Юнит-экономика OZON: принцип расчёта и бесплатная таблица
В прошлый раз мы обсудили важность расчёта юнит-экономики и разобрали расчёт для маркетплейса Wildberries.
Сегодня расскажу, как считать юнит-экономику товара для маркетплейса OZON.
Таблица, в которой сегодня будем работать, доступна для бесплатного скачивания в телеграмм-боте от канала FiRe.
Видео-инструкция по заполнению доступна к просмотру тут.
Будем считать юнит-экономику на примере набора для песочницы вот такого формата:
Начнём заполнения первого блока таблицы - закупка и отгрузка:
Цена закупки у производителя - 347,91 руб.
Мы купим 98 шт., т.к. минимальная закупка по условиям должна быть от 30тыс.руб. и количество должно быть кратно 14 (так как в оптовой упаковке - 14 наборов). Получается, минимум для тестирования продаж мы можем приобрести 98 шт.
Мы не будем пользоваться услугами байера, т.к. покупаем сами в России. Но если вы закупаете товар в Китае, Киргизии, Корее и пр. с помощью байера - то укажите какой процент комиссии от суммы закупки он берет.
Логистика на партию - это логистика от места закупки до вашего склада или склада вашего фулфилмента. Уточняем у транспортной компании стоимость перевозки. Я поставлю 4000 руб.
Маркировка и отгрузка - это сделает фулфилмент. Уточняем тарифы и вписываем стоимость маркировки на единицу (30р.) и отгрузки на склад OZON (3500 руб.).
Отлично, видим, что по прибытию на склад, себестоимость уже выросла с 347,91руб. до 454 руб.
Далее считаем расходы OZON. Первое - это цена продажи, комиссия OZON и эквайринг.
Цену продажи ставим исходя из ситуации на рынке, чтобы быть конкурентноспособными. У нас будет 1199 руб.
Комиссию озон смотрим тут по категориям товаров (не забудьте - нужно выбрать верную вкладку в зависимости от страны).
Эквайринг - это процент, который берёт банк, когда покупатель оплачивает товар картой на сайте. Эти расходы OZON "вешает" на поставщика. Ставка эквайринга зависит от банка. Поставим усредненную - 1.5%.
Далее - самое сложное. Логистика.
Чтобы верно рассчитать затраты на логистику, нам (как и в случае с WB) нужно знать три параметра:
1. Стоимость прямой логистики (от склада озона до клиента)
2. Обратной логистики (от клиента до склада озон при возврате)
3. Процент выкупа в этой товарной категории
Прямая логистика OZON состоит из:
1. Доставки со склада до ближайшего сортировочного центра. Тариф зависит от объёмного веса товара и габаритов, а так же ограничен минимальным и максимальным значением. У нас это 6% (минимум 79руб., максимум 285 руб.)
2. "Последней мили". Это доставка с сортировочного центра до ПВЗ или курьером до клиента. Сейчас тариф 5,5% (20 руб. минимум и макисмум 500 руб.)
Итого доставка до покупателя выходит в 145 рублей.
О том, где брать тарифы и считать логистику - рассказываю в этом видео.
Обратная логистика OZON состоит из:
1. Обработки возврата - 50 руб.
2. Обратной логистики по тарифу (аналогично прямой доставки).
У нас обратная логистика в случае возврата выходит 129 руб.
Далее нужно учесть процент выкупа. Зная, что прямая логистика стоит 145 руб., обратная 129 рублей, а процент выкупа в категории игрушек составляет 92% мы считаем, что логистические расходы на ед.будут 169 руб.
Формула итоговой логистики учитывает, что 8 из 100 заказанных товаров поедут обратно и мы за это заплатим. Как это считается математически мы разобрали в Telegram-канале FiRe.
Так же добавляем расходы на хранение. Их рассчитать точно почти невозможно: это зависит от габаритов товара, тарифов озона, остатков, которые вы будете поддерживать и оборачиваемости вашего товара. Условно закладываем 5% от цены, и после начала продаж корректируем под себя по факту.
Готово! Указываем налоговую ставку и смотрим на результат:
В нашем случае маржинальность получилась низкой. Нужно договариваться на более низку цену, или минимизировать издержки на отгрузку :)
Подробная видео инструкция - доступна тут.
Таблицу для расчёта - можно забрать здесь.
Много интересного про аналитику маркетплейсов - в канале FiRe.