-14

За какой фильм не стыдно перед иностранцами?

Прошу вас подсказать, какой российский фильм посмотреть с друзьями-иностранцами? 

Старые советские фильмы не подходят. Нужно что-то из современного.

Спасибо!!!

Дубликаты не найдены

+6

Остров. Хоть и с религиозно-философским задвигом, но за него не стыдно

+5
Балабанов, Бодров
раскрыть ветку 1
+5

До "трех Б" не хватает Быкова.

+2

Турецкий гамбит?

+2
Стиляги
+1

Хардкор, но он не совсем наш)

+1
Иди и смотри
раскрыть ветку 3
0
Я так и не смогла осилить. Правда я и "Грозовые ворота" не смогла.
раскрыть ветку 2
0
Хороший эстонский фильм "мандарины"
раскрыть ветку 1
+1

Мне "граффити" понравился. Траги-комедия. Ради концовки бесконечно пересматривать можно.

+1

что- нибудь с Еленой Берковой

раскрыть ветку 1
+1

Пускай стыдно будет Берковой. Аж жопа покраснеет.

+1

ну и "Последний богатырь" - вполне себе хорошая сказка со спецэффектами. ТС - надо указать направление в посте - драма (её вагон), прикольно (тоже не мало), на уровне голливуда по спецэффектам - тут список короче. Для подумать - а оно вам надо?

0
Сибирский цирюльник, если иностранцы женского пола.
0

Очень хорошо заходят Дозоры: Ночной/Дневной. Причем это не я иностранцам советовала, а мне как  минимум 2 человека рассказывали, что посмотрели и им понравилось. Оба очень удивились, когда я рассказала про книги ;))

0

"Коллектор" - то же неплохой фильм

0

Новая земля, хороший фильм.

0
"территория". Но смотреть только в качестве.
раскрыть ветку 1
0

Блин, я не иностранец, и вроде как знаком некоторым образом с тем "культурным кодом", раскрытым в фильме, но, черт, его было очень сложно смотреть, несмотря на качество.

0
"Царь" Лунгина и "Аритмия".
0

Да узбекам и старые советские проканают

0

"Как я провел этим летом", имхо, хорош

0
Соловей-Разбойник
0

из старых -

"Вождь краснокожих"

"Человек амфибия"

"Шерлок Холмс"

"Москва слезам не верит"



"Ворошиловский стрелок"

"О чем говорят мужчины" (под вопросом)

"

0

День радио, О чём говорят мужчины, Быстрее, чем кролики

0

Салют-7. Трилогию про Фандорина - Азазель, Турецкий гамбит, Статский советник. К слову о говорильнях - 12 (хотя это ремейк 12 разгневанных мужчин, но на русский лад).

0
Домовой, Монах и бес
0
Коллектор, последний уикенд
0
Война с бодровым
0

Дуэлянт самое оно, Вий на крайняк..

0

Мои американцы самостоятельно нашли «Собибор» и им понравилось, хотя на мой взгляд такой себе фильмец. И «Битва за Севастополь» тоже зашла.

0

ширли-мырли? ) хотя нет, там много специфического юмора.

раскрыть ветку 1
0

И посол их страны деревянными членами в Химках торговал

Иллюстрация к комментарию
0

если для подумать - "Статский советник".

0

28 панфиловцев.

раскрыть ветку 1
-1

это там где за Казахстан воевать будут?

0

Generation P по Пелевину

раскрыть ветку 1
0

лучший совет

0

"Маленькая Вера" ))))

0

Неадекватные люди.

раскрыть ветку 1
+3

Блять ну хороший же фильм 😔

-1

"Не стыдно", блин! Как то пробовал пересматривать старые добрые голливудские фильмы, которые когда-то смотрел ещё на VHS. Хотелось глянуть в хорошем качестве и с нормальным переводом. Так вот, с позиции теперешнего опыта, почти все фильмы, которые раньше нравились, на поверку оказались редкостным дерьмом. Реально цирк, балаган и бродвейский мюзикл. Настолько аляповато и нереалистично состряпанное дерьмищще, что удивляет - как мне вообще могло это понравиться.


Так что если будешь смотреть кино с иностранцами - стыдно должно быть им!!!

раскрыть ветку 1
0

Есть такое, у других технические условности и ограничения перестают бросаться в глаза уже через несколько минут, третьи же и сегодня выглядят настолько великолепно, что хоть сейчас в кинотеатры.

Проверка временем дается не всем, но дается.

-1

Смотрите Звягинцева, будет много про Россию, хотя местами депрессивно.

-1
Экватор
-1
"Голиаф" конечно, можно нажраться.
раскрыть ветку 3
+1

Ты хотел сказать"левиафан"

раскрыть ветку 2
+1
та
раскрыть ветку 1
-1

практически за любой, снятый до 1990

-1

если хэппи-энд нужен - "Тариф новогодний"

раскрыть ветку 1
0
Или Сирота казанская...
-1

Коллектор

раскрыть ветку 1
+1

Кстати, да.

Но, я думаю, раз автор спрашивает что показать - значит, сама нихрена не знает современных. Коллектор - фильм-говорильня, показывать его иностранцам - странная затея, имхо.

-1

А что там географ пропил?

раскрыть ветку 2
+1

Аляску и Крым изначально

0

берингов пролив

-1

"Скольжение" им покажите.

раскрыть ветку 2
0

да ну на хер! Весь фильм в эту дёргающуюся камеру смотреть...

раскрыть ветку 1
0

Задумка такая была.

-1
"Бумер" первый
раскрыть ветку 1
0

И второй тоже. Второй даже лучше, т.к. своеобразного российского криминала меньше, а общепонятной драмы - больше

-1

Любой фильм Соловьёва включай, пусть голову напрягают.

