Записки Мента. Машина – не роскошь, а средство для инфаркта. 2 часть.

Записки Мента. Машина – не роскошь, а средство для инфаркта. 2 часть. Текст, Длиннопост, Записки мента, 90-е

Автор - Илья Рясной, Пенсионер, Полковник полицейский


1 часть


Башкирские танцы
Водитель был страшно удивлён, когда его тормознули на посту ГАИ, и корочка старшего лейтенанта милиции не произвела на гаишников никакого впечатления. Обычно её хватало, чтобы тебе пожелали хорошей дороги и сухого асфальта. А тут:
- Выйдите из машины. Предъявите документы на «ауди».
Документы фуфловые на «ауди» были кое-какие. Вот только номера ещё не перебиты. Потому майор ГАИ, пробив их по базам данных, довольно сообщил:
- Машина в розыске.
Мало того, что она была в розыске. Да ещё и спёрли её у хорошего знакомого министра внутренних дел. Естественно, последовало указание в ГУУР МВД России – всех раскрутить, накрячить и покарать.
На Петровке был автомобильный отдел. Но все знали, что информация там не просто текла, а не удерживалась больше минуты, вытекала, как из дуршлага. Поэтому поручили дело нашему антикварному отделу – мол, настолько все вы далеки от этого, что уж точно ни с кем не завязаны.
Вскоре выяснилось масса интересных вещей. Про очень интересные я рассказывать не буду. А просто интересные – офицеры полка ППС устроились отгонять в Башкирию и другие регионы ворованные в Москве элитные тачки - как правило, «БМВ» и «Мерседесы». Этого змеёныша-старлея, которого повязали на посту, мы на двое суток закрыли в камеру, но по теме он молчал как партизан, и только ныл:
- Я ни в чем не виноват и ничего не знаю.
Вскоре, впрочем, нарисовалась и бригада, которая этого молодого коррупционера содержала. И никак не удавалось их с поличняком взять. Дело затягивалось.
А у нас в группе был прикомандирован сотрудник ГУГАИ МВД – такой оптимистичный хитрован, постоянно в каких-то там делах, встречах, шикарно одетый.
По секретику он и сболтнул нам об одной заковырке, по которой можно на девяносто процентов выяснить путём сверок документов в разных регионах, похищена машина или нет. Небольшая такая лазеечка была в учётах. Мы в неё жало сунули…
В общем, провели сверку в одной Башкирии. И привет, Москва – вот вам данные на сто пятьдесят похищенных «Мерсов» и «БМВ» с указанием их новых владельцев.
И новые хозяева – не последние в Республике люди.
Ох, какая движуха там началась. Машины же надо изымать. А регион специфический, больше не по законам, а по обычаям предков живёт. И люди там уважаемые. И вообще...
В общем, началась катавасия по изъятию этих машин. Ребята ездили, выбирались на этих тачках окольными путями, как из осаждённого фашистами города – могли и бандиты тормознуть, и гаишники местные. В общем одну привезли, другую, третью...
Начальник автомобильного отдела республиканского розыска в азарт вошёл. Чего-то там начал мутить. В итоге его самого приняли – мы так и не поняли, то ли за дело, то ли подлая подстава.
Доложили о результатах нашей бурной детальности наверх. У нас куратор был Юрий Фёдорович Королев – такой старый прожжённый опер. Он идейку и кинул:
- А чего нам эта Башкирия? Готовьте приказ – всю Россию будем трясти.
Подготовили. Эта проверка ещё несколько лет длилась. В итоге, боюсь соврать, вроде бы двадцать тысяч престижных тачек изъяли.
Вообще, самый тонкий момент – даже не спереть машину, а с помощью химии и алхимии превратить её, железную, в бумажную наличность. Способов тут не счесть. Самый простой – разобрать в каком-нибудь из бесчисленных автосервисов и гаражей на запчасти. Самый трудный – перебить номера, изготовить документы и продать новому владельцу как чистую. Уж в этой процедуре часто подвязаны и работники ГАИ, и механики – перебивать номера, и перегонщики типа незадачливых ментов, словленных на посту.
"Наши мальчики такие ловкие. В центре России машину угоняют и до самого Грозного доезжают без труда".
