155

Яковлев Як-1: достойный ответ противнику

13 января 1940 года в воздух поднялся первый прототип Як-1 - И-26. Самолет имел некоторые недостатки: хлипкое крыло, двигатель М-105П брызгал маслом, недоработанный винт. Подкупала простота управления - хорошо летать получалось даже у новичков. Вооружение - одна 20-мм пушка ШВАК и четыре 7.62 пулемета ШКАС. 

Яковлев Як-1: достойный ответ противнику Самолет, История, Длиннопост

Сам И-26

Но все-таки самолет требовал серьезной доводки. 23 марта 1940 года в воздух поднялся второй прототип Яка - И-26П. Истребитель был свободен от недостатков И-26, но все-таки был еще сыроват. Первый серийный И-26П поднялся в воздух 7 июня 1940 года. После серьезной доводки проходил испытания в октябре-ноябре в Кубинке. Вместо четырех ШКАСов стояло только два.

Единственным заводом, где удалось наладить нормальное производство Яков, стал 292-ой в Саратове. Первые три машины он выдал 3 октября 1940 года (до этого машины в очень малых количествах выпускались на других заводах).

Первые саратовские Як-1 (такое обозначение самолету было присвоено в декабре 1940 года) почти не отличались от И-26П. Машины имели огромное количество недостатков - внезапно "воскресли" проблемы первого прототипа.

Яковлев Як-1: достойный ответ противнику Самолет, История, Длиннопост

Як-1 второй производственной серии, захваченный немцами

Но совершенствование Як-1 шло полным ходом. Машины 20-й серии значительно улучшились по сравнению с И-26. Боекомплект к пушке уменьшили со 120-ти до 110-ти снарядов.

Самолеты стали более продвинутыми в плане радиосвязи. Было и много других полезных изменений

Плата за все это - увеличение массы по сравнению с тем же И-26 на четверть тонны. Авиационному начальству это здорово не понравилось, и каждое более-менее нормальное предложение по облегчению Яка щедро подкреплялось деньгами. Как результат - все машины, начиная с 29-й серии имели вес 2917 кг (ну или около того).

Начиная с 36-й серии Як-1 обзавелся новым двигателем - М-105ПА. Какой-то ощутимой прибавки в мощности не было, зато мотор был надежным, да и в целом боевые качества Яка улучшились. Беспоплавковый карбюратор позволял летать "вверх брюхом" минут пять, и в пикировании пилот не грузился по поводу перегрузок. Ну и "на десерт" заменили регулятор оборотов - с Р-6 на Р-7

Яковлев Як-1: достойный ответ противнику Самолет, История, Длиннопост

М-105ПА

Як-1 с двигателем М-105П и ПА выпускался до мая 1942 года, то есть больше двух лет. Весь выпуск - почти три тысячи машин (2947).

Что интересно - рассматривался выпуск зимней модификации Як-1, без какого-то специального обозначения. Внешнее отличие от простого самолета крылось в шасси - вместо колес ставились лыжи. Что касается характеристик, то зимний Як заметно "разжирел" по сравнению с "летним" и потеря в скорости составила почти 50 км/ч. Авиационное начальство забыло эту модификацию как страшный сон, сделав малую серию - 830 машин.

Машины 43-ей серии несли неуправляемые ракеты РС-82. И хоть они легко разрывали на части самолет противника, эффективность их в воздушном бою была низкой. Попасть по крылатой машине было просто нереально. Хотя отдельные случаи наверняка имели место быть.

Против наземных сил противника ракеты были эффективней, но все равно грозным оружием не считались. Причина тому - скромный (450 грамм) заряд. Не помогал даже неплохой радиус разлета осколков (6-7 метров).

Кроме всех недостатков, ракеты еще и замедляли самолет на 30 км/ч. В бою пилоты старались побыстрее отделаться от "эрэсов". 

Всего было выпущено 1148 самолетов, оснащенных направляющими для РС-82.

1 мая 1942 года начался выпуск нового двигателя - М-105ПФ, который почти на 200 л. с. был мощнее. Тогда же в опытных образцах существовал двигатель М-107. Яковлев отдал предпочтение форсированному М-105П - ждать окончания доводки М-107 и его запуску в серийное производство времени не было. 

Яковлев Як-1: достойный ответ противнику Самолет, История, Длиннопост

Як-1 М-105ПФ

Мощность М-105ПФ варьировалась в зависимости от высоты от 1180 до 1260 л. с. Но на рабочих высотах Восточного фронта - у земли - мотор развивал 1210 л. с. Увеличилась скороподъемность, но дальность полета и потолок не изменились. 

Новый двигатель позволил Як-1 догнать Bf. 109F с мотором DB-601E. Прежде у "Фридриха" было преимущество в 60-80 км/ч. 

Но другая сторона медали - сильный перегрев двигательной установки. Приходилось постоянно следить за показаниями приборов и оборотов мотора. В бою времени на это не было, поэтому пилотам запрещалось переходить черту в 2250 об/мин. Такое решение несколько ухудшало характеристики самолета. 

Серийное производство М-105ПФ налаживалось медленно, новыми двигателями оснащались самолеты 79-й и последующих серий. Они имели плохую привычку в полете и на посадке "клевать носом" - форсированный двигатель был тяжелее.

Авиационное начальство вскоре запросило дальнейшего улучшения истребителя. Сделать это можно было двумя способами - поставить новый двигатель или дорабатывать аэродинамику.

И Яковлев, и ЦАГИ (Центральный Аэрогидродинамический институт) решили двигаться по второму пути. В итоге, институт привел в норму температуру двигателя, герметизировал фюзеляж и сделал его более обтекаемым. Яковлев же, кроме улучшения аэродинамики, занимался обзором из кабины. Фонарь стал каплевидным и вид в заднюю полусферу значительно улучшился. 

Так появился новый Як-1. Вираже он стал крутить быстрее, но решение снять два ШКАСа пришлось пилотам не по душе.

115-й завод переделал один Як-1 в соответствии со всеми рекомендациями, установив вместо двух ШКАСов один 12.7 пулемет УБС. Фонарь сделали из прямых стекол - каплевидный был низкого качества. Кроме того, самолет оснастили бронестеклами и новым штурвалом Р-1 по подобию Bf. 109. Такой вариант облегчал работу с вооружением - управлять самолетом и вести огонь можно было одной рукой. 

В результате всех изменений скорость самолета увеличилась на 40 км/ч. Новый истребитель получил новое обозначение - Як-1б.

Яковлев Як-1: достойный ответ противнику Самолет, История, Длиннопост

Як-1б М-105ПФ

Первые десть Як-1б изготовили в сентябре, а с 10 октября 1942 года завод № 292 целиком перешел на выпуск машин этой модификации. Изменения в конструкцию самолета внесли не сразу, а постепенно:

- С 87-й серии добавили убирающееся хвостовое колесо.

- С 89-й серии добавили отражатель на борту самолета, защищающий фонарь от масляных брызг из мотора;

- С 99-й серии понизили хвостовую часть фюзеляжа и установили новое вооружение. 

Последние изменения внедрили на 111-ой серии в декабре 1942 года.

Як-1б получил "урезанный" набор оборудования, лишь немногие машины сохранили радиокомпас, вариометр и другие приборы.

Выпуск Як-1б продолжался до конца выпуска Як-1 и, начиная со 111-й серии, было собрано 4188 машин. 

Продолжение следует... (P. S. Всех с праздником!)