-2

Бригада, Бумер, 9 рота, Брат, Ёлки, Остров (с Лунгиным)

-2

Текст

-2

Кочегар

-2

Небеса обетованные

раскрыть ветку 1
+3
Это фильм, где бомжи в конце фильма полетели на паровозе?
-2

Особенности национальной рыбалки, охоты и прочее, ДМБ, БРАТ, БРАТ-2, Кочегар.

раскрыть ветку 1
+1

Это местный юмор, иностранцы не поймут.

-2
"Человеческая многоножка". Говорят, под пивко ничё
раскрыть ветку 2
+4

он не российский. тогда уж зелёный слоник.

+1

Смотреть можно, участвовать не рекомендуется.

Похожие посты
2825

Снято без поддержки "Фонда Кино."

Служба соцопеки едет в неблагополучную семью, чтобы забрать маленькую девочку в приют — мать сильно пьёт.

А говорят снимать кино у нас не умеют... зря: "может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать."

2371

Из 68 получивших деньги из бюджета российских фильмов за год окупились только восемь

Из 68 получивших деньги из бюджета российских фильмов за год окупились только восемь Фильмы, Сборы, Российское кино, Бабушка легкого поведения, т-34, Миллиарды, Новости

В период с января по ноябрь в прокате окупились только восемь российских фильмов из 68, которые получили государственную поддержку. Об этом пишет РБК, проанализировавший данные Единой федеральной автоматизированной информационной системы сведений о показах фильмов в кинозалах (ЕАИС).


Была составлена формула для расчёта дохода киностудии от проката своей продукции, где из 42% от кассовых сборов, которые получил продюсер, вычитается производственный бюджет без учета денег, выделенных государством на безвозмездной основе.

РБК о том, как он посчитал коммерчески успешные фильмы


Фильмы 2019 года, которые получили поддержку государства и окупились в прокате:


«Т-34» (бюджет — 563,8 миллиона рублей, сборы — 2,3 миллиарда;

«Бабушка лёгкого поведения 2» (бюджет — 101,5 миллиона, сборы — 439,7 миллиона);

«Миллиард» (бюджет — 240 миллионов, сборы — 408,6 миллиона);

«Любовницы» (бюджет — 95 миллионов, сборы — 291,4 миллиона);

«Трезвый водитель» (бюджет — 80 миллионов, сборы — 214,9 миллиона);

«Давай разведёмся» (бюджет — 38 миллионов, сборы — 100,5 милиона);

«Верность» (бюджет — 46,3 миллиона, сборы — 97,3 миллиона);

«Балканский рубеж» (бюджет — 150 миллионов, сборы — 307,6 миллиона).


Чтобы фильм считался коммерчески успешным, он должен собрать в прокате в два раза больше своих трат. Государственная поддержка составляет не полный бюджет каждого из упомянутых выше фильмов. Часть госденег предоставили на безвозвратной основе. Полные данные можно посмотреть на РБК или в ЕАИС.


Крупнейший убыток за год среди российских фильмов РБК зафиксировал у картины «Тайна печати дракона». Её бюджет составил 2,3 миллиарда рублей (90 миллионов из них — от Фонда кино), но в прокате она заработала 333,5 миллиона рублей. В Фонде кино не ответили на вопрос РБК об эффективности господдержки.


По данным «Бюллетеня Кинопрокатчика», за 2019 год вышли 168 российских фильмов. Однако сколько составляет бюджет картин, снятых без участия государства, не ясно.


В октябре Счётная палата нашла недочёты в системе финансирования кино из бюджета. Аудиторы обнаружили, что результаты голосования на выделение средств не хранятся, в совет по распределению субсидий входят их потенциальные получатели, а часть денег переводят в офшоры.


За аналогичный период в прокате 2018 года окупилось девять из 54 российских лент с госучастием. С 2015 года провалилась примерно треть российских фильмов, получивших из бюджета более 100 миллионов рублей — 14 из 38.



Показать полностью
15883

Все, что нужно знать о российском кинематографе

Все, что нужно знать о российском кинематографе Грех, Фильмы, Российское кино, Отзыв

Фильм "Грех". Я не поняла, какие оскорбления, какая ненормативная лексика?

Рейтинг у фильма высочайший. Вот так он у нас формируется.
P.S. Сама бы не пошла. Пригласили.

140

Актёры нашего кино

Валерий и Владимир Носик.
Актёры нашего кино Российское кино, Фильмы, СССР, Длиннопост, Наши актёры

Валерий Бенедиктович Носик родился 9 октября 1940 года в Москве. Отец Валерия Носика, Бенедикт Носэк — чистокровный поляк. В начале прошлого века он перебрался на Украину. Оказавшись в Украине, Бенедикт намеренно упростил фамилию и стал Носиком. Здесь же он женился на каширской мещанке Александре Субботиной. В 1940 году у супругов родился сын Валерий, а в 1948 году – Владимир Носик. Оба они стали известными актерами.


Валерий Носик начал начал заниматься самодеятельностью с четвертого класса — ходил на занятия в студию ДК ЗИЛа, которой руководил замечательный педагог Сергей Львович Штейн. По окончании школы он поступил во ВГИК, где обучался у великого Михаила Ромма.


К моменту окончания в 1963 году ВГИКа Валерий Носик уже успел сняться в нескольких фильмах. Его дебютом стала роль в драме режиссера Марии Федоровой «Стучись в любую дверь» (1958). Кроме того, с 1961 года Валерий совмещал учебу во ВГИКе и съемки в кино с работой в Московском ТЮЗе.