Примерно так вещал Дудаев в былинные времена независимости Чечни. Тогда Ичкерия была чёрной дырой, куда проваливались "за горизонт событий" авизовки, миллиарды долларов, а оттуда как по волшебству возникали оружие, наркотики. И очень приличная доля ворованных машин тоже попадала туда, потом чистыми возвращались в Россию, в Азербайджан или оставались на месте.
Помню родной Шелковской район Чечни, июль 2000 года. Так там в горном ауле изъяли красную «Феррари» стоимостью где-то миллион евриков. Она там в сарае стояла. Как она по таким дорогам до этого сарая доколдыбала – это одному ваххабитскому Аллаху известно.
Ещё одна "чёрная дыра" – это Ингушетия. Там полреспублики на ворованных тачках рассекают. И на потоке постановка их на учёт – это такой любимый ингушский бизнес наравне с хищениями и вывозом золота из Магадана и контрабандой его в Турцию.
Помню, когда я там был, мне рассказывали анекдот (а может и быль – не настаиваю) про тогдашнего ингушского министра. Его усилиями эта силовая структура вообще перестала походить на государственную организацию, бардак был там дикий, правопорядок держался в основном на мобильном отряде МВД России. Но якобы министр на все попытки вышибить его с должности, гордо отвечал:
- Пока полтора миллиона долларов не отобью, которые я за эту должность заплатил, не уйду.
Конечно, это мерзкие сплетни и наветы, не надо относиться к ним очень серьёзно. Однако не уходил он действительно долго. А на его место потом встал бывший начальник МРЭО ГАИ – организации, которая ставит на учёт автомобили. Первое, что он сделал - своим приказом уничтожил специализированный отдел угрозыска по транспорту:
- Он нам не нужен. У нас такой проблемы нет.
Действительно, проблемы такой не стало…
Московский твист
По Москве прокатились волной элитные угоны. То «Роллс-Ройс» сопрут. То «Бентли». Потом «Бентли» начали уходить одна за другой. А машинки то недешёвые – в среднем полмиллиона евриков за каждую. И люди на них ездят не простые. Так что пошли сплошные обиды на криминальный мир – как же вы своих-то?
Самый прикол – производители «Бентли» чуть ли не на Библии клянутся, что создали такую автоматику, которую вскрыть невозможно. Ну, нельзя – и всё тут.
Ну, будем считать, что в Москве происходили не события реального мира, а чудеса. Одна за другой «Бентли» уплывали в неизвестном направлении.
Мы тогда ещё продолжали факультативно заниматься машинами. И тут выясняется интересная картина.
Оказывается, двое братьев-грамотеев в Москве умудрились подобрать ключи и коды к «Бентли» – и жизнь у них наладилась. Организовали бригаду. Прикупили домик на Рублёвке. Сметаны – во, колбасы – ещё больше! В общем, успешно жрали бутерброды с черной икрой.
Однажды упёрли не ту машину. Точнее, машина была та самая, которая и нужна, но только не у тех. В общем, бугаи с битами вежливо приглашают угонщика на разговор, из вежливости и человеколюбия не убивают его, а всего лишь ломают ноги и предупреждают - больше так себя не веди.
Притом битюги перепутали – вместо одного брата, главного, взяли того, кто на подхвате. Но неважно – бывает.
Ноги переломанные зажили. Денег все ещё хочется. И пошли шуршать дальше по бентлям и роллс-ройсам. Спрос был – нащупали канал, куда всё это можно сбыть за пределы России.
Когда мы с ними решили работать вплотную, было уже поздно. Братьев упокоили навсегда – опять не у тех машину угнали…
Да, на Руси Левши издавна плохо заканчивали.
Как-то сталкивался с представителями компании, занимавшейся противоугонными комплексами. У них своя аналитика по кражам автомашин. Говорили, что главная головная боль от Москвы и Питера. Если в Москве чаще работают грубо – с помощью лома и такой-то матери, то Питер – город истинных интеллигентов. Там собрались отличные технари. Используют аппаратуру, считывают сигналы по разблокировке дверей и модулируют их, распрограммируют машины, в общем, ведут интеллектуальную насыщенную жизнь.
Столичная трагичная опера
«Инфинити» был новенький, красивенький и дешёвенький. Грех пройти мимо такого.
