Жан Огюст Доминик Энгр - "Большая одалиска" 1814
Жан Огюст Доминик Энгр - "Большая одалиска" 1814.
"Большая одалиска" была заказом для королевы Неаполя, Каролины. В то время, когда Энгр работал над картиной, Неаполь стал свидетелем упадка, а супруг Каролины, король Иоахим Мюрат, отказался от престола, что привело к тому, что монаршей паре стало не до искусства. В 1819 году произведение было удалено с Салона из-за "анатомических несоответствий". Рука одалиски была слишком длинной и гибкой, что часто критиковалось, как и "безкостные" руки женщин на картинах Энгра. Критики также обратили внимание на излишние детали, такие как несколько добавленных позвонков. Однако восторженные отзывы были громче претензий.
Шарль Бодлер оценил одалиску Энгра как "совершенство" в анатомических деталях. Энгр часто обращался к изображению женских спин, и кисть художника касалась каждого сантиметра холста, создавая безупречное произведение. Он поместил свою героиню в богатый восточный интерьер, но одалиска была типичной европейкой с восточными элементами.
Картина вызывала эффект взрывной волны благодаря эротизму и экзотике. Тяжелая занавеска создавала ощущение интимности, а пряжка на поясе одалиски напоминала о фаворитках султана. Изящные стопы идеально контрастировали с роскошными тканями, а холеное тело привлекало внимание.
Энгр не случайно обращался к восточным мотивам, и его одалиски были восприняты как часть тенденции "Восток на Запад". Взаимное противостояние между Энгром и Эженом Делакруа, художниками разных направлений, было интересным и враждебным, но оба они были заинтересованы друг в друге. Другие художники, такие как Джон Льюис и Матисс, также находили восточные мотивы вдохновляющими для своих работ.
А меня это так вдохновляет.