Валерий Носик вообще всю свою жизнь работал очень много. С конца 50-х годов, когда впервые появился на экране и сцене, он постоянно был занят на съёмках, репетициях, концертах, всевозможных записях.


Очень скоро определилось и амплуа актера. Валерий Носик, как правило, играл комедийные острохарактерные роли. И хотя роли эти чаще всего были небольшими, они никогда не оставались незамеченными. Его герои, забавные и чудаковатые, неизменно вызывали улыбку зрителей. Такими были: простоватый Отто Фукин из знаменитой «Большой перемены» и любитель детективов Лютиков в фильмах об Анискине, нерадивый студент в киноальманахе «Операция Ы и другие приключения Шурика» и браконьер Гриша в комедии «Ты — мне, я — тебе», волшебник Ох в сказке «Царевич Проша» и многие, многие другие. Можно заметить, что и имена героев Носика были под стать фамилии самого актёра. Талант Владимира Носика расцвечивал любые, даже самые маленькие роли, спасал от провала средние, проходные картины.


А вот драматический талант актера режиссеры в кино использовали гораздо реже, чем комедийный. Наверное, поэтому Валерию Носику эти редкие работы были гораздо дороже. Сложные, драматические образы были созданы актером в трагикомедии «Сапоги всмятку», поставленной Михаилом Ильенко по рассказам Чехова, киноповести Иосифа Хейфица «Горизонт», ретродраме Николая Досталя «Шура и Просвирняк».


В молодости Валерий Носик был женат на знаменитой актрисе Лии Ахеджаковой, с которой вместе работал в ТЮЗе. Детей в этом браке у них не было. Возможно, это и стало одной из причин их развода. Как бы то ни было, но Валерий всегда отзывался о своей бывшей жене только хорошо, называя ее умной и талантливой.


Второй его женой стала также актриса – Мария Стерникова. С ней Валерий познакомился на съемках фильма «Спеши строить дом», которые проходили в Молдавии. Их роман завершился браком, а в 1971 году у них родился сын Александр.


Вспоминает Мария Стерникова: «Когда Саша родился, муж просто расцвел, обожал его. У него была хорошая патриархальная семья: много тетушек, доброжелательная мама. У меня была уже дочь, я еще раздумывала: рожать мне или нет. А они в один голос: «А зачем мы тебя брали?»


Но в дальнейшем семейная жизнь у Валерия и Марии не сложилась. Они развелись, когда их сыну Саше было девять лет.


После ухода из ТЮЗа, Валерий Носик с 1965 по 1972 год работал в Московском театре им. А. С. Пушкина. А с 1972 он перешел в Малый театр, где и играл до конца своих дней.


В Малом театре Валерия Бенедиктовича звали «Солнышком», потому что он был человеком необыкновенной доброты и света. Его обожали, просто за то, что он был. Трогательный и беззащитный. Он хотел успеть все, за всех переживал, всем старался помочь: готовил новую концертную программу для себя и брата, Владимира Носика, помогал сыну Александру Носику – тоже актёру. Но не рассчитал свое здоровье.


4 января 1995 года Валерий Носик не вышел на работу. Его обнаружили дома мертвым. Рядом с ним на постели лежали листочки с новой ролью.

Актёры нашего кино Российское кино, Фильмы, СССР, Длиннопост, Наши актёры
Актёры нашего кино Российское кино, Фильмы, СССР, Длиннопост, Наши актёры
Актёры нашего кино Российское кино, Фильмы, СССР, Длиннопост, Наши актёры
Актёры нашего кино Российское кино, Фильмы, СССР, Длиннопост, Наши актёры
Актёры нашего кино Российское кино, Фильмы, СССР, Длиннопост, Наши актёры

Владимир Бенедиктович Носик родился 3 апреля 1948 года в Москве. В отличие от старшего брата Валерия Носика, который с раннего детства предрекал себе артистическое будущее, стать артистом Владимир не предполагал, хотя в доме всегда было много актеров-друзей брата.


После восьмого класса Носик-младший пошел в ПТУ, потом работал токарем, слесарем и учился в школе рабочей молодежи. Отслужил в армии в Таманской дивизии.


Затем все же решил пойти по стопам старшего брата. Носик – старший окончил ВГИК у Михаила Ильича Рома, он и помог младшему братишке в поступлении: подобрал репертуар, позанимался в ним. На экзаменах Владимир читал Зощенко. Ему крупно повезло, он поступил в кинематографический институт к театральному мастеру Борису Бабочкину. Курс подобрался на редкость отличный: Наталья Богунова, Сергей Гурзо, Анатолий Веденкин, Елена Соловей.


После первого года обучения Владимира Носика и Елены Соловей чуть не выгнали: почти всем поставили "пятерки" по актерскому мастерству, а им — "тройки". В общем, оставили условно: дальше надо было проявить себя только хорошо и пришлось стараться.


После окончания Института кинематографии Владимир Носик почти 25 лет прослужил в Театре Киноактёра. Когда этот театр практически прекратил своё существование, Владимир Носик попал в Малый театр. Ему повезло, его взяли, и он здесь прижился, у него осталась хорошая работа. В театре, который в непонятные 90-е Юрий Соломин и Виктор Коршунов безболезненно отстояли, актер начал с совсем маленьких ролей, но потом ему стали доверять и крупные партии. Он стал играть Ивана Чебутыкина в "Трёх сёстрах", в спектакле “Власть тьмы”.


Помимо репертуарного театра Владимир Носик стал появляться ещё и в антрепризном театре. В антрепризных спектаклях актеру повезло с партнёрами: Нина Русланова из театра им. Вахтангова, Татьяна Кравченко из Ленкома, Марина Яковлева из Нового драматического и Александр Леньков из театра Моссовета. Очень полезно поработать вместе актёрам разных театральных школ, да и зрителю интересно. Талантливому актеру скучать было некогда: репетиции, спектакли, съемки в кино.

