Карман для совести

Всегда обескураживало, когда у меня на улице кто-нибудь просил денег. Не важно, были это жалостливые бабушки с их "бога ради" да "благослови тебя Господь" или тихие пьянчужки, которым срочно требуется мелочь "на хлеб", "на дорогу до дома", а то и на честный "опохмел". Нет, мне совсем не сложно слазить в карман за мелочью и совершенно не жалко с ней расстаться, просто почему-то всегда было тяжело "давать милостыню". От того, что человек сначала унижался, а потом ещё и благодарил с таким рвением, будто я ему жизнь спас, мне становилось неловко и даже мерзко. Я испытывал чувство вины за то сложное положение, в котором оказался просящий. За то, что мне нет нужды ходить по улице и просить у прохожих помощи. Хотелось стереть из памяти эти неприятные мысли, поскорее убежать от них, поэтому на все подобные просьбы я стал лишь мотать головой: "Простите, я студент, лишних денег не водится." Не то чтобы лишние деньги на самом деле водились, но в карманах порой оказывалось несколько монеток, которые были мне не шибко нужны. Совесть мучила, но почему-то с ней справиться было гораздо легче, чем с неприятными мыслями.


На свою беду, однажды я и сам оказался в положении, когда пришлось просить. Это было года три назад, в конце первого семестра обучения в вузе. Я сдал последний зачёт и приехал на автовокзал, чтобы наконец-то сесть на автобус домой. Подойдя к билетной кассе, я запоздало понял, что забыл самое важное - кошелёк. По сути, в этом не было ничего страшного - можно было просто вернуться в общагу и забрать его, если бы не два "но". Во-первых, из-за затянувшихся зачётов я опоздал на все автобусы, кроме самого последнего, а другие были только на следующий день. В общем-то, тоже ничего страшного - поехать можно было и завтра, если бы не второе "но": дело было 31 декабря.