Продавец долго пудрил мозги, как сэкономить деньги на оформлении, на страховке и ещё на чем-то. Потом объявил, что деньги ему нужны здесь и сейчас. Поэтому и цена дешёвая. А оформить можно и потом. Тем более, он все документы на машину отдаёт.
В общем, жук этот деньги взял, документы отдал и отчалил.
Обрадованные новые хозяева уехали с Южного рынка недалеко. Сразу по выезду их тормознули гаишники. И заявили, что машина подана в розыск.
- Да как же? – возмущался новый владелец. - У нас документы на неё!
- Во, ещё и с документами угнали. Это только отягчает вину.
Тут же нарисовался какой-то деловар из автомобильного отдела МУРа, счастливый, что по-лёгкому срубил палку. Целую ОПГ взяли – трёх человек.
Дело возбудили быстро. Даже скажем, со свистом. И покупателя с двумя сопровождавшими закрыли в СИЗО.
И надо же так случиться, что одним из «злостных воров и угонщиков» был майор из нашего Главка!
Начальником ГУУР был тогда генерал Гордиенко – человек проницательный. Узнав о происшедшем, он объявил, что не верит, будто его опер в свободное время ворует машины. И создал своим приказом опергруппу для того, чтобы разобраться, как было на самом деле.
Руководителем группы стал мой друг – замначальника убойного отдела. С интуицией и логикой у него всё отлично. Посмотрел материалы. И его сразу заинтересовал этот «Инфинити». Что-то с это машиной не так – прямо чувствовал.
Пробил её по всем базам данных. И ошалел. Оказывается, этот самый «Инфинити» угонялся уже несколько раз. По одному сценарию – на рынке его якобы похищают. Доблестное ГАИ его тут же тормозит. А подлые угонщики садятся в тюрьму. Раскрываемость растёт. Дорогостоящая машина хозяевам возвращается. Ну и всё такое.
Нет, в принципе совпадения бывают. Но это шансы примерно, как все атомы твоего организма устремятся в одну сторону, и ты взлетишь в космос.
Стало понятно – тут имеет место банальная, хотя и широкомасштабная, афера. Так и оказалось.
Выяснилась, что образовалась ушлая организованная преступная группа. Туда входили опера из автомобильного отдела МУРа, обычные мошенники. Схема – подставляют человеку машину, ездят ему по ушам, что потом оформят. Гаишники потом машину задерживают. А деньги – шестьдесят-семьдесят тысяч долларов - братва делит между собой. И такой отзывчивый там был прокурор – беспощадно карал преступников, моментально дело возбуждал.
Разборки долго длились. Члены ОПГ приземлились в местах лишения свободы. Наш сотрудник вышел-таки чистым и ни в чем не виноватым. Следствие закончено – забудьте.
Но сколько потом не сталкивался с этой темой – как-то не забывается она. Моё личное мнение – автокражи одна из самых коррумпированных линий.
Помню, один урка сетовал:
- Кореш мой решил по московским машинам поработать. Так его схватили, в МУР отвезли. Били долго. Потом объявили, что отныне он агент. Всё, что наработал - треть должен отдать. И залётных сдавать. Иначе никак. Согласился…
Информация эта через третьи руки, так что не настаиваю на подлинности, и не обвиняю никого. Но факт остаётся фактом – муровский отдел по кражам автотранспорта меняют в среднем раз в два года в полном составе. Постоянно там какие-то залёты, непонятные истории. В УСБ и ФСБ на сотрудников целые собрания триллеров записаны. Ведь все эти жульничества вокруг автотранспорта приносят колоссальные доходы.
Помню, у одной знакомой стащили тачку, отправилась она в МУР по протекции, чтобы расследование убыстрили.
- Вернут, - пообещал оперативник.
Вернули через день. Оперативная осведомлённость это называется. Только с несколько кавказским акцентом.
Говорят, когда в очередной раз разогнали этот отдел, то в Москве чуть ли не на треть снизились кражи автомобилей. Серьёзная братва без прикрытия работать не готова.
Только прошу учесть, что всё это относится не к сотрудникам, работающим по этой линии – в основном это честные люди. А исключительно к продавшимся, которые вообще, по моему мнению, не совсем уж и люди.