Актёры нашего кино Российское кино, Фильмы, СССР, Длиннопост, Наши актёры
Актёры нашего кино Российское кино, Фильмы, СССР, Длиннопост, Наши актёры
Актёры нашего кино Российское кино, Фильмы, СССР, Длиннопост, Наши актёры
Актёры нашего кино Российское кино, Фильмы, СССР, Длиннопост, Наши актёры
Актёры нашего кино Российское кино, Фильмы, СССР, Длиннопост, Наши актёры
Актёры нашего кино Российское кино, Фильмы, СССР, Длиннопост, Наши актёры
Показать полностью 11
121

Фильм «Сестренка». Достойное кино о Войне.

Режиссер Александр Галибин экранизировал повесть башкирского писателя и поэта Мустая Карима «Радость нашего дома». В фильме «Сестренка» у режиссера Александра Галибина была непростая задача. В главных ролях военной драмы - дети.


«Мы потеряли ноту, которая была при жизни Ролана Антоновича Быкова. Мы ее потеряли. Это нота такого доверия к человеку маленькому, его становлению, не так, как это видит взрослый, а как видит маленький человек. Мне это дорого, я хотел бы это вернуть», - поделился режиссер, народный артист России Александр Галибин.

Фильм «Сестренка». Достойное кино о Войне. Фильмы, Великая Отечественная война, Мустай Карим, Российское кино, Сестра, Длиннопост

Действие картины разворачивается в годы Великой Отечественной войны. Главный герой фильма — шестилетний Ямиль. Его отец ушел воевать на фронт, а мальчик остался жить с мамой в далеком башкирском ауле. Однажды мать, оставив сына на попечение бабушки, ненадолго уехала в город. Вернулась она не одна, а с девочкой по имени Оксана, которую представила Ямилю как его сестру.


В башкирской деревне осиротевшая украинская девочка обрела приют и новую семью, хотя по началу отношения у нее с названным братом и другими деревенскими ребятами складывались непросто. Члены приемной семьи стали для Оксаны самыми близкими людьми. Живя с ними, девочка, видевшая своими глазами ужасы оккупации, была счастлива, поскольку чувствовала их любовь, особенно со стороны Ямиля, который проявлял в отношении новоявленной сестренки по-настоящему искреннюю заботу.

Фильм «Сестренка». Достойное кино о Войне. Фильмы, Великая Отечественная война, Мустай Карим, Российское кино, Сестра, Длиннопост

Сценарий к «Сестренке» написал Айдар Акманов. Оператор — Михаил Агранович, снявший до этого такие картины, как «Маленькие трагедии», «Ищите женщину», «Змеелов», «В круге первом», «Романовы. Венценосная семья», «Покаяние».


Почти все роли в картине играют башкирские артисты, а в главных ролях снимались семилетний уфимец Арслан Крымчурин и девятилетняя москвичка Марта Тимофеева. Юная актриса уже настоящая маленькая звездочка российского кино - она снялась уже в сорока картинах.


Если Марту Тимофееву сразу утвердили на роль украинской девочки Оксаны, которую военное лихолетье забросило в глухую башкирскую деревню, то исполнителя роли маленького Ямиля искали долго.

Фильм «Сестренка». Достойное кино о Войне. Фильмы, Великая Отечественная война, Мустай Карим, Российское кино, Сестра, Длиннопост

- Если хочешь передать ощущение, которое получил от первого прочтения «Радости нашего дома», то огромное значение имеет выбор героя и его окружение, - рассказал Александр Галибин. - У нас совершенно потрясающий ансамбль в картине: начиная от главного героя и заканчивая маленькими эпизодами. Мы очень тщательно отбирали актеров. И я приезжал в Башкирию, мы делали пробы, было много проб по республике - полгода мы ездили по школам и интернатам практически всей Башкирии.


Съемки «Сестренки» проходили в селе Новохасаново Белорецкого района Башкортостана в 180 км от Уфы — в одном из красивейших уголков Башкирии, на берегу реки Инзер. Создателям картины пришлось заново выстроить для съемок деревню, поскольку с 40-х годов Башкирия заметно изменилась. По словам художника фильма Вячеслава Виданова, создатели пытались достичь максимальной достоверности в мелочах. Им удалось отыскать одежду, предметы обихода, украшения и утварь того времени.

Фильм «Сестренка». Достойное кино о Войне. Фильмы, Великая Отечественная война, Мустай Карим, Российское кино, Сестра, Длиннопост

Мустай Карим, народный поэт Башкортостана, со дня рождения которого исполняется 100 лет. Фильм - на башкирском, русском и украинском. Литературная основа максимально сохранена. Продюсер ленты - внук Мустая Карима - на многое смотрит глазами фронтовика-деда.


Внук писателя остался очень доволен экранизацией повести своего знаменитого деда.


- Я испытываю трепетное чувство благодарности ко всем, кто принял участие в съемках картины, - признался Тимербулат Каримов. - Режиссеру и актерам удалось передать самое важное, что хотел сказать Мустай Карим: несмотря на все тяготы и жизненные лишения нужно всегда оставаться человеком. И то, что глазами и голосами детей с нами говорит Мустай, для меня очень ценно.

