«Я сказал себе — терпи»: как кузбассовец выиграл гонку России на сверхвыносливость
Новокузнечанин Максим Князев выиграл самый сложный ультра триатлон в России — Siberman 515. Спортсмен, представляющий команду #сборнаяcибири на SIBERMAN 2020, установил рекорды сразу на двух этапах и оставил далеко позади своих именитых соперников.
Общая протяжённость гонки Siberman 515 километров. Трасса проходит по уникальным сибирским местам и включает в себя горные массивы Саян, степи Хакасии, и настоящую сибирскую тайгу. Трудность испытания привлекает спортсменов со всего мира, каждый жаждет проверить себя в сложнейшем формате триатлона.
Siberman — это ультра триатлон. Гонка на сверхвыносливость, которая проходит в три дня:
1-й день: 10 км плыть в водоёме + 145 км ехать на велосипеде,
2-й день: 276 км ехать на велосипеде,
3-й день: пробежать 84 км.
В этом году, в Siberman принимали участие известные профессиональные спортсмены из Красноярска, Санкт-Петербурга, Минска, Москвы, Новочеркасска, Новосибирска, Томска, Астрахани, Балашихи, Дубны, Тюмени и других городов
И только Максим Князев установил новые абсолютные рекорды трассы на вело и беговом этапах. Общее время прохождения всей дистанции — 21:44:07.
«Это невероятный успех для Новокузнецка и развития цикличных видов спорта в нашем городе. Триатлон и его экстремальные версии набирают большую популярность во всём мире. Число спортсменов растёт и теперь ежегодно включает в себя тысячи соревнований с сотнями тысяч участников со всего мира. Это спорт успешных людей и спорт будущего», — отмечают кураторы группы «Я сибиряк. I`Siberian»
О том, как проходило сражение на дистанциях лучше самого спортсмена никто не расскажет. Поэтому дальше повествование идёт от первого лица. Слово герою гонки — новокузнечанину Максиму Князеву
День первый: плыть 10 км и 145 км на велосипеде
Готовясь к этому испытанию, нельзя быть уверенным на 100%, что организм выдержит запланированный график прохождения. Так же многое зависит от команды и, конечно же, чуточку везения никогда не помешает.
Плавательный этап всегда самый сложный психологически. Плыть много и долго. 10 км это примерно 3 часа. Основная задача сохранить силы и сильно не отстать от быстрых ребят.
Во время плавания я перешёл в режим киборга, отключил сознание и перестал воспринимать реальность. Только гребок, вдох, и так несколько тысяч раз.
Вышел из воды через 2 часа 53 минуты. Время очень сильное. Быстрее на Siberman не плавал ещё никто в прошлые годы. Но в 2020 году конкуренция такова, что я только 7-й.
Слаженная работа команды позволила снять гидрокостюм и переодеться в велоформу со скоростью питстопов на Формула-1. И начался велоэтап 1-го дня 145 км.
Первые 30 км были тяжёлыми и болезненными, после воды тело в шоке и ему надо придти в себя, но отдыхать некогда. Кручу мягко, но не позволяю себе даже мысли расслабиться. 35 км — четверть дистанции и кажется ноги «заулыбались», организм принимает гели и твёрдую пищу отлично, энергия пошла. Начал, выражаясь веложаргоном, вкручиваться. Но слежу внимательно за пульсом — нельзя закислиться, ведь это всего лишь первый день, разминка.
Подъезжая к развороту вижу впереди идущих соперников и оцениваю, кто в каком состоянии, и кого я смогу обогнать.
За 40 км до финиша добираю до первой «жертвы». Максимально сближаюсь, машина его команды меня пропускает, я приближаюсь до двух метров к его заднему колесу и резким виражом выхожу из слипстрима, добавив оборотов в педали, чтобы показать максимальный контраст скорости в момент обгона. Через 5 км повторяю алгоритм с ещё одним соперником. В итоге приезжаю на финиш 5-м. Ноги свежие. Быстро потянулся и уехали в отель есть и спать.
День второй: 276 км на велосипеде
Старт раздельный, с интервалом в минуту. Очерёдность по времени велоэтапа первого дня. Стартую с третьей позиции. Настраиваюсь на продолжительную работу. Планирую ехать первые 160 км мягко и не залазить в высокий пульс. Нужно сохранить ноги на третий беговой день.
Старт дан — поехал. Ветер немного встречный. Педалирую спокойно. Питаюсь каждые 20 минут. Меня обогнал один участник,сдвинув на 4-е место. Я знал понимал, что отправляться в погоню за первой тройкой очень рискованно, поэтому хладнокровно работал по собственному плану. Приближаясь к развороту на 160 км, опять изучил всех троих, которые ехали уже навстречу. Понял, что я не отстаю и, возможно, даже приближаюсь. Решил накатывать после 180 км, то есть на последней трети дистанции.
И тут неожиданно вижу машину команды, которая по правилам гонки должна ехать за своим гонщиком. Но она стоит. Прокол велосипедиста. Команда пытается заклеить или заменить колесо. Чистый форс-мажор, но я уже 3-й. Дальше даю ещё оборотов, надо отрываться и догонять второго.
Понимаю что где-то он, следующий, близко. И да, за поворотом увидел машину команды. Начинаю подкрадываться, чтобы выбрать момент для атаки. Меня замечает водитель, и, по правилам гонки, смещается влево, пропуская меня справа. Я делаю рывок и выскакиваю виражом в параллель с соперником, максимально ударяя в педали, и ухожу вперёд.
