Забытый батискаф.

Забытый батискаф. СССР, Поиск, Ас-7, ВМФ, Батискаф, Длиннопост

Лежащая на морском дне одной из бухт Петропавловска – Камчатского былая гордость отечественного Военно-морского Флота могла бы стать визитной карточкой города.


Всё, что связано с этой печальной историей глубоководного батискафа, проекта «Поиск-6», ещё недавно было окутано плотной завесой тайны. Сейчас это не менее плотно «окутано» пеленой нелепости и безразличия. Хотя, при желании, всё может быть совсем по-иному.



Звёздный час «Поиска-6»



Более 30 лет назад у берегов Камчатки было совершено рекордное погружение на управляемом подводном корабле – батискафе. Пальцев одной руки хватит, чтобы перечислить страны, которые способны на подобные технологические прорывы.


20 августа 1985 (по другим данным – 1986) года трое человек на борту военного батискафа АС-7 проекта «Поиск-6» в одной из океанских расщелин Курило-Камчатского жёлоба достигли глубины 6.035 метров!!!

Забытый батискаф. СССР, Поиск, Ас-7, ВМФ, Батискаф, Длиннопост

Рекордное погружение стало огромным успехом нашей страны. Батискафу прочили большое будущее. Военно-морской флот связывал с ним большие надежды по борьбе с американским подводным шпионажем; наука включила «Поиск-6» в свои перспективные планы океанских исследований.


Ни о чём этом, правда, тогда не сообщалось. Всё было строго засекречено, и страна так и не узнала имена своих героев: командира батискафа капитана 3 ранга Анатолия Павлова, электромеханика капитана 3 ранга Мосунова и представителя Ленинградского адмиралтейского бъединения Леонида Лазуто. А равно и  имена создателей этого засекреченного корабля.


Это был звёздный час в длинной эпопее вокруг первого отечественного сверхглубоководного батискафа. К сожалению, в дальнейшем всё пошло по скверному сценарию.



Обескураживающий финал



АС-7 недолго послужил военно-морскому флоту и науке, хотя на его создание было затрачено много времени, сил и денег.


В 1974 году американцам удалось частично поднять, с глубины 5 600 метров, затонувшую в 1968 году советскую подводную лодку К-129. Это была очень дорогостоящая операция. Ни о чём подобном мы тогда не могли и мечтать.


В разгар «холодной войны» и мы, и США создавали глубоководные аппараты для обнаружения затонувших объектов военного назначения, гидрофонов системы SOSUS (SOund SUrveillance System — звуковая система наблюдения на акватории Мирового океана) — мощнейшая гидроакустическая противолодочная система ВМС США, установки глубоководных ядерных зарядов и систем прослушивания, устанавливаемых на подводных кабелях связи.


В июне 1975 года на Ново-Адмиралтейском заводе в Ленинграде был заложен, и через 4 года (июнь 1979-го) спущен на воду батискаф АС-7 проекта «Поиск-6». Ещё 4 года длились заводские испытания на Чёрном море, завершившиеся успешным погружением на глубину 1 953 метра. 27 сентября 1983 года аппарат был принят для испытаний в ВМФ СССР.

Забытый батискаф. СССР, Поиск, Ас-7, ВМФ, Батискаф, Длиннопост

Дальнейшее тестирование АС-7 предстояло пройти уже на Тихом океане, так как только там есть глубины, под которые проектировался батискаф. В том же году батискаф перевезли на палубе балкера «Зоя Космодемьянская» в Петропавловск-Камчатский, где в течение 1984-1985 годов выполнялись совместные работы аппарата с танкером «Аламбай», плавучим доком ТПД-43 и обеспечивающим судном «Георгий Козьмин».


Батискаф дважды успешно превысил 6-километровую отметку океанского погружения в Курило-Камчатском жёлобе, одном из пяти глубочайших мест Тихого океана.


Но многообещающее начало имело скорый и печальный финал. Роковую черту подвело неудачное погружение 15 сентября 1987 года, когда аппарат ударился о грунт и получил повреждения лёгкого корпуса. Испытания были прерваны, и батискаф поставили в док. Как потом оказалось навсегда – последующие его «погружения» имели уже совсем иной характер.



Что же произошло с уникальным подводным судном?



Создавая АС-7, советские инженеры заимствовали многие классические идеи построения батискафа. В частности – легендарного «Триеста», который ещё в 1960 году достиг в Марианской впадине глубины 10.911 метров. Необходимо понимать большую разницу между батискафом «Триест» и нашим военным кораблем. «Триест» это герметичная капсула, которая опустилась на дно океана, зафиксировала рекорд погружения, произвела фотографирование дна, и, сбросив балласт дроби, всплыла на поверхность. Наш батискаф способен был перемещаться в горизонтальной плоскости, производить специальные работы на глубине и поднимать на поверхность груз большей массы. Это большее, без преувеличения — мирового уровня, достижение нашей науки и кораблестроителей.

