Й. С. Бах, токката ре мажор, BWV 912

Й. С. Бах, токката ре мажор, BWV 912

Исполняет - Sylvia Marlowe

Семь токкат, BWV 910-916

Цикл из семи токкат можно считать завершением раннего периода клавирного творчества И.С. Баха. Серия не была сформирована им лично, это произошло уже после смерти композитора. Как бы то ни было, данные произведения находятся в явном сюжетном и стилевом согласии. Это весьма обширные и многоплановые работы. Однако, в отличие от поздних сюит и партит, части сочинений более или менее плавно переходят друг в друга. В этом плане Бах обращается к традициям XVII века.

Токката в ре мажоре приобрела наибольшую популярность из всего цикла баховских “семи токкат”. За мощной вступительной частью, которая ощущается весьма импровизационной, следуют очень глубоко продуманные эпизоды, в которых различные темы постоянно находятся в диалоге. Экспрессивные речитативные формы превращаются в адажио, исполненное в необычной тональности фа-диез минор. Адажио завершается фугой, которая, по заверению Бертрана Киле, напоминает ламенто (итал. — жалоба, жалобная песнь).

И.С. Бах вновь конструирует драматическое напряжение во втором речитативе и случайно допускает несколько “фейерверков”. Токката начинает походить на дикие танцы, что отсылает слушателя к жиге. Основываясь на очень простой идее, композитор обращается ко всем возможным тональностям в весьма скором темпе. Подобного рода произведения явно открывают нам страстную сторону Баха.

В некоторых работах, созданных в молодости, Бах вновь и вновь раздвигает границы возможного в гармонии. Оригинальный манускрипт токкаты не сохранился, редакции основывались на более поздних обнаруженных источниках, и, как нам известно, баховские произведения частенько “чистились” некоторыми нерадивыми издателями. Голосоведение и хроматизм, не подчинявшиеся “правилам” (которым Бах следовал по желанию), регулярно исправлялись – что можно проследить по изменениям в разных версиях токкаты.