Чувство восторга, потому что соперник очень сильный велосипедист. Я и не рассчитывал даже догнать его. Наверное, что-то не так. После 200 км начинается неизвестная зона, и организм может просто отказаться работать. Но я чувствую силы, и в голову приходит мысль: а может попробовать догнать первого? 1-й ракета! Едет на заднем диске. Решаю, что буду крутить на предельном значении пульсовой зоны, но не выходить из неё, что бы не закисляться.
Едем, команда спрашивает, куда спешишь, отвечаю коротко — всё в норме. Питаюсь, пью. До финиша уже 40 км, а я еще никого не вижу. 35! И вот они, вижу машину его команды, впереди которой едет соперник. Начинаю ослаблять педалирование и подкрадываться. Сил уже немного. И начались спуски — подъёмы. Приблизившись метров на 200, вижу, что он уже давит в педали, а не крутит на высоком каденсе. Это признак усталости! Решаю атаковать в подъём, выбираю оптимальную передачу, забиваю на пульс и кручу мощно, быстро, дыша, как паровоз. Сохранив высокую скорость в подъём, обгоняю быстро и красиво. Но понимаю, что у соперника проблемы: часто встаёт и держится за поясницу. Прихватило… Бывает. Но у меня все отлично, есть ещё силы. Начинаю уходить в отрыв, чтобы избежать контратаки. До финиша 20 км. Почти всё. Но эти 20 тянутся как 100… Прикидываю цифры и понимаю, что могу привезти рекорду велоэтапа несколько минут! Невообразимо!
Включаю хладнокровие, просто держу каденс и стараюсь сохранять среднюю скорость на уровне 40 км/ч. Силы уходят, ноги уже начинают возмущаться… Говорю себе: «Терпи».
Подзываю машину своей команды, спрашиваю, где финиш. Они удивлённо говорят осталась 5-ка. Я говорю, что теряю связь с реальностью, плохо соображаю. Едем. И наконец вижу мост, за мостом поворот и финишная арка! Ура! Рекорд трассы побит на 4 минуты!
День третий: 84 км бегом
Третий день. Настал. Осталось совсем немного. По итогам двух дней переместился на 3 место, отставая от лидера на 9 минут.
Весь вечер с тренером прорабатывали стратегию, как бежать. Решили бежать первые 56 км мягко, сохраняя силы для наращивания темпа и рывка на последнем круге. Трасса состоит из 12 кругов, по 7 км каждый.
Дан старт, и все участники побежали. Больше половины убежали вперёд. Психологически тяжёло такое принять, но надо сохранять хладнокровие и просто бежать по графику. появилась надежда на победу. Сохранить 3 место — это великолепный результат на такой гонке с таким составом. Отыграть место и стать 2-м — это грандиозный прорыв! Я начал мечтать о победе, что можно назвать никак иначе, как чудом!
Но лидер бежит очень легко и увеличивает отрыв с 9 минут до 30… Терплю, не теряю концентрацию. Сохраняю чувство свежих ног, отключаюсь от внешних звуков. После 35 км мне сказали, что лидер начал тяжелеть. Думаю: хорошо, но хватит ли мне времени догнать егооего и оторваться на 9 минут, чтобы победить? Бегу в графике, с небольшим опережением. Пятидесятый километр. Мне говорят: ты начал догонять! Отлично, есть время, ещё 34 км впереди.
Но я тоже устаю, и мне очень тяжело, но терплю, сохраняю технику — не разваливаюсь! На 63 км мне кричат: «40 секунд до лидера! Давай! Делай сенсацию»! Я тут же забываю, что услышал, и начинаю бежать в забвении, без мыслей. И через 2 км вижу его спину! Вот он! Выбираю подъём для атаки так, чтобы обогнать на вершине и сразу начать сбегать. Понимаю что ему подъем дастся тяжелее, чем мне, так как он проседает по темпу. Совершаю обгон стремительно и уношусь на спуске. Пульс шкалит, но это ещё и психологическая атака. Скрывшись за поворотом, ослабляю темп и возвращаюсь в свой график. Начинаю наращивать темп, ведь обогнать мало, надо оторваться на 9+ минут.
14 км до финиша. И у меня начинаются проблемы. Прозванивает судорога в правой ноге. Это очень опасно, если сведёт, то гонку можно слить. Начинаю просить давать мне соль, много соли на пунктах питания. Эффект есть, но полного восстановления нет. Бегу на тонком чувстве.
Последний круг. 77 км позади. Осталась семёрочка! Мне кричат: «Давай!» «Ура!» «Молодец!» Убегаю на последний круг. Судорога опять даёт о себе знать! Терплю и прошу эту судорогу в ноге подождать ещё чуть-чуть. После финиша, пожалуйста, своди сколько угодно.
Выхожу на финишные 300 метров! Моя команда даёт мне флаг, и, подняв его над головой, я пересекаю финишный створ! Слов нет! Я счастлив! Побил рекорд гонки на 2 часа 40 минут. Время по сумме трёх дней 21 час 44 минуты. Это историческое сражение и феерическое достижение! Которым я обязан всем, кто меня поддерживал и особенно моей команде! Не добрались до мирового рекорда всего на 28 минут. Но это следующая глава моей книги.