Забытый батискаф. СССР, Поиск, Ас-7, ВМФ, Батискаф, Длиннопост

В итоге,  батискаф «Триест» был выставлен в военно-морском историческом центре города Вашингтон (США), наша же гордость  в частично затопленном доке, обрастая ракушками и небытием.

Забытый батискаф. СССР, Поиск, Ас-7, ВМФ, Батискаф, Длиннопост

Для замещения воды в балластных цистернах АС-7 применялся сверхчистый летучий бензин, без остатка испарявшийся через два часа при сбросе в море.


Подводное водоизмещение АС-7 достигало 950 тонн, включая 240 тонн «поплавкового» бензина, плюс 30 тонн балласта из дроби, для аварийного всплытия. При каждом погружении батискафа за борт выпускалось несколько десятков тонн бензина. Это была не сверхмалая подводная лодка, как большинство предшественников, а небольшой подводный корабль.


Пространство в поплавке над поверхностью бензина заполнялось азотом для предотвращения возгорания. И всё же бензин был крайне пожароопасным. Даже незначительные удары, касания и повреждения корпуса при буксировке и постановке в док были противопоказаны АС-7.



Вот основные технические характеристики лодки проекта «Поиск-6»:


длина – 29 м; ширина – 6,3 м; высота – 8,2 м; осадка – 4,8 м, надводное водоизмещение – 355 т; масса полезной нагрузки – 2 300 кг; масса груза, поднимаемого на поверхность со дна – 400 кг;


4 электродвигателя, электрическая энергетическая установка на аккумуляторах (300 штук типа СП-680); скорости: горизонтальная – 2,65 узла, вертикальная – 0,5 узла; дальность хода –16 миль; автономность: 72 часа по жизнеобеспечению и 19 часов по электроэнергии; экипаж – 3 человека.



Испытания показали, что гидравлика и системы жизнеобеспечения работали нормально. Но выявили и недостатки: в конструкции аккумуляторных батарей, в лёгком корпусе (поплавке), а также в использовании рафината риформинга (летучего бензина) в качестве жидкого наполнителя цистерн плавучести.


Во время рокового погружения 15 сентября 1987 года, на глубине примерно 5 600 метров, экипаж неправильно рассчитал плавучесть и не справился с управлением. Батискаф ударился о грунт и разбил носовую часть.


Всплывать пришлось экстренно, в аварийной обстановке, мгновенно отстрелив два 15-тонных контейнера свинцовой дроби.


Повреждения оказались серьезными. Почти два года батискаф восстанавливал «здоровье».



Развал СССР и приказ вице-адмирала Ю.Шуманина



Может кто помнит, что в 1981 году в заливе Шелихова (Охотское море) в 32 милях от западного побережья Камчатки со дна моря (глубина 65 м) было поднято подслушивающее устройство весом несколько тонн. Как оказалось, это была третья модификация изделия «Кокон». Американские субмарины уже примерно 10 лет устанавливали на телефонные кабели связи, соединяющие Камчатку с материком, прослушивающию аппаратуру, периодически забирали пленки с записями или меняли сами устройства на более совершенные. Т.е. во время Холодной войны была потребность в глубоководных аппаратах не столько в научных или спасательных целях, сколько в шпионских. Возможно, поврежденный батискаф «Поиск-6» смогли бы восстановить...


21 сентября 1987 года вышло указание о прекращении Государственных испытаний АС-7. Аппарат так и не был принят в состав ВМФ. Батискаф передали на ответственное хранение в Камчатскую флотилию. В сентябре 1988 года вышло секретное постановление правительства о прекращении всех работ по проекту «1906». До истечения назначенного срока службы батискаф хранился на док-палубе ТПД-43 у причала №5 в Завойко. Затем вместе с доком был выведен на старое корабельное кладбище в бухте Раковая и по причине банального разгильдяйства затоплен без салюта и почестей. Скорее всего, с дока своровали запорную бронзовую арматуру и он затонул вместе с батискафом. Так захлебнулось дальнейшее наступление на океан отечественной техники.


В 1991 году рухнул СССР, а вместе с ним стало рушиться вся и всё. Вся и все погрузилась в глубочайший кризис, в стране началась Великая криминальная революция. «Поиск-6» уже был никому не нужен. Конечно, военные могли его отдать для сохранения в музей как первый советский батискаф, достигший таких глубин.


В итоге 16 ноября 1992 года командующий Камчатской военной флотилией КТОФ ВМФ вице-адмирал Ю. Шуманин  подписал секретный приказ №0124 (секретные начинались с нуля, совсекретные - с двух нулей ), первым пунктом которого значилось: «Исключить из состава флота и передать на слом транспортный док «ТПД-43», проект 764 (заводской номер 68)…».