Фильм «Сестренка». Достойное кино о Войне. Фильмы, Великая Отечественная война, Мустай Карим, Российское кино, Сестра, Длиннопост

Стоит отметить, что, хотя «Сестренка» изначально позиционировалась как «фильм для детей», картина пришлась по душе и взрослой аудитории. Фильм уже успел получить несколько наград - был отмечен спецпризом на фестивале «Окно в Европу» в Выборге и приз «Зрительских симпатий» на XVI Международном фестивале военно-патриотических фильмов «Волоколамский рубеж».


https://tvkultura.ru/article/show/article_id/350054/

https://aif.ru/culture/movie/o_chem_film_sestrenka_i_kto_v_n...

https://www.kp.ru/daily/27033/4097194/

Показать полностью 4
176

Советские и российские фильмы ужасов: от «Вия» до «Гоголя».

Звание первого советского фильма ужасов принадлежит самой известной из всех экранизаций «Вия», поставленной в 1967 году объединенными усилиями Константина Ершова, Георгия Кропачёва и не иначе как нечистой силы.


История съёмок давно обросла массой мистических слухов, но некоторые события реальны. Во время съёмок Наталья Варлей вылетела из кружащегося гроба с большой высоты. Ее в последний момент поймал Леонид Куравлёв, но сам так сильно потянул руки, что на неделю выбыл из строя. Сыгравший старую ведьму Николай Кутузов (актрисы на роль не нашлось, все испуганно отказывались еще на пробах) впервые в жизни запил — как он сам объяснил, из страха перед «дьявольской ролью». Во время премьеры фильма на морском лайнере начался шторм. Деревянная церковь, в которой Хома читает заупокойную, позднее сгорела. Похожие неприятные события сопровождали съемки «Изгоняющего дьявола» Уильяма Фридкина, наводя на антинаучные, но вполне понятные мысли.


Главный монстр небывалого отвратительного вида и его адская свита из зеленоватых и синюшных чудовищ без лиц, с тремя парами глаз, раздвоенными носами… Но самыми эффектными все же получились сцены, снятые в «реалистичном» варианте: мертвая панночка без слов, под одну леденящую музыку Карена Хачатуряна, пытается пробиться за нарисованный круг. Ужас, стынущий на лице Хомы Брута, сполна передается зрителю. Это действительно страшный фильм.


«Вий» стал одним из лидеров советского проката, заняв символическое 13-е место. Его закупили для показа в разных странах, включая Америку, и высоко оценил король ужасов Альфред Хичкок. Первый советский хоррор стал абсолютным успехом.

Советские и российские фильмы ужасов: от «Вия» до «Гоголя». Фильмы, Ужасы, Хоррор, Советское кино, Российское кино, Длиннопост

В 1970-е, когда на Западе вестерн выходил из моды, у нас сняли «Всадника без головы» по роману Майна Рида. Сам фильм был ярким и солнечным, но скачущий по туманным горам безголовый призрак получился пугающим.


В «Принцессе на горошине» (1976) режиссер Борис Рыцарев, перенявший эстафету у Роу и Птушко, шагнул на территорию западной готики. Одна из принцесс — бледная дева в черном, убивающая женихов ради любви к троллю. В фильме показали снятые в Чехии мрачные замки, скелеты женихов, тролля с впечатляющим гримом, за которым скрывался замечательный актер Игорь Кваша. Рыцарев напомнил о темной стороне сказок.


Вышедший в 1977 году «Аленький цветочек» стал первой в нашей стране по-настоящему страшной сказкой, причем снятой скорее для взрослых, да еще и в совершенно несвойственном отечественному кино психоделическом ключе.


Режиссер Ирина Поволоцкая показала русскую деревню как напоенное меланхолией вневременное пространство. Настенька бродит там потерянной юродивой, ждущей неизвестно чего. Сыгравший ее отца Лев Дуров похож не на купца средней руки, а на толстовского персонажа, ищущего ответы на проклятые вопросы. В сценах, снятых в черно-белом дворце, где из всех цветов представлен лишь красный, фильм идет на окончательный разрыв с Аксаковым и реальностью: это декадентская мистика, в которой злые ведьмы балуются со скуки морфием. Купец теряется в петлях дворцовых лабиринтов, попадая в абстрактный XVIII век, где оживают старинные портреты и время останавливается окончательно.

Советские и российские фильмы ужасов: от «Вия» до «Гоголя». Фильмы, Ужасы, Хоррор, Советское кино, Российское кино, Длиннопост

На съёмках «Дикой охоты»


А в 1979 году, ближе ко времени перестроечных перемен, выходит первый советский мистический триллер «Дикая охота короля Стаха». Для постановки полноценного фильма ужасов опять потребовалась классика. В основу картины Валерия Рубинчика легла повесть Владимира Короткевича, которая «сверкала в белорусской литературе, как бриллиант». Рубинчик сократил побочные детективные линии, сосредоточившись на главной интриге и создании таинственной атмосферы. Действие перенеслось на 20 лет вперед, к самому началу XX века, чтобы сделать события острее для зрительского восприятия. Режиссер частично изменил и финал, сняв его в пессимистичном ключе, и заострил до предела политическую составляющую романа. Результатом стало такое диссидентское кино, что странно, как его пропустила цензура. Дикая охота, то есть власть имущие, которых охраняет продажная полиция, убивает лучших и самых беззащитных людей. Интеллигентный главный герой поднимает народ на восстание, а в финале «цепные псы режима» хватают его и везут в столицу в оковах.


Фильм снимали в красивейших местах Западной Украины, и «Дикая охота» стала одной из первых отечественных картин, где камера откровенно любуется живописными видами и старинными замками. Хороши костюмы и сам призрачный облик героинь, а зловещий маскарад Дикой охоты можно признать одним из самых страшных образов в мировом кино. Советская готика было оценена по достоинству, получив шесть наград на западных фестивалях.


