обуви, поставляемых для ВС РФ, «армейским комплексным уходом» и тем, что в берцах все-таки не только в театр ходят, а и по окопам лазят, этот срок стремительно сокращается. А еще у хорошего старшины ничего не отправляется на мусорку, поэтому списанная обувь хранится в каком-нибудь складском сарайчике, и может выручить какого-нибудь бойца в будущем (который мог прое*ать один ботинок, ну или привести в полную негодность, или размера, подходящего на распределительном пункте на его ногу не нашлось). У хорошего старшины сарайчик регулярно ремонтируется. У старшины, которому скоро на пенсию – крыша напоминает дуршлаг, в результате ботинки могут спокойно так покрываться плесенью и гнить, а зимой превращаться в один сплошной айсберг из старых берц. При надобности айсберг долбится ломами, и нужный экземпляр все-таки добывается.


Если на дворе зима, и на вооружении все-таки зимние берцы (которые, кстати, с мембраной) о мембране никто не задумывается – все так же чистят обычным кремом прямо по синтетическому материалу. В результате мембрана приходит в полную негодность. У хорошего старшины бойцы за подобный уход за зимней парой берц получают по жопе) Но это не мешает им, когда зоркое око не наблюдает за ними, продолжать чистить «по старинке», не смотря на новые используемые технологии.


Время идет, боец принимает присягу, и постепенно проходит путь от духа к дедушке. Появляется больше свободного времени, и, при желании, можно внести изменения в «комплексный армейский уход» за обувью. И вот тут сталкивается армейский пофигизм и переизбыток свободного времени. Берцы одним бойцом могут начищаться ватной палочкой дорогущим кремом (ну самым дорогим в чепке, это KIWI скорее всего). Возможно так же и то, что воин обзаведется отдельной тряпочкой (чаще всего – стыренный хлястик от шинели, либо старая подшива) для полировки. А у другого ботинки не будут видеть даже уставного крема до дембеля. В последнем случае, если сушилка хорошая и годная, как правило даже берцы-«крокодилы» к концу службы трескаются и дают знатные трещины в самых неожиданных местах (не обязательно в местах заломов).


Самые продвинутые даже пару раз за службу могут использовать водооталкивающую пропитку в спрее. Она выливается за раз сразу пол баллона на пару берц, остальные полбаллона расходятся по сослуживцам, что хватает каждому пару раз пшикнуть на ботинок.


Вы спросите, а как же бойцы, которые не осуществляют «комплексный армейский уход» умудряются проходить утренний смотр? Всё просто, ботинок вытирается об штанину другой ноги. Прямо в строю. А зимой можно попинать сугроб.


Стоит упомянуть еще одно важное применение уставного крема для обуви. В качестве воспитательной цели тот боец, который будет нагло игнорировать замечания старшины и несколько раз будет замечен в строю с нечищенными берцами, зашьет в каждый карман по одной (в особо запущенных случаях – две) банки уставного крема, и проходит так с ними ННое количество времени. Зависит от везения и личного обаяния доблестного воина)


Стоит так же отметить, возможно оставшееся в некоторых частях, почетное возложение обязанности чистить берцы доблестного «дедушки» более «молодым» по призыву. Надо ли объяснять, что в этом случае ботинок могут незаметно подпортить вполне намеренно, ну или, по крайней мере, особым рвением в уходе за обувью отличаться не будут.


Еще доблестные воины очень не любят полностью расшнуровывать ботинок. В результате часто верх берца отрывается от задника, особенно в новых моделях. Зато любят забыть о своем ботинке, если он сушится у костра в полях. В результате частенько плавятся шнурки с подошвой.


Иногда, после каких-нибудь копательных работ по уши в глине, либо учений, взвод возвращается в казарму, и чтобы не тащить грязь за порог, строй проводят по глубокой луже. Остатки грязи счищаются «танчиками» (это такие щетки для чистки пола в казарме) в железные ведра (все для того же мытья пола). Особо рискованные моют ботинки под краном в раковине – за что можно схватить вполне реальных звиздюлей от старшины).


Рядом с некоторыми казармами, на улице, расположены металлические аналоги подставок как в санузле для чистки обуви. Теоретически, они должны использоваться для очистки обуви от глины после и грязи в сильную непогоду. Летом на них даже могут ставить банки с уставным кремом. Если один раз банку кто-то откроет, то она автоматически уже не закрывается. В нее заливает дождем, она стоит под солнцем и крем начинает разлагаться на составляющие, попутно воняя.


В бытовках многих частей еще сохранились лапы и ремонтные наборы, а также руководства в виде плакатов на стене, для починки кирзовых сапог. По ведомостям даже может проходить внештатная должность бойца-сапожника. Вот только чинить этими инструментами в современных берцах нечего, тяжелая лапа только собирает пыль, а складскими запасными каблуками чистится автомат. Сапожник, естественно, ни разу в жизни инстурменты для ремонта обуви в руках не держал.


Отдельные бойцы, ближе к дембелю, лезут изучать интернет на предмет дедовских способов надраивания до зеркального блеска. Как правило останавливаются на быстром способе с зажигалкой. Возможно даже «сращивание» новой (или мало б\у) пары берц со склада. По приходу домой берцы убираются в чулан, иногда раз в пару лет попадаются на глаза, возможно даже им производится «комплексный армейский уход», и убираются обратно. Если же и обуваются, к примеру на редкую рыбалку, то обязательно за распитием крепкого чая будут воспоминания о службе, и о том как берцы «сияли» каждый день на радость старшине.


