Южный Обводный канал: несбывшийся проект историей в сотни лет

Один из наиболее амбициозных проектов Петербурга — Ленинграда, который так и не сбылся, но серьёзнейшим образом повлиял на архитектурно-планировочные решения южной части Санкт-Петербурга — Южный Обводный канал.


Идея подобного проекта существовала ещё в царские времена, упоминания о ней датированы концом 18 века. И если "классический" Обводный канал Петербурга был реализован еще при царях, то эта идея тянулась аж до советских времён.


Четкие чертежи сейчас едва ли можно найти, однако известно, что предполагалось его прохождение севернее, чем планировалось советскими архитекторами.


Четкие планы и обсчёты появились именно в советское время.

Южный Обводный канал: несбывшийся проект историей в сотни лет Санкт-Петербург, Обводный канал, История, Архитектура, Без рейтинга, Длиннопост

Южный обводный канал должен был пройти, в частности, по нынешней улице Бассейна - по южной границе Московского Парка Победы


Предполагаемый мост через Южный обводный канал, справа - неосуществлённая высотка по аналогии с московскими высотками:

Южный Обводный канал: несбывшийся проект историей в сотни лет Санкт-Петербург, Обводный канал, История, Архитектура, Без рейтинга, Длиннопост

Предполагалось, что канал будет начинаться у Володарского моста, затем пройдёт по трассе нынешнего бульвара Красных Зорь, улице Турку, Бассейной улице, южной границе Парка Победы, и далее – по речке Красненькой и будет впадать в Финский залив.


Примерно так:

Южный Обводный канал: несбывшийся проект историей в сотни лет Санкт-Петербург, Обводный канал, История, Архитектура, Без рейтинга, Длиннопост

Смыслов построения Южного Обводного канала было много.


Это и соединение Финского залива с Невой, чтобы иметь альтернативный маршрут для судов. И вывоз продукции промышленных предприятий из промзон, и пассажирские перевозки, и много другое.


Впрочем, далее от промышленного судоходства было решено отказаться.


Согласно Генеральному плану Ленинграда 1966 года, предполагался канал шириной 25 м, глубиной 2,5 м и протяжённостью 15 км.


Несмотря на утверждённые планы, строительство не было начато по причине экономический нецелесообразности и сложности.


Между тем, наследие плана строительства Южного Обводного канала осталось в планировках улиц.


Прежде всего, это ширина и решения фасадов бульвара Красных Зорь, который находится в не самом «парадном» месте Санкт-Петербурга.


Предполагалось, что такие дома будут стоять на берегах Южного обводного канала и потому должны выглядеть "парадно"

Южный Обводный канал: несбывшийся проект историей в сотни лет Санкт-Петербург, Обводный канал, История, Архитектура, Без рейтинга, Длиннопост

Бульвар Красных зорь в 1960-х. Перед домами - "зарезервированное" место под Южный обводный канал.

Южный Обводный канал: несбывшийся проект историей в сотни лет Санкт-Петербург, Обводный канал, История, Архитектура, Без рейтинга, Длиннопост

Во-вторых, это огромное пространство посередине ул Турку. В глубине Купчино тоже "зарезервировали" место под несбывшийся Южный Обводник

Южный Обводный канал: несбывшийся проект историей в сотни лет Санкт-Петербург, Обводный канал, История, Архитектура, Без рейтинга, Длиннопост

Даже улица Турку называлась раньше Бассейной, фактически являясь продолжением нынешней улицы Бассейной в Московском районе


Вид с дома 4 по улице Турку, 1983 г.

Южный Обводный канал: несбывшийся проект историей в сотни лет Санкт-Петербург, Обводный канал, История, Архитектура, Без рейтинга, Длиннопост

Да и само название Бассейной улицы отсылает именно к идее Южного Обводного канала, который предполагалось назвать Бассейным.

Южный Обводный канал: несбывшийся проект историей в сотни лет Санкт-Петербург, Обводный канал, История, Архитектура, Без рейтинга, Длиннопост

Несостоявшийся проект Южного Обводного канала — один из тех масштабных советских замыслов, который не сбылся, во многом, по причине начала Великой Отечественной Войны.


Огромные разрушения, людские и экономические издержки, которые Ленинград понёс за время войны, и стали, скорее всего, одной из важнейших причин, по которым к строительству Южного Обводного канала так и не приступили.