В 1980 году украинский режиссер-визионер Виктор Гресь поставил сказку с элементами хоррора «Чёрная курица, или Подземные жители». В картине появился сразу в двух ролях Альберт Филозов, уже сыгравший в «Дикой охоте». Кастинг в отечественном кинематографе, когда режиссерам позволяли выбирать самим, всегда был безупречным, и неудивительно, что в мистике Рубинчика и в не по-детски серьезной сказке Греся сыграл один из самых «нездешних» советских исполнителей.

Советские и российские фильмы ужасов: от «Вия» до «Гоголя». Фильмы, Ужасы, Хоррор, Советское кино, Российское кино, Длиннопост

«Собака Баскервилей»


Постановка «Собаки Баскервилей» (1981) из многосерийного фильма «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» стала примером компромисса между жанром ужасов и советским кинематографом. Повесть Конана Дойла — чистый хоррор: летаргическая атмосфера английской глубинки, смертоносные болота и миф о собаке-призраке из самого ада. Все это было слишком страшно для советского фильма, и режиссер Игорь Масленников решил добавить как можно больше комических элементов. Отсюда — карикатурный образ сэра Генри, его пьяные выходки с Ватсоном, измененный образ дворецкого Бэрримора, превратившегося в комического педантичного англичанина, и его жена, лепечущая забавную ахинею, говоря о брате-убийце.


Последнее было идей актрисы Светланы Крючковой, которая не хотела играть трагическую роль, поскольку трагедии ей на тот момент хватало в жизни: в разгар съемок оператора фильма Юрия Векслера, мужа Крючковой, увезли с сердечным приступом. Актриса была тогда беременна и испытала мистическое чувство: если она будет играть миссис Бэрримор в слезах, то потеряет и мужа, и ребенка. Несмотря ни на что, фильм сохранил мрачную атмосферу викторианской готики, и кадры с адским псом, мчащимся по болотам словно бы прямо на зрителя, запоминались не меньше сакраментального: «Овсянка, сэр!»


В 1983 году вышла «Сказка странствий» Александра Митты, еще один философский сказочный хоррор, в котором злые колдуны похищали детей, а по зараженным городам разгуливала персонификация Чумы, нагнавшая жути на целое поколение юных зрителей. Роль бродячего ученого Орландо, мечтающего о полетах (аллюзия на Леонардо да Винчи), стала одной из ярчайших актерских работ Андрея Миронова: «Странные праздники, что-то меня знобит от этого веселья…»

Советские и российские фильмы ужасов: от «Вия» до «Гоголя». Фильмы, Ужасы, Хоррор, Советское кино, Российское кино, Длиннопост

«Халиф-аист»


Ранние 1980-е отметил хоррор, остающийся для автора статьи самым страшным зрелищем, когда-либо виденным на экране: мультфильм «Халиф-аист» по самому безысходному сказочнику всех времен Гауфу. В нем звучало слово, которое зрители, видевшие мультфильм в детстве, вряд ли и сейчас осмелятся произнести вслух: «Мутабор».


Анимация продолжала трудиться в направлении нагнетания, и вот в 1984 году на студии «Узбекфильм» выходит выдающаяся рисованная постапокалиптика по рассказу Рэя Брэдбери «Будет ласковый дождь», один из символов страха перед ядерной катастрофой, которая казалась совсем близкой на новом витке холодной войны.


Ядерную зиму переживают и персонажи постапокалипсиса «Письма мертвого человека». Фильм, среди сценаристов которого был Борис Стругацкий, совпал с Чернобыльской катастрофой и вызвал широчайший общественный резонанс. Снявший картину дебютант Константин Лопушанский под конец не смог справиться с творческой задачей. Окончательным монтажом занимались уже опытные режиссеры Алексей Герман и Семен Аранович. Главного героя, прототипом которого был академик Сахаров, сыграл Ролан Быков. Картина получила семь призов на союзных и западных фестивалях. Аркадий Стругацкий позже назвал «Письма» сильнейшим фильмом-предупреждением, с которым может сравниться лишь «На берегу» Стэнли Крамера.

Советские и российские фильмы ужасов: от «Вия» до «Гоголя». Фильмы, Ужасы, Хоррор, Советское кино, Российское кино, Длиннопост

«Письма мёртвого человека»


Въевшийся под кожу и подкрепленный Чернобылем неослабевающий страх перед ядерной войной проявился и в клаустрофобском триллере «Физики» (1988) об убийствах в психиатрической клинике, где безумие гениев прячется от безумия мира. Фильм по пьесе Фридриха Дюрренматта предваряет выступление самого писателя, в котором он выражает надежду, что Земля когда-нибудь станет домом разума.


На фоне перспективы массового переселения в рай жанровые хорроры казались почти уютными. «День гнева» (1985) по одноименному рассказу Севера Гансовского стал первым советским фильмом, соединившим ужасы с научной фантастикой. В парке советского периода бушуют не динозавры, а агрессивные и безжалостные медведи с интеллектуальными способностями человека, расплодившиеся из секретной лаборатории. Сам Гансовский счел фильм неудачным.


Экранизацию «Десяти негритят» (1987) Агаты Кристи зрители того времени рекомендовали друг другу именно как фильм ужасов. Режиссер Станислав Говорухин сделал мрачный детективный триллер еще мрачнее. Нечистая совесть визуализирована появлениями призраков за окном и воскресших мертвецов во сне. На отрезанном от большой земли острове, под механический шум прибоя, сгущается атмосфера ночного кошмара и крепнет с каждой минутой нуарное ощущение «некуда бежать». Судья придет за каждым, и его финальный смех до конца дней будет фонить в сознании.