Не думаю, что что-то особо поменялось со времен кирзовых сапог. Возможно была утрачена технология «отглаживания» утюгом, а оторванная подошва не прибивается гвоздями, а приклеивается клеем секундой. Возможно, в связи с сокращением срока службы, теперь не требуется оттирать засохшую смесь из грязи и старого крема скипидаром после года службы. В остальном же:


А) пришли в уборную перед утренним смотром


Б) намазюкали грязный ботинок кремом


В) чем-нибудь стерли излишки (при желании заморочиться – старой подшивой)


Можно позаботиться заранее, и намазюкать ботинок с вечера, перед отбоем, и поставить в сушилку чтоб крем получше впитался за ночь в тепле. Но это для фанатов)


Ну и чем тут хвастаться? Да, армейская обувь – не модельные дорогие туфли. Но и на туфли не стоит переносить «комплексный армейский уход». То, что приемлимо в армии, не совсем уместно в гражданской жизни. К примеру, спать стоя или на полу – многие из Вас предпочтут это обычному сну на кровати? А во время службы иногда и стоя за счастье было покемарить, облокотившись на стенку. Как правило 80% берц убивалось бойцами до дембеля в хлам. Конечно зависит и от вида деятельности в течении года, и личных качеств воина (кто-то любил кирпичи пинать). И это при том, что у нас уже были зимние и демисезонные берцы, то есть не одна пара на все 365 дней. И на физподготовку ходили в кроссовках. По сути весь армейский уход сводится к ежедневной обработке толстым слоем крема пары обуви на отъебись.


Да, ходили байки, что в какой-то части, когда то, какой-то боец навел глассаж, его похвалили и заставили наводить глассаж всю роту, чтобы было единообразно. Но так же из года в год ходит байка про парня на медосмотре у уролога, который выпил холодную воду из стакана куда нужно достоинство опускать).


Кстати лайфхак шлепками чистятся зимние берцы (как раз та часть, из синтетического материала). И вполне неплохо. И еще автомат. Выглядит это очень тупо со стороны). А вот что действительно полезно на срочной службе, так это принудительная стирка носков каждый вечер.

Об армейском уходе за обувью Армия, Русская армия, Длиннопост, Текст
2
Автор поста оценил этот комментарий
у нас ходили еще в сапогах.
и таких вот любителей ухаживать за обувью легко диагностировали по черным от ваксы задам штанов.
а у нормальных воинов была для своей обуви бархотка и кремом они обувь мазали даже не каждый месяц. и жили их сапоги дольше.
и выглядела та обувь при этом лучше, чем у любителей крема.
1
Автор поста оценил этот комментарий

Портянки в берцы - значительно лучше и удобнее ноге, чем носки. Проверено не единожды, причём давным-давно, ещё в начале восьмидесятых. Не настаиваю, но - проверьте, гарантирую - удивитесь преизрядно, особенно - после хотя бы трёхкилометровой пробежки налегке... Про "полную выкладку" - даже не говорю. При всём прочем - портянки на привале - подсушиваются значительно быстрее любого носка.


При нужде снять берцы где-то в обществе - предварительно положить по носку в боковые карманы, и можно не щеголять дурностриженными ногтями, а портянки прекрасно повисят и просохнут, накинутые на голенища "ботинок с высоким берцем", не слишком "озонируя" окружающее, в отличие от того склизского комка, в который бы носки превратились...


Да и натереть ноги, нося портянки, в отличие от носков - это надо быть особо "талантливым", честно говоря...

раскрыть ветку
4
Автор поста оценил этот комментарий
Пиздец извращенцы. Берется самое обычное вазелиновое масло. Им смазываются сапоги, или берцы, или ботинки (если судьба на флот привела). Потом они ставятся на батарею. Процедура повторяется каждые 4 часа. На следующий день кожа станет мягкой. Где взять вазелиновое масло? Будучи замкомвзвода я на такие вопросы отвечал, что в пизде. На самом деле детское "Джонсон энд Джонсон" состоит из вазелинового масла на 99%.
Заодно и ботинки новые не будут вонять химическим говном.
раскрыть ветку
Автор поста оценил этот комментарий
Отбивать? Ну если берцы совсем дубовые. У нас были обычные, белорусские берцы. Неман, кажется. Ничего особенного. Из подготовки - одел и пошел. Крем? Чистишь берцы от песка и грязи, мажешь кремом, ждешь, полируешь тканью. Дальше, если нет погодного воздействия и сам не лезешь в болото, достаточно их только протирать. Все. Никакой спецподготовки и никаких «ноги в кровь» не было.
Автор поста оценил этот комментарий

Чем то стройку напомнило. Только там сапоги почти никто не чистит - нафиг? Завтра лезть в это днище-грязище-убожище-с глиноводой ямище и в итоге или крем смоет или налипнет кило два разной пакости, преимущественно бетона. В итоге, основная проблема - просушить обувь до завтра, поскольку калориферы дефицит и они полудохлые и вторая - не получить анафилактический шок при попытке утром зайти в вагончик. И самое главное отличие - в берцах ходят инженера и мажоры, которые где то себе их по факту нарыли. Летом - легкие ботинки и особенно сандалии вместо сапог тоже полный шик. Который, кроме кроме как ограниченному кругу лиц тоже не перепадает. Из за чего (этой сегрегации) стройка в "хорошую" погоду напоминает армию Паулюса под Сталинградом.