Смертельное фуэте
Один мой знакомый служил в военной прокуратуре где-то в Молдавии. У него в производстве было дело в отношении капитана ВВ. У того была шикарная бежевая «Волга» с противотуманными фарами и супернаворотами. В середине восьмидесятых такие машины ценились выше, чем ныне «Ламборджини». Потому что «Ламборджини» можно купить за деньги. А «Волгу» по тем временам за деньги не купишь - нужно было в каких-то очередях стоять, в профкоме отмечаться, письма с работы писать благодарственные, чтобы быстрее дали. Правда, были авторынки, где машины уходили за двойную цену. Вот на таком рынке и пасся этот поганый вампир.
Люди на машину клевали моментом, обещая заплатить любые деньги – конечно, в пределах разумного.
Когда сходились в цене, капитан усаживал покупателей к себе в машину и вёз оформлять куплю-продажу. По дороге их убивал и забирал деньги.
За ним числилось, по-моему, семь трупов. Он пошёл в признанку, давал расклады, показывал, куда закопал трупы, в общем, сотрудничал со следствием, выцыганивая себе жизнь.
Поехали проверять его показания.
- Здесь я высадил женщину, - равнодушно вещал он. – Она мне пообещала за машину двадцать тысяч и сказала, что деньги при ней. Когда я её убил, то денег не нашёл. Она меня обманула.
Он указал, где закопали труп. Тело там и обнаружили – уже скелетированное. На женщине было матерчатое платье. И оно сгнило, распалось. Оказалось, что деньги при потерпевшей были. Они просто зашиты в такие складки-карманы, которые обнаружить трудно.
И у убийцы началась истерика. Он буквально во весь голос вопил:
- Ну как, как я их не отыскал! Они же при ней были! Все деньги!
Смирившись со своей скорой смертью по приговору суда, он не смог смириться с тем, что не получил вожделенные деньги…
Самое худшее, что есть в этом преступном виде деятельности – преступления против личности. Одно дело, когда машину спёрли. И другое, когда за неё убили человека.
А таких случаев масса. Особенно страдают частные извозчики. И убийцы сознательно обменивают жизнь людей на груду пусть и дорогостоящего, но железа.
Помню, в Калининграде двое уродов убивали таксистов, набрасывали на них удавки, душили, завладевали машинами и деньгами. А потом деньги тратили на шмотки и ночные клубы, где блистали и были королями бала – и королевы у них такие же были. Пластмассовые люди с одними низменными желаниями в головах.
Разбоями тоже любители чужих машин не чураются. Несколько лет назад в Москве взяли ОПГ, так те работали только по элитным машинам с госномерами – в основном из Администрации Президента. Отвезёт водитель шишку свою ненаглядную заседать в Думе, а сам в свободное время калымит. Сажает хлипкого мальчонку, довозит его до адреса, а там ждут добры молодцы с пистолетом и обрезом. Слава Богу, никого не убили бандюги, но челюстей и костей переломали немало. МУРу пришлось побегать, чтобы шайку вычислить, и большие люди больше не обижались бы на разгул криминала.
И бандитизм вокруг этой сферы тоже царил всегда нормальный такой. Организованные преступные группировки плотно оседлали транзит иномарок ещё в бешенные времена девяностых, когда сплошные железные потоки иномарок тянулись из Германии, Японии.
Целые войны на дальнем Востоке были. Братаны даже художественный фильм сняли про это – со знанием дела, с гордостью за свою профессию. Где-то в Интернете он гуляет.
Без автомата тащить через Дальний восток японскую машину было проблематично. Отнимали машины, иногда убивали водителей, брали деньги за проезд по территории, притом банд было много, и аппетиты у них были неуемные.