Местом дислокации списанного флота до решения о его разделке было определено озеро Богородское. Приказ также подписал контр-адмирал М. КУЛАК, начальник штаба КВФ. В этом документе ни слова не говорится о батискафе «Поиск-6», хотя плавдок был специально сделан именно для транспортировки батискафа, т.е. это был единый комплекс. Почему адмиралы не «заметили» 29-метровую мини-подлодку?



Приказ контр-адмирала В. Дорогина



4 февраля 1995 года командующий КВФ контр-адмирал В. Дорогин утвердил ликвидационный акт списания плавучего транспортного дока ТПД-43. В состав комиссии входили 10 командиров частей (Лупач, Силков, Голубятников, Бакиев, Семенов, Вергер, Куринов, Суслонов, Смагин, Тихоновский). Плавдок уже был затоплен в бухте Раковая, но об этом ни в приказах о списании, ни в ликвидационных актах - ни слова...


Двумя днями раньше, 2 февраля командир в/ч 70076 В. ТИХОНОВСКОВ подписал «АКТ о готовности «ТПД-43» к продаже. И опять ни слова про батискаф, как будто там его и не было. К продаже был «подготовлен» затонувший док ТПД-43 весом примерно 2200 тонн.



Покупка затопленного плавдока



В середине 90-х многие флотоводцы быстро смекнули, какой сказочный бизнес сулит им сокращение ВМФ! Только на ТОФе из боевого состава были исключены 213 вспомогательных судов, 35 кораблей и подводных лодок. А когда доблестные военморы продали то, что было на воде, началась торговля тем, что было под водой.


8 октября 2009 года ТПД-43 купила «Паланская промышленно-транспортная компания» («ППТП»), хозяином и гендиректором которой являлся человек смелого характера - Артем Светличный. Многие крутили пальцем у виска когда узнавали, что Артем купил затонувший плавдок. Сами понимаете, что судоподъем - затратное и хлопотное дело.


9 октября 2009 года Светличный платежным поручением перечислил военным, а именно - в Центральное управление материальных ресурсов и ВЭС Минобороны РФ, 720 тыс. руб. за покупку затонувшего плавдока и дизельной подлодки С-327, 1961 г.п. весом 1000 т. Металл продавался по 145 руб. за тонну.


15 октября 2009 года Светличному была выдана доверенность № 19/к-451 для предъявления командиру войсковой части №25029 на получение на территории войсковой части №87272 «товара», т.е. плавдока. Дальше Артёму предстояло потратиться на судоподъем, поднять док и отбуксировать его к месту разделки.


И надо же, г-н Светличный сумел поднять док! 15 мая 2011 года между ООО «ППТК и ООО «Аквамет +», в лице директора С. Рябовол был заключен договор о водолазном осмотре затопленного в бухте Южная «ТПД-43», а также конвертации и герметизации дока для последующей буксировки в бухту Моховая на участок разделки.


Работы по судоподъему обошлись в 8 млн. руб. Камчатский филиал ФГУП «Сахалинское бассейновое аварийно-спасательное управление» определяло стоимость аналогичных работ в декабре 2010 года в сумме более 12 млн. руб., а войсковая часть №25147 Министерства обороны РФ - более 8 млн. руб. Ориентировочные сроки работ - 35 суток. Работы у «Аквамет +» шли на удивление хорошо. Водолазы смогли быстро залатать дыры и док подняли. Вот тогда и был обнаружен легендарный и единственный в России батискаф, сумевший погрузиться на 6 км.



Команда  «СТОП»!



9 июня 2011 года А. Светличный уведомил ВРИО Командующего Войсками и Силами на Северо - Востоке РФ Е. Алешина, что в процессе подъема дока были обнаружены фрагменты неопознанного плавательного средства. В случае принадлежности этого плавательного средства ВМФ или другим заинтересованным лицам, покупатель предложил принять участие в изъятии батискафа из спорного имущества либо об отказе. 17 июня 2011 Е. Алешин информировал покупателя, что в доке ТПД-43 находится опытный глубоководный аппарат «Поиск-6», дальнейшая судьба которого уже решается в Главном штабе ВМФ. До решения этого вопроса разделка спорного имущества на металлолом невозможна. Военмор просил оставить спорное имущество на перестой в воинской части №40194 («Шпора»), пирс №1, бухта Завойко. Это было первое роковое решение заместителя командующего. Как я уже писал выше, при списании плавдока нигде ни слова не упоминалось о батискафе, т.к. после испытаний он не был принят в состав ВМФ СССР. При этом военные знали о секретной машине и предполагали, что судьбу «Поиска 6» должны решать в органах контрразведки для снятия грифа секретности.