Советские и российские фильмы ужасов: от «Вия» до «Гоголя». Фильмы, Ужасы, Хоррор, Советское кино, Российское кино, Длиннопост

«Господин оформитель»


В 1987 году режиссер Олег Тепцов представил свою дебютную работу «Господин оформитель», которая со временем обрела статус культового фильма. Как любое произведение, соединяющее в себе Zeitgeist, дух времени, и одновременно идущее своей эпохе наперерез, фильм невозможно вписать в рамки одного жанра, окрестив просто мистикой или драмой. «Господин оформитель» — это «Господин оформитель», феномен с чертами авторского почерка, не похожего ни на один другой.


Фильм поставлен по рассказу Александра Грина «Серый автомобиль», но почти ничего от него не взял. Выстроив на экране кокаиновый модерн с его бледными кукольными женщинами и пресыщенными мужчинами, Тепцов создал скорее фантазию о декадансе и ожившую иллюстрацию к описанию Алексея Толстого: «То было время, когда любовь, чувства добрые и здоровые считались пошлостью и пережитком, никто не любил, но все жаждали и, как отравленные, припадали ко всему острому, раздирающему внутренности».


Этот отравленный, истомленный самим собой Серебряный век, замерший в предчувствии грядущих катастроф, размазан по всему пространству кадра, зашифрован в блоковских строках, в то и дело мелькающих работах художников-символистов, в петербургских дворцах и трущобах, не обновившихся за столетие. Поп-механика Сергея Курехина ластится к слуху, а через минуту взрывается чистейшим восьмидесятническим роком.


В богатый на хорроры 1991 год режиссер Владимир Брагин снял «Люми» — современное переложение сказки о Красной Шапочке с эффектным монстром, рыхлым сценарием и неубедительной актерской игрой. Зато через три года Брагин почти оправдался, написав сценарий фильма, уникального даже по меркам 1990-х.

Советские и российские фильмы ужасов: от «Вия» до «Гоголя». Фильмы, Ужасы, Хоррор, Советское кино, Российское кино, Длиннопост

«Хаги-Траггер»


«Хаги-Траггер» — кривоватое и неотразимое зрелище. Криминальный боевик с элементами хоррора и доброй детской сказки, если такое можно вообразить. «Улица разбитых фонарей», «Кукла Чаки» и «Буратино» в одном флаконе. За доброту отвечает Георгий Вицин в своей последней роли. За криминал — само время и режиссер Эльдор Урузбаев, тяготевший к стрельбе и погоням еще в советском кинематографе. Сценарно сырую картину спасает общая сумасшедшинка, музыка крупнейшего кинокомпозитора Евгения Крылатова и прекрасные исполнители второго плана. Это первый отечественный фильм, в котором появились рисунки душевнобольных, добавляющие в атмосферу безумия.


В 1992 году выходит «Прикосновение» Альберта Мкртчяна, создателя яркой приключенческой фантастики «Земля Санникова» (1973) и отмеченной Гран-при итальянского фестиваля «Джиффрони» мрачнейшей драмы «Казенный дом» (1989). «Прикосновение» стало последней картиной режиссера и единственной работой в кино сценариста Андрея Горюнова (вновь наводит на антинаучные мысли). Зловещая философская притча заставляет зрителя прикоснуться к острым граням потустороннего мира, оставляя, увы, без катарсиса в экзистенциальном тупике. Мощный, исполненный безнадежности и мертвенного холода фильм подтолкнул российский кинематограф к дальнейшему развитию в жанре хоррора.


В 1997 году Николай Лебедев поставил, пожалуй, лучший отечественный триллер о маньяке «Змеиный источник». И в том же 1997 году Сергей Винокуров за две недели и две копейки снимает лучший российский фильм о вампирах «Упырь». Суровый фильм, опередивший «Блэйда» образом одинокого и безбожно крутого охотника на вампиров, апеллировал к социальной тематике громче, чем к жанру ужасов: вампиризм в нем рифмуется с бандитизмом. Честный милиционер — популярный в 1990-е образ — даже вынужден сотрудничать с молчаливым убийцей упырей в исполнении Алексея Серебрякова:

Советские и российские фильмы ужасов: от «Вия» до «Гоголя». Фильмы, Ужасы, Хоррор, Советское кино, Российское кино, Длиннопост

«Упырь»


Отличные советские актеры в небольших ролях, четко заявленный посыл, лихой и умный финальный твист, великолепная находка с полностью безымянными персонажами, поднимающий мертвецов с дивана саундтрек альтернативных рокеров Tequilajazzz…


Карьеру Винокурова в большом кино похоронил на Съезде кинематографистов Никита Михалков, выступивший с обличительной речью о фильме: «Кроваво, жестоко, бессмысленно». После этого Винокуров отправился снимать «Бандитский Петербург», а самобытный русский хоррор пошел на спад.


В 2000-х ужасы снимать перестали. Ближайшее, что можно отнести к жанру хоррора, — мистический киноальманах «Черная комната», в котором состоялся дебют Андрея Звягинцева и для которого сняли несколько новелл знаковые режиссеры девяностых Александр Хван и Григорий Константинопольский.


В 2004 году собрал большую кассу и уехал покорять заграницу «Ночной дозор», показавший готовность российского зрителя смотреть чисто развлекательное кино. И полетели первые тяжеловесные ласточки встающей с колен индустрии: беспомощная «Ведьма», перепевшая «Вия» на американский лад; испорченный ненужной боевитостью слэшер «Путевой обходчик» Игоря Шавлака, растерявшего в новом десятилетии зубы; наливная «Юленька» с вылизанной до состояния полной омертвелости рельностью, ужасно играющими детьми, чудовищно переигрывающим Башаровым и прекрасной Ириной Купченко, возвышающейся, как одинокий утес посреди кукольного домика… Почему это снято? Зачем? В чем причина? Все спятили?