Примерно такой же разгул я застал в 2002 году в Калининградской области. Там несколько группировок держало трассу. В населённом пункте главбандит, здоровенный детина-спортсмен, гигант, пользовался большим авторитетом, так что все пацаны к нему хотели в мафию. Брал лучших. Тех, кто попадался на наркотиках и недисциплинированности, изгонял, забирая ключи от машины и золотую цепь – тотемный предметы. Правда, накала дальневосточного там не было. Обычно с перегонщиков брали по пятьдесят-сто баксов с машины и обещали, что больше в области с них не возьмут. По-божески. Не хочешь платить? Бить не будем. Просто стёклышко на машине твоей треснет, да и фары недёшево стоят. Да и КАМАЗ впилиться может. Арестовывали этих героев дорог постоянно, на их место новые приходили. Логика у бандита простая и где-то даже обоснованная – перегонщики наживаются на транзите, налогов не платят. В общем, такие же жулики, как и мы. Так пускай делятся за проезд по нашей территории.
Пляски вприсядку
Есть такая забава у сотрудников правоохранительных органов, работающих по какой-либо линии – считать деньги своих фигурантов. «Подпольная торговля оружием по доходности находится на втором месте после торговли наркотиками». Это самое вожделенное второе место приписывают и обороту алмазов и золота, и кражам антиквариата, и вообще всему, чему надо для красного словца. С первенством наркотиков никто не спорит, а вот второе почётное место – это предмет постоянных споров правоохранительных чиновников.
Подсчитать, кто на каком месте, в принципе невозможно с учётом латентности преступлений – то есть беззаявочности. Но кое-какие выводы сделать можно. По автомобилям – не знаю, как насчёт второго места, но в десятке лидеров эти преступления найдут своё почётное место.
Крали автотранспорт, наверное, с того момента, как на телегу присобачили двигатель. И в СССР были угоны, кражи машин. Вопрос только в масштабах. 1988 год – 3404 кражи. Правда, при СССР и машин было у граждан существенно меньше. А за новенькую «двадцатьчетверку» из государственного гаража вполне можно было получить статью 93-1 – хищение госсобственности в особо крупных размерах. А наказание там – вплоть до расстрела.
Однако тогда умельцы были такие, что до сих пор дух захватывает. В 60-е годы шайка мошенников находила узбеков, приехавших в столицу с мешком денег покупать «Волги», вели бедолаг к «большому начальнику из Госплана» - умудрились действительно проводить потерпевших в здание Госплана, минуя всю охрану. И там «большой начальник» милостиво брал деньги за пару «Волг». После чего «сквозил» с ними через бухгалтерию. Такой же трюк они проворачивали и в республиках, заводя потерпевших в различные министерства. Эпизодов было видимо-невидимо.
Но это эксцессы. Бум начался в девяностых, с приходом эры всеобщей автомобилизации и повального бандитизма. В 1991 г. Совершено уже 20941 краж автомашин – а это рост в семь раз за три года!
В России в среднем за последние десятилетия похищалось от двадцати до сорока тысяч машин в год. То есть сумма в принципе внушительная, поскольку уходят, как правило, не ВАЗ-2101 за пятьсот баксов, а вполне респектабельные «Ауди», «Мерсы». Хотя чего считать чужие воровские деньги? Это неприлично.
Однако на фоне остального мира мы выглядим ещё более-менее прилично. Во Франции в год похищается более ста тысяч машин. В США – около 800 тысяч. Однако там наблюдается устойчивая тенденция падения данного вида преступлений. В девяностые во Франции в год крали более 600 тысяч автомашин (правда, теперь их предпочитают бессмысленно жечь в рамках толерантного и страшно справедливого арабского протеста). В Штатах ежегодно уходило более миллиона тачек. Почему происходит падение? Ну так цифровой тоталитаризм на дворе, везде видеокамеры, скрытые чипы и метки, да ещё новые виды учёта, противугонки, спутниковые системы и много чего, с чем бороться с каждым годом сложнее. Когда в Европе окончательно установится фашизм, машины там красть перестанут. Или вдруг будет побеждать толерантность – тоже ничего, тогда машины просто сожгут, и проблема решится сама собой.
А у нас как будет? Трудно сказать. Как будет, так и будет…
Моё отношение к этому теневому бизнесу? Как ни странно, какого-либо особого негодования я не испытываю. Вот кражи антиквариата – это да. Воруют национальное достояние, вещи, которые больше никто не сделает, картины мастеров, которые наперечёт, высшие достижения человечества. А машина она и есть машина – поточное производство, на которое человечество переводит кучу невосполнимых ресурсов.
Квартирные кражи кажутся куда более неприятным преступлением – во время них часто похищаются вещи, имеющие не столько материальную ценность для людей, сколько просто дорогие их сердцу, относящиеся к дорогим людям, к воспоминаниям. А все это какой-то мерзкий ворюга грязными руками сгребает и несёт к барыге за четверть цены. Да и компенсировать никто убытки от квартирных краж не будет. А застрахованная машина – это всего лишь лишняя головная боль, потерянное время, но полученная компенсация и приобретение другой машины. Это в старые временам кража машины - катастрофа. На неё копили полжизни. А сейчас – так, мелкие неудобства. Главное, чтобы жизнь и здоровье людей не страдало.
В принципе, все эти автомобильные страсти – это способ существования капиталистического производства на нынешнем этапе. Кто-то наваривает деньги, производя машины, кто-то на продажах, кражах, страховках. Все занимают свою нишу и все при деле.
Однако тут есть несколько сильно негативных моментов. Во-первых, образуется ещё одна преступная среда, в которую втягиваются с учётом относительно безопасности этого преступного бизнеса (раскрываемость не более двадцати процентов, а в некоторых районах не раскрывается ни одного преступления) люди, которые могли и не ступить на кривую дорожку. Среди них и работяги в автосервисах, и молодняк, жаждущий лёгких денег. Вся эта деятельность сопряжена с коррупцией, то есть разлагает государственный аппарат. Это все же преступная среда со всеми сопутствующими радостями – разделом сфер влияния, порой убийствами, разборками, стрелками – то есть происходит воспроизводство организованной преступности.
Потому, конечно, бороться надо нещадно. Как и со всеми преступлениями.
Проблем в этой сфере накопилось немало. Много лет МВД пыталось убрать пресловутую статью об угоне. Если ты уехал на чужой машине и продал её – то это кража, порой тяжкое или особо-тяжкое преступление, в зависимости от стоимости. Если ты её продать не успел, и тебя вытащили из-за руля, ты говоришь, что просто хотел прокатиться – это уже угон, преступление не тяжкое, сроду по нему никого не сажали. Хотя все знают, что поймали ворюгу, но что ему сделаешь? Это примерно как грабители будут говорить – я с него шапку содрал, но продавать не хотел, просто поносить полчасика и вернуть. И будет угон шапки.
Чтобы доказать кражу машины, надо хлопнуть всю шайку – угонщиков, разборщиков, перебивщиков, перегонщиков, продавцов – задокументировать их очень тяжело, а порой и невозможно. Так что, бизнес процветает.
Ведутся разговоры об уголовной ответственности за хранение краденых машин, за их разборку и много другое. Но воз и ныне там. Значит, такая ситуация всех устраивает.
Правда, слышал на днях – опять кто-то из депутатов выступил с предложением убрать статью об угоне. Может и получится.
Интересен опыт бывших республик СССР. В Узбекистане дают пятнадцать лет только за то, что ты стронул чужую машину с места, и теперь там своих стальных любимцев люди оставляют с ключами в замке зажигания. Куда уехала вся братва, специализировавшаяся на данных делах? Конечно, в Россию, где закон либерален. Может и нам аналогичный закон принять, чтобы они все свалили в Европу?
Сам я к автомобилям в целом равнодушен. Есть в неземной любви к ним наших современников что-то такое первобытное, иррациональное и даже нередко порочное. Машины – это такие современные кареты. Созданы наполовину для передвижения, а на вторую половину – тешить своё сословное тщеславие. Надуваться от сознания собственной значимости. И рёвом двигателя оповещать всю нашу Халактику – у меня есть бабки на «Хаммер», я выше вас всех, быдла нечёсанного! Я крут! Я мегакрут! Я титан!
«Хам на «Хаммере» сидит,
Хам из «Хаммера» глядит»…
Уже видно, что человечество подошло к порогу антиавтомобилизации. Через считанные годы в больших городах собственные машины просто будут не нужны – речь о сельской местности не идёт, там это предмет необходимости. Автопилоты, такси без водителя, новые виды общественного транспорта – все это проведёт к перелому. Рано или поздно освоят третье измерение. И будет восприниматься со смехом, как мы пыжились, доказывая, что у тебя под капотом лошадей больше.
цикл окончен. далее другие произведения