Покупатель плавдока подчинился требованию военных и поставил плавдок к пирсу «Шпора». С этого момента началась долгая переписка. А. Светличный писал, что он купил плавдок, а не секретный батискаф и просил аппарат забрать, т.к. бизнес несет потери.


12 сентября 2011 года командующий войсками и силами на Северо-Востоке РФ К. Маклов указал собственнику спорного имущества, что командующий войсками Восточного военного округа К. Сиденко запретил осуществлять разделку ТПД-43 и дал командиру войсковой части №40194 указания по обеспечению охраны и неприкосновенности ТПД-43 и «Поиска-6».


Между ООО «ППТК», с одной стороны, и командующим Макловым и командиром войсковой части №40194 Опрышко с другой, 13 сентября 2011 года составлены акты о передаче лома от ТПД-43 и «Поиска-6» под ответственное хранение командиру войсковой части №40194 для обеспечения охраны, безопасности и неприкосновенности аппарата до момента снятия грифа секретности.


А.Светличный продолжал писать письма золотопогонникам с просьбой прояснить ситуацию со снятием грифа секретности. Тут уже вмешались  особисты из отдела военной контрразведки давшие свой "Стоп " делу.



Секретов нет



Любопытно, что 14 июля 2011 года в штабе группировки заседала военно-техническая комиссия под председательством контр-адмирала Е. Алешина. Выступавшие офицеры пришли к выводу, что сведений, составляющих государственную тайну, на батискафе нет. Чертежи «Поиска 6» давно опубликованы в открытых СМИ. Тут взвился представитель режимного отдела, отвечающего за сохранение гостайны. Он сказал парадоксальную фразу, что опубликование в печати секретных сведений не является основанием к их рассекречиванию и требовал вести обсуждение в соответствии с инструкцией по режиму секретности, введенной приказом №010 от 2005 года.


К чести морских офицеров, они не послушали «режимника» и приняли решение ходатайствовать перед командующим ТОФ о снятии режима секретности с глубоководного аппарата. Но командующие медлили... В итоге дождались затопления плавдока вместе с батискафом, а затем последующего иска о взыскании убытков.



Плавдок затонул во время шторма



8 февраля 2012 года гендиректору ООО «ППТК» было сообщено, что в условиях шторма 27 декабря 2011 года спорное имущество с находящимся внутри него батискафом «Поиск-6» затонуло у пирса №1 бухты Завойко с креном на левый борт и дифферентом на нос. Возможный заработок от продажи металлолома у А. Светличного отодвинулся на неопределенный срок...



Подъем нерентабелен



После того, как ТПД-43 снова затонул, его опять осмотрели водолазы. Вывод - дальнейший судоподъем будет крайне затруднен, т.к. плавдок сел на камни. Бизнесмен  уже понес немалые расходы на купленное им имущество и теперь оставался ни с чем.


Тогда компания Светличного подала иск в арбитражный суд о возмещении убытков на сумму 28 млн. руб. и выиграла его. В деле есть акты экспертиз со сложными формулами расчета, которые подробно обосновывают, почему 2200 тонн ржавого металлолома должны стоить почти миллион долларов.


В арбитражном деле были доверенности юристам, подписанные министрами обороны А. Сердюковым и С. Шойгу. Военные, как говорится, стояли «на смерть». Не признавали сумму иска, пытались перенести дело в Москву.


В ходе судебного разбирательства было установлено, что в результате необеспечения хранителем сохранности имущества истца, переданного на хранение, данное имущество было утрачено (затопление неразделанного смешанного лома от ТПД-43). Доказательства того, что войсковой частью №40194 принимались все необходимые меры по сохранности имущества предприятия и надлежащим образом выполнялись обязанности по контролю за его сохранностью, ответчиком в нарушение ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ, представлены не были.


Поскольку материалами дела подтвержден факт нарушения войсковой частью обязательств по хранению имущества, причинения убытков истцу и их размер, наличия причинной связи между понесенными убытками и ненадлежащим исполнением обязательств по хранению, суд пришел к выводу, что требования истца являются обоснованными.


5 апреля 2013 года судья Арбитражного суда Камчатского края О. Бляхер взыскала с Российской Федерации в лице Министерства обороны РФ за счет казны Российской Федерации в пользу ООО «Паланская промышленно-транспортная компания» убытки в размере 28 238 тыс. руб. и расходы по уплате государственной пошлины в сумме 163 688, 51 руб., а всего - 28 401 688, 51 руб.


P S :


По последней информации в 2015 в бухте Завойко был поднят плавучий док в котором долгие годы лежал затопленным единственный советский батискаф АС-7 проекта 1906. АС-7....

http://kamtime.ru/node/2534