Советские и российские фильмы ужасов: от «Вия» до «Гоголя». Фильмы, Ужасы, Хоррор, Советское кино, Российское кино, Длиннопост

Российские вариации на тему «Сонной лощины»: «Вий» (2014)…


«Необходимо, чтобы система производства жанрового кино заработала как конвейер», — требовал в 2012 году Святослав Подгаевский, снявший кино про ужасы в новостройке «Владение 18», где героиня произносит: «Мне здесь не по себе» с той же взволнованной, пробирающей до глубины души интонацией, с какой обычно говорят: «Свободная касса». Подгаевский напугал бы всех значительно сильнее, если бы полтора часа крутил на экране фразу: «Не бери ипотеку, это кабала до могилы», но в его мире таких проблем у людей не бывает, там царит американское благополучие.


Индустрия-то заработала, толку от нее только нет.


Режиссеры умудряются портить даже относительно оригинальные идеи, как случилось с «С. С. Д.», где в основу фильма легли пионерские страшилки про гроб на колесиках. Хотя бы потому, что никаких убийц в дурацкой лошадиной маске в тех страшилках не было! Бежали бы по стенке зеленые глаза, может, все бы и обошлось.


Наступившие 2010-е не принесли ничего, кроме злоупотребления спецэффектами и трендовыми темами соцсетей. Российский хоррор всё так же снимает кальку с Голливуда, как прошлогоднее «Проигранное место» Надежды Михалковой.


Сериал «Гоголь», который было решено выпустить в прокат, вызвал некоторый ажиотаж. Глянцевые виды хуторов и якобы страшных лесов, прилежно скопированные с «Сонной лощины» Бёртона, — это все тот же спецэффектный Голливуд, лишенный российских особенностей, кроме водки, простите, горилки, которую все распивают. Авторам не интересна русская классика, они превратили ее в бульварные ужасы, а имя Гоголя, на котором паразитируют, — в бренд по продаже своего продукта.

Советские и российские фильмы ужасов: от «Вия» до «Гоголя». Фильмы, Ужасы, Хоррор, Советское кино, Российское кино, Длиннопост

…и трилогия «Гоголь»


Ужастики в России пополнялись в основном стараниями Подгаевского, чей шестой фильм «Яга. Кошмар темного леса» выходит на Хэллоуин в этом году, и уже по трейлеру понятно, что это нарядное зрелище скроено по американским лекалам и оторвано от российской жизни так же, как и все предыдущие пять фильмов режиссера.


Как в любом жанре, самые удачные российские хорроры появляются в независимом малобюджетном кинематографе, который, к сожалению, никто не смотрит.


В 2013 году киновед Михаил Брашинский поставил «Шопинг-тур» — один из первых российских фильмов в жанре «найденной плёнки», столь любимом в «ужасном» кино. Снятый всего за 70 тысяч долларов фильм отличает замечательная игра звезды 1990-х Татьяны Колгановой, оскорбительная для финнов, но очень остроумная идея, прекрасный грим и первый за все десятилетие задел на психологическую драму в жанре ужасов.


В 2015 году Павел Хвалеев поставил на собственные деньги сюрреалистический хоррор «Три», который при бюджете в 700 тысяч рублей выглядит эффектнее дорогих фильмов Подгаевского. В 2018 году, собрав финансирование через краудфандинг, Хвалеев снял стильную антиутопию «Инволюция» о деградации человечества, которое перестает контролировать свои животные инстинкты. Фильм попал на несколько западных фестивалей, включая Fantasporto в Португалии. На следующий год запланирован выход картины Хвалеева «Я не сплю». Насколько можно судить, это будет слэшер о загадочном эксперименте, связанном с депривацией сна.


В жанре ужасов и триллеров работает и молодой режиссер короткого метра Евгений Пузыревский, снявший красивую мистику с финальным твистом «Под водой» и отличный триллер о серийном убийце «Он был его другом». В июле вышел его новый фильм в необычном формате — кровавый интерактивный триллер «Она сердится», в котором возможны четыре концовки, от хэппи-энда до очень мрачной.

Советские и российские фильмы ужасов: от «Вия» до «Гоголя». Фильмы, Ужасы, Хоррор, Советское кино, Российское кино, Длиннопост

«Тварь»


В ноябре выйдет дебютная лента Ольги Городецкой «Тварь», среди сценаристов которой — писательница Анна Старобинец. Сюжет о семейной паре, воспитывающей «неведому зверушку» вместо ребенка, напоминает «Омен» и множество других хорроров, настраивая на скептический лад. Но у фильма отличный актерский состав, и трейлер под перепетую звонким детским голоском песню «Следи за собой» группы «Кино» выглядит многообещающе. Своей тональностью картина явно отличается от большинства ужастиков: взрослее, серьезнее, под хруст попкорна не посмотришь.


Еще одна осенняя премьера — новая работа Валерии Гай Германики «Мысленный волк» по истории Юрия Арабова (сценариста «Господина оформителя» и еще множества сильных картин). Ужас перед мифическим волком-людоедом на время объединяет чужих, посторонних друг другу мать и дочь, живущих на отшибе леса. Психоделическая «Красная Шапочка» на новый лад? Смотрите в кинотеатрах.

* * *


Чтобы хоррор наконец перестал казаться в России чуждым явлением, фильмы ужасов просто-напросто нужно снимать, тем более что удач было немало. Ждать ли новых успешных проектов? Будущее жанра неотделимо от будущего всего российского кинематографа.


Автор статьи Елена Кушнир

https://www.mirf.ru/kino/sovetskie-i-rossijskie-filmy-uzhaso...

(с.) Журнал "Мир фантастики"

Показать